Глумление над Православием

О фильме «Сердце Пармы»

Русофобия 
1 наталья чистякова 
1886
Время на чтение 6 минут

Примечательно, что в переломное для России время после семи месяцев тяжелейшей спецоперации на Украине особую актуальность вновь обрёл вопрос Максима Горького: «С кем вы, мастера культуры? С чернорабочей силой культуры за создание новых форм жизни или вы против этой силы, за сохранение касты безответственных хищников?».

Просмотр блокбастера или экшен-драмы режиссера Антона Мегердичева «Сердце Пармы» по мотивам романа Алексея Иванова даёт ответ, на чью мельницу льют воду создатели этого фильма, появившегося в начале октября на экранах всех центральных кинотеатров Перми.

Почему фильм был так широко разрекламирован именно в Перми? Первоначальное название романа – «Чердынь – княгиня гор», и центральное его действие происходит в одной из исторических жемчужин края, городе Чердыни. Часть съемок фильма «Сердце Пармы» проходила на севере Пермского края – в окрестностях города Губахи. Там были построены все необходимые, но достаточно примитивные декорации – деревянный город, крепость, церковь и дома на сваях. В массовых сценах участвовали жители Прикамья. Более того, из моего родного посёлка Юго-Камск на место съёмок был пригнан большой табун коней в сопровождении местного коневода и мастера по конному спорту Михаила Бакилина. Конечно, и он показал класс езды в массовках. Съемки сверхзатратной картины завершились в феврале 2020 года, однако, показанная в нём история присоединения Перми к Московскому княжеству в середине пятнадцатого века имеет мало общего с реальной историей.

Мог ли фильм стать духоподъёмным, прославляющим Православие и русский народ? После просмотра блокбастера можно сказать однозначно – нет! Фильм и не мог стать другим, коль скоро был снят по мотивам насквозь антиправославного романа. Вспомним Нагорную Проповедь, в которой сказано: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей шкуре, а внутри они – волки хищные. По делам их узнаете их. Разве собирают с терновника виноград, а с репейника – смоквы? У доброго дерева и плоды добрые, у худого дерева и плоды худые».

Тем не менее, зрелищный и остросюжетный фильм встретил, судя по рекламе, восторженную оценку у многих его зрителей: «Класс! Супер! Круто! Игры престолов отдыхают!». Необходимо отдать должное актёрской игре. Исполнитель главной роли чердынского князя Михаила актёр Александр Кузнецов перед началом съёмок много тренировался, чтобы самостоятельно выполнять большую часть трюков. Александру даже удалось перебороть свою боязнь лошадей, и в итоге он научиться скакать верхом не хуже профессиональных каскадёров. «Князь Михаил – рефлексирующий пацифист и романтик, который пытается примирить всех людей вокруг, объединить язычество и христианство. Это не история бесстрашного профессионального воина, это история чистой любви к своей женщине, друзьям, людям и миру», – так сказал о своём герое Александр Кузнецов.

Каков же результат такого «объединения язычества и христианства? Фильм, буквально, переполнен языческой мистикой. Уже в начале его Айчель, нянька юной Тичерти, – в талантливом исполнении Розы Хайруллиной – объясняет детям, что у каждого человека пять душ, а после прикосновения девочки к Золотой бабе, Сорни-Най, объявляет её ведьмой-ламией, способной на любые перевоплощения.

Характерна сцена языческого празднества девушек-пермячек и молодых мужчин у огромной Прокудливой берёзы, ветви которой густо увешаны девичьими лентами – символами гаданий на женихов. Тичерть, появившись из леса, одевает венок из цветов на голову князя Михаила, своего избранника. Буйные пляски заканчиваются блудом пар, разбредшихся по лесу, а Михаил овладевает обнажённой Тиче. Вообще Елене Ербаковой, исполнительнице роли главной героини, дочери языческого князька Тичерти, не позавидуешь! Она неожиданно является голой в холодной воде, пугая всех людей, согнанных епископом Ионой на крещение. Позже героиня без одежды предстаёт перед зрителями в зимнем лесу, колдуя над замерзающей Калиной. В обличье рыси вводит в страх похотливого думного дьяка Венца, сосланного из Москвы в Чердынь.

Известному актёру Евгению Миронову выпала роль епископа Ионы, крестителя народов пермских земель. Сама сцена крещения в зимней реке становится пародийной, а попытки обратить язычников в православие не приносят результатов из-за их чрезмерной жёсткости.

Блокбастер получился остроконфликтным, изобилующим сценами сражений. Красочен набег вогулов на Усть-Вым, когда в поваленные ворота городка въезжает на коне, украшенном оленьими рогами, хакан Асыка, в великолепном исполнении Валентина Цзин. Под восторженный рёв сородичей он высоко поднимает на руках Сорни-Най, украденную русскими Золотую бабу, за кражу которой был распят на берёзе епископ Питирим. Примечательно, что в романе Алексея Иванова вогулы врываются в Усть-Вым верхом на лосях, за что опус был подвергнут справедливой критике не только от охотников и биологов.

Не менее драматичен набег русских на Пелым, оплот вогулов, и пленение Асыки, вскоре отпущенного Михаилом. В одной из аннотаций на фильм так говорится о его замысле: «Отныне только от Михаила зависит будущее родной пармы, древних суровых земель, напоённых чудодейственной мощью кровавых языческих богов. Здесь сталкиваются герои и призраки, князья и шаманы, вогулы и московиты. Здесь расстаться с жизнью – не так страшно, как выбрать между долгом, верностью братству и любовью к единственной женщине на свете». Хорош «выбор», не правда ли?!

Центральное и самое зрелищное сражение фильма – безуспешная попытка Михаила вместе с князьками соседних племён противостоять стремлению великого князя Московского Ивана Третьего покорить пермские земли огнём и мечом. Иван Третий в талантливом исполнении Фёдора Бондарчука предстаёт как единодержавный и самодержавный монарх, которому должны быть одинаково подчинены как его служилые князья, так и простые слуги.

В фильме создатель единого Русского государства и «собиратель земли Русской» – по-своему коварный и жестокий человек. Таков и его верный слуга Фёдор Пёстрый, возглавивший войско московитов для беспощадной расправы со всеми непокорными правителями пармы.

Сценарий фильма написали Сергей Бодров, автор проекта «Монгол», и Илья Тилькин – проект «Годунов». Те, кто посмотрели данные киноленты, представляют, как далеки они от реальной русской истории. В общей сложности за все время съемок в фильме приняли участие более двух тысяч человек. Статисты специально не брили бороды по несколько месяцев, чтобы сняться и в летнем, и в зимнем блоках.

Затраты на экшен-драму непомерно, неоправданно велики. Костюмы жителей вымышленного водяного города Уроса сшиты на заказ из настоящей рыбьей кожи – уже не говоря о других нарядах и прочих расходах. Каков же итог всего этого шоу? Уже после выхода в свет книги «Чердынь – княгиня гор» сотрудники Чердынского краеведческого музея и священнослужители города откликнулись возмущёнными письмами во все газеты: «Не мы ли нынче кричим о необходимости возвращения идеалов, о культурном воспитании молодёжи, о возрождении духовности? И, тем не менее, чуть ли не книгой года становится роман, где епископ Иона назван убийцей, где обвиняется в стяжательстве и корыстолюбии Сергий Радонежский, благословивший русские рати на победу в Куликовской битве?».

Так и в фильме «Сердце Пармы» нет ни намёка на возрождение духовности, а есть лишь неприкрытое глумление над Православием, по существу, приравненному к язычеству. Воистину, «у худого дерева и плоды худые». Такие ли экшен-драмы нужны русскому и другим коренным народам России во времена нашего испытания на прочность веры в Бога и силу воли, во времена битвы за наше достойное будущее?

Галина Васильевна Чудинова, член Союза писателей России, кандидат филологических наук, член старообрядческой общины, Пермский край

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Пару слов про "Годунова"

Кстати, раз в материале упомянут нашумевший сериал "Годунов" 2018 года, скажу пару слов о нём. С одной стороны, радует, что создатели сериала не пошли по проторенной широкой дороге ("широки пути...") повторения заезженных антигодуновских клеветнических пасквилей и мифов, в сериале Борис Феодорович на удивление не предстаёт клиническим шекспировским злодеем, одержимым маниакальной жаждой власти ("Хоть семь дней, лишь бы царствовать!"). Мы видим глубокую живую Личность, а не ходульного главного отрицательного персонажа Русской истории, коим он являлся на протяжении всей эпохи Романовых (в наше время на подобную роль был назначен Сталин). С другой стороны, в сериале нам показали, что первая встреча Бориса Годунова и Грозного Царя произошла в то время, когда Годунов уже был здоровым совершеннолетним лбом, ищущим себе невесту. Между тем хорошо известно, что Борис Феодорович и его родная сестра Ирина Феодоровна рано лишились родителей, а поскольку их дядя был царским постельничем, то они с раннего детства росли при царском дворе вместе с царскими детьми. Иван Васильевич любил Бориса и Ирину как своих родных детей. Вот откуда у Бориса Феодоровича появились столь глубокие навыки управления государством, изумлявшие его современников! Он с младых ногтей постигал данное сложное искусство. В сериале же он выглядит эдаким подкаблучником, который делает придворную карьеру при помощи тестя исключительно для того, чтобы доказать своей властолюбивой жене, дочери Малюты Скуратова, что она не зря вышла за него. И хотя радует, что в сериале Годунов оказался не причастен к смерти Дмитрия Угличского, но то, что нам показали вместо этого, тоже подходит под категорию какой-то трэшовой фолк-хистори. Из его жены слепили просто какого-то средневекового Терминатора в сарафане. На основании чего? Да просто потому, что она дочь Малюты Скуратова. От Малюты может ли быть что доброе? В общем, дочь ответила за отца. Так что сериал вроде бы и неплох (на фоне остального современного российского кинематографа), но очень многие моменты, показанные в нём, не имеют отношения к действительности, и являют собой лишь полёт неограниченной фантазии его создателей.

3. Совершенно согласен с критикой.

«Князь Михаил – рефлексирующий пацифист и романтик, который пытается примирить всех людей вокруг, объединить язычество и христианство. Это не история бесстрашного профессионального воина, это история чистой любви к своей женщине, друзьям, людям и миру», – так сказал о своём герое Александр Кузнецов.


Естественно, в то время не было и быть ни могло ни экуменических проектов, ни, кстати, романтической любви, без которой современный блокбастер невозможен.

P.S. А вот что писал летописец о гибели епископа Питирима:


"Не сжалились немилосердные вогуличи и вятчане, видя святого, стоящего на молитве и готового воспринять мученическую кончину. Неистово устремились они на безоружного старца и один за другим начали наносить ему удары. Святитель, как-бы не чувствуя их, кротко увещевал Асыку и бывших с ним; но увещания не могли тронуть их ожесточенные души и варварски был замучен Владыка Пермский от руки Асыки; само тело его, опозоренное наглыми кровопийцами, брошено было на мысу".

Константин В. / 27.10.2022, 22:37

2. Ответ на 1, Русский Сталинист:

Это самая настоящая идеологическая и культурная диверсия. В современных реалиях выпускать на большой экран фильм, в котором злобные коварные московиты покоряют свободолюбивых добрых аборигенов... Вот уж точно, Сталина на них нет!

С христианской точки зрения, это бесы вогулов заявили о себе. Они еще здесь , в нашей плоскости Бытия. Почему то с этого ракурса проблемы никто рассматривает , материализм устойчиво закрепился в обыденной жизни людей. А Нечисть вопиет !
учитель / 27.10.2022, 15:55

1. Пятая колонна за работой

Это самая настоящая идеологическая и культурная диверсия. В современных реалиях выпускать на большой экран фильм, в котором злобные коварные московиты покоряют свободолюбивых добрых аборигенов... Вот уж точно, Сталина на них нет!
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Чудинова
Мариино стояние – испытание веры и воли
Репортаж со службы в староверческом храме
22.04.2024
Вера, воля, знание – путь русского спасения
Нам нужна солидаризация государства и госуправления, важнейшими элементами которой являются солидарная экономика, солидарное государство и солидарное общество
09.04.2024
Справедливый образ России в мире
О деятельности члена Зиновьевского клуба Владимира Анатольевича Лепехина
02.04.2024
Кто виноват и что делать русским?
Нынешняя власть в развитии страны не заинтересована
29.03.2024
Безбожие и безволие русских – причина трагедий
Неужели и сейчас не будут сделаны соответствующие выводы?
25.03.2024
Все статьи Галина Чудинова
Русофобия
Ждём новых «крокусов»?
Почему практически ничего не изменилось с момента ужасного теракта?
22.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Миронов
23.04.2024 23:34
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03