17 сентября (ст. ст.) 1783 года родилась Надежда Дурова – героиня трех войн с Наполеоном, первая в истории России женщина-офицер, первая женщина, награжденная за боевые заслуги Георгиевским крестом – главным воинским орденом России; писательница. Эта удивительная женщина совершила невиданный для того времени поступок – ушла из семьи в армию и десять лет служила в кавалерии, пройдя путь от рядового до ротмистра. Надежда Андреевна Дурова навсегда вписала свое имя в историю России.
Надежда Андреевна родилась в семье ротного командира Андрея Васильевича Дурова – человека из захудалого дворянского рода. Ее мать, Анастасия Ивановна Александрович, – дочь богатого и знатного полтавского помещика. В 1781 году, в год знакомства Андрея Васильевича Дурова с семейством Александровичей, он был в чине капитана и командовал ротой. Анастасия не получила отцовского благословения на брак с русским бедным дворянином, поэтому влюбленные решили тайно обвенчаться. 15-летняя Анастасия сбежала из дома и стала женой Андрея Дурова. Через год в их семье родилась девочка Надя – «богатырь». Юная мать очень желала сына, надеясь, что его рождение поможет ей помириться с крутым по характеру отцом. Но, к ее разочарованию, родилась девочка, и мать невзлюбила дочь. 16-летняя Анастасия оказалась не готовой к материнству, а между тем в семье практически ежегодно рождались еще детки. С 1789 года по 1796 год у нее было 5 беременностей, то есть она рожала каждый год-полтора. Некоторые из детей умирали во младенчестве. Как-то Анастасия поехала к отцу восстанавливать здоровье, а в ее отсутствие Андрей Васильевич завел любовницу, о которой жена узнала по возвращении из Малороссии. Разразился скандал, однако вскоре отцу удалось его погасить. После примирения супругов Анастасия родила еще двух детей: сына Василия (1799 г.) и дочь Евгению (1801 г.). В существующей о нашей героине литературе мать Надежды выглядит злой, капризной и взбалмошной женщиной. Да, между матерью и дочерью действительно отсутствовало взаимопонимание, но что можно требовать от юной матери, слабой здоровьем, постоянно пребывающей в «интересном» положении?
Первые годы жизни Нади Дуровой прошли в Малороссии, где в Белевском пехотном полку, а затем в Полтавском легкоконном полку служил ее отец. Раннее детство, проведенное в скитаниях по гарнизонам, наложило отпечаток на дальнейшую судьбу Надежды Дуровой. В 1787-1788 гг. за малолетней дочерью ротмистр Дуров поручил смотреть своему доброму денщику по фамилии Астахов. Надежда сохранила к нему теплые чувства на всю жизнь. В «Записках кавалерист-девицы», которые Дурова издаст много лет спустя, она писала: «Воспитатель мой Астахов по целым дням носил меня на руках, ходил со мною в эскадронную конюшню, сажал на лошадей, давал играть пистолетом, махал саблею». Офицерам разрешалось брать своих детей в военные лагеря, поэтому пятилетняя девочка Надя наблюдала общие полковые и эскадронные учения. Вот тогда и полюбила она всё военное. Она была отчаянной шалуньей, проказницей, чья энергия била ключом через край. «С каждым днем воинственные наклонности мои усиливались, и с каждым днем более мать не любила меня». Таково было необычное раннее детство Нади Дуровой.
В 1788 г., когда Наде шел шестой год, ее отец вышел в отставку, и семья поселилась в маленьком провинциальном городке Сарапуле Вятской губернии, в котором отец получил должность городничего. Андрей Дуров не имел поместья, отчего большой семье приходилось экономить на всем. Избалованная с детства Анастасия стала раздражительной, нервной, вспыльчивой. Она пыталась приучить дочь к выполнению работ по дому. Однако рукоделие, кулинария и прочие женские занятия Надю совершенно не интересовали. Гораздо охотнее она лазила по деревьям, стреляла из лука и ружья. А тут еще от отца, которого она обожала, с пеленок слышала, что, если бы вместо Надежды у него родился сын, он был бы спокоен за свою старость.
Отец изменял матери, которая постоянно жаловалась на свою судьбу, полную горести и разочарований. Мать внушала своей старшей дочери, что «женщина самое несчастное, самое ничтожное и самое презренное творение на свете». Частые роды подорвали ее здоровье, она чахла и таяла на глазах. Забегая вперед, скажем, что Анастасия Ивановна умерла в 1807 году в возрасте 40 лет.
Надежда получила домашнее образование, денег на учителей не было, поэтому обучение ограничилось чтением, письмом и французским языком, на котором она не только свободно общалась, но даже писала стихи. Повзрослев, она пополнила свое образование чтением книг, а заодно выработала хороший литературный стиль. Она говорила по-польски, изучив этот язык во время военной службы.
В ранней юности любимым развлечением Дуровой стали поездки верхом. Отец подарил ей черкесского жеребца по кличке Алкид, с которым она крепко подружилась, проводя много времени в конюшне. В результате Надежда стала превосходной наездницей, державшейся в мужском седле лучше многих мужчин, а Алкид впоследствии стал ее боевым другом и не раз спасал ее жизнь в минуты опасности.
Как-то раз на Рождество Надя с подругами гадала, кто будет ее женихом. Девушки вышли из дома, и как только зеркало, в котором она должна была увидеть образ будущего суженого, оказалось в руках Дуровой, к ней внезапно подбежал Алкид. Именно тогда Надя решила, что ее будущее будет связано с кавалерией.
В 1801 году в возрасте 18 лет Надежда Дурова по воле родителей вышла замуж за чиновника земского суда Василия Степановича Чернова. В 1803 году у них родился сын Иван. В этом же году Василий Чернов исчезает из всех документов, и судьба мужа Дуровой неизвестна по сей день. По одной версии, муж оказался пьяницей и картежником; по другой версии, мужа перевели служить в Ирбит, но супруга за ним не последовала. Как бы то ни было, точно известен лишь факт, что семейная жизнь Надежды не сложилась, и она вернулась в отцовский дом вместе с маленьким сыном. Она не желала повторить печальную судьбу матери с ее бесконечными рутинными заботами о многочисленном семействе, с неблагодарностью мужа, постоянно ей изменявшего, с полным отсутствием свободы, с женскими болезнями, в результате которых та уже не могла исполнять свои супружеские обязанности. Собственное неудачное замужество Надежды только усилило ее желание свободы, и она утвердилась в намерении «выйти из сферы, назначенной природою». «Я деятельно начала изыскивать способы произвесть в действие прежнее намерение свое – сделаться воином, быть сыном для отца своего и навсегда отделиться от пола, которого участь и вечная зависимость начали страшить меня…» 17 сентября 1806 года, в день своих именин, кавалерист-девица, переодевшись в казацкую форму и оседлав Алкида, бежала из дома.
В ту ночь свобода опьянила ее, и радости ее не было предела. «Итак, я на воле! свободна! независима! Я взяла мне принадлежащее, мою свободу: свободу! драгоценный дар неба, неотъемлемо принадлежащий каждому человеку! Я умела взять ее, охранить от всех притязаний на будущее время, и отныне до могилы она будет и уделом моим и наградою!»
Надежда присоединилась к направлявшемуся на войну с французами Донскому казачьему полку, выдав себя за сына помещика Александра Дурова и уменьшив свой возраст: вместо реальных 23 лет, она сказала, что ей 17лет, что объясняло отсутствие у неё бороды и усов. В марте 1807г. она вместе с казачьим полком попала в Гродно, где в то время находился Конно-Польский уланский полк, в котором служили рядовые «дворянского звания». При вербовке они не подвергались врачебному осмотру, поэтому Надежде не грозило разоблачение. Назвавшись Александром Васильевичем Соколовым, дворянином из Пермской губернии, Надежда 9 марта 1807 года была зачислена в штат уланского полка в звании «товарищ» (чин рядовых дворянского происхождения). В этом полку она прослужила примерно полгода.
4 июня 1807 года Конно-Польский уланский полк участвовал в бою под Гутштадтом (Восточная Пруссия). Это был первый бой Надежды Дуровой, в котором она проявила себя с самой лучшей стороны: она отличилась самоотверженностью, полным презрением к опасности. Несколько раз храбро ходила в атаки на кавалерию французов, так что ей присвоили звание унтер-офицера. Именно в этом бою Надежда Дурова спасла жизнь раненого русского офицера.
В следующем сражении при Гейльсберге уланы врубились во фланг наступающей французской кавалерии. Весь день продолжался бой. Дурова чудом избежала гибели: французская граната упала прямо под копыта ее коня, но Алкид мощным прыжком отнес свою всадницу в сторону от взрыва. «Высокое чувство чести, героизм, приверженность государю, священный долг к Отечеству заставляют простого солдата бесстрашно встречать смерть, мужественно переносить страдания и покойно расставаться с жизнью…» - вот размышления Надежды Дуровой о той битве. Главной же её мыслью было духовное возрастание высоких моральных качеств воина: «Неустрашимость есть первое и необходимое качество воина, с неустрашимостью неразлучно величие духа, и, при соединении этих двух великих достоинств, нет места порокам и низким страстям».
Отличилась Надежда и в последнем бою этой кампании – под Фридландом (2 июня 1807года). «В этом жестоком и неудачном сражении храброго полка нашего легло более половины! Несколько раз ходили мы в атаку, несколько раз прогоняли неприятеля и в свою очередь не один раз были прогнаны! Нас осыпали картечами, мозжили ядрами, а пронзительный свист адских пуль совсем оглушил меня!» - вспоминала Дурова. Ей казалось, что она попала в кромешный ад, которым ее устрашали в детстве взрослые, но эта картина ада померкла бы перед сценами фридландской бойни.
При отступлении к Тильзиту в царившем беспорядке Дурова отстала от полка и чуть не потеряла своего коня. После подписания Александром I и Наполеоном Тильзитского мира 7 июля 1807года война окончилась, и Польский уланский полк отправился в Россию под город Вильно.
Вскоре тайна личности Соколова была раскрыта. Причиной явилось письмо, отправленное отцу перед сражением у Фридланда, в котором она умоляла родителей простить ей побег из дома и просила благословить на продолжение военной службы. Андрей Васильевич Дуров по прочтении письма тут же обратился к властям с просьбой отыскать пропавшую дочь и вернуть ее домой.
Слухи о кавалерист-девице дошли до самого императора Александра I, который приказал провести о ней тайное расследование и пожелал лично встретиться с Дуровой. По его приказу, не раскрывая её инкогнито, «Александра Соколова» со специальным курьером доставили в Санкт-Петербург. К ее формулярному списку был приложен рапорт главнокомандующего Буксгевдена: «Отличное поведение его, Соколова, и ревностное прохождение своей должности с самого вступления его в службу приобрели ему от всех, как начальников, так и сотоварищей его, полную привязанность и внимание. Сам шеф полка Генерал-Майор Каховский, похваляя таковое его служение, усердие и расторопность, с каким исполнял он всегда все препорученности, во многих бывших с французскими войсками сражениях, убедительно просит оставить его ему в полку…».
31 декабря 1807 г. Надежда предстала перед Александром 1. Император был поражен самоотверженным желанием женщины служить Отечеству и принял решение не препятствовать Дуровой службе в армии. Так «Соколов» получил новую фамилию – Александров (в честь императора), был переведен в Мариупольский гусарский полк, в котором прослужил 3 года. За участие в боях и за спасение жизни офицера под Гутштадтом в 1807 году Надежда Дурова была награждена серебряным Георгиевским крестом и получила офицерский чин корнета. Царь потребовал сохранение ею тайны. Надежда поклялась, что будет выдавать себя за мужчину до конца своей жизни. По просьбе Дуровой император определил ее единственного сына Ивана в закрытое военно-учебное заведение – Императорский военно-сиротский дом в Петербурге. По приезде на новое место службы она узнала о смерти матери и испросила отпуск, который провела в отцовском доме целых два года.
В 1811 г. Дурова перешла в Литовский уланский полк, так как служба в гусарах требовала значительных средств, а Дурова не имела никаких доходов, кроме жалованья. Уланские офицеры жили скромнее.
В составе Литовского уланского полка Надежда, будучи уже подпоручиком, приняла участие в боевых действиях Отечественной войны 1812 года. Она командовала полуэскадроном из 60-70 всадников. С уланским полком Дурова прошла весь путь Русской императорской армии от границы до Тарутина.
В Отечественную войну за героизм, проявленный в боях с французами, Надежда Андреевна получила следующий чин – поручика. Она храбро сражалась под местечком Миром, под Романовом, Салтановкой, Гжатском, Смоленском, под Колоцким монастырем и другими населенными пунктами. О битве под Смоленском она писала: «Я опять слышу грозный, величественный гул пушек! Опять вижу блеск штыков!... Нет, трус не имеет души! Иначе как мог бы он видеть, слышать все это и не пламенеть мужеством!»
В Бородинском сражении Дурова сражалась в самом опасном месте – на Семеновских флешах, где получила ранение в ногу, из-за которого была вынуждена взять отпуск для лечения. Отпуск она провела в родительском доме в Сарапуле, а весной 1813г. снова вернулась в Русскую армию и участвовала в ее заграничных походах 1813-1814 годов – в Польше и Германии. В 1813г. кавалер-девица стала участницей осады крепостей Гарбург (Харбург) и Модлин, вместе с остальными осуществила переход через Богемские горы. Она продолжила службу до марта 1816 года, то есть прослужила в армии в общей сложности 10 лет. Начав службу рядовой, дослужилась до штабс-ротмистра. Причиной отставки стало то, что известия о тайне Александрова постепенно становились предметом сплетен. Она покинула Литовский уланский полк и отправилась домой в Сарапул. Там она требовала, чтобы ее называли мужским именем, носила мундир отставного офицера кавалерии, писала романы. После смерти отца в середине 1820-х годов его должность городничего занял сын – Василий Андреевич, переведенный вскоре на ту же должность в город Елабугу. Вместе с братом переехала в Елабугу и Надежда Андреевна. Здесь к ней шли жители Елабуги с различными просьбами, и она помогала им в меру своих сил и возможностей. Здесь же Надежда Дурова вплотную занялась литературной деятельностью. Брат Василий показал ее мемуары А.С. Пушкину, который в 1836 г. опубликовал их в журнале «Современник». «Записки кавалер-девицы» имели шумный успех и их автор и его патриотические подвиги стали известны всей России.
Н.А.Дурова – одна из самых известных писательниц ХIХ века. Ее произведения «Игра судьбы», «Серный ключ», «Павильон», «Гудишки», «Угол» и, конечно же, «Записки кавалерист-девицы» были очень популярны среди русской читающей публики. В 1840 г. вышло ее собрание сочинений в 4-х томах. Ее творчество высоко оценили А.С.Пушкин, В.Г.Белинский, Н.В.Гоголь, В.А. Жуковский. Темой ее произведений, написанных в романтическом ключе, было осмысление роли женщины в обществе, ее раскрепощение, возможность проявить себя на любом поприще. И в своей личной жизни Надежда Андреевна Дурова боролась за свободу – как личную, так и за свободу Родины.
Надежда Дурова прожила долгую жизнь, до конца дней сохраняя бодрость и твердость духа. Дурова скончалась 21 марта 1866 года в возрасте 83 лет в Елабуге, где жила в собственном доме, купленном на литературные гонорары. Ее похоронили на Троицком кладбище Елабуги с воинскими почестями, положенными офицеру Русской императорской Армии.
В июне 2013 г. в городе Сарапуле был открыт памятник Надежде Андреевне Дуровой. Также в Сарапуле одна из улиц названа в честь славной землячки. Подвиги Надежды Дуровой во славу и свободу России служат для современной молодежи ярким примером для подражания.
Мария Павловна Тоболова, кандидат филологических наук, доцен