После недавнего просмотра нового, широко разрекламированного фильма «Сердце Пармы» должен признаться, что картина получилась действительно неплохой. Думаю, это связано, прежде всего, с тем, что отечественная киноиндустрия получила большой стимул для своего развития благодаря вложениям в кинопродукцию больших денежных средств. В российском кино повысился шанс создания технически качественных произведений, каким и получился в итоге этот фильм. Критики справедливо отмечают хорошую режиссёрскую работу Антона Мегердичева, который постарался скрупулезно и внимательно перевести на киноязык повествование писателя Алексея Иванова и представить на экране историю уральской глубинки нашей необъятной Родины, бережно и уважительно показать жизнь и быт населявших ее людей.
Вряд ли кто из любителей кино не согласится с тем, что мы до сих пор очень мало знаем о прошлом народов Сибири и Урала. За последние тридцать лет фильмов, посвященных истории коренных народов этих и других отдаленных регионов, порой нелегких путях их вхождения в Россию, почти не было. И вот перед нами, как поначалу кажется, настоящий шедевр.
Создателям «Сердца Пармы» удалось художественно воссоздать дух той земли, оживить реальные и вымышленные исторические образы, даже язык средневекового Пермского края и вообще атмосферу пятнадцатого века. Тем более, что снимали фильм в тех самых, описываемых в книге, местах, около Перми, – недалеко от городка Губаха, расположенного более чем в двухстах километрах от столицы края. В живописной местности вдоль берегов реки Косьвы, среди гор и заповедных лесов Среднего и Северного Урала, в нескольких сотнях километров от цивилизации кинематографисты построили целый средневековый русский город. Создателям фильма удалось передать в своей картине самобытную красоту Русского Севера, что способствовало погружению зрителя не только в историческое прошлое, но и в реальную географию края. Не могу не присоединиться к отзывам критиков, по самой высокой шкале оценивших постановку трюков в боевых сценах, замечательную работу операторской группы, гримеров, художников, отлично проработанные декорации. И конечно костюмы героев фильма, которые так органично погружают зрителя в показанную эпоху. И что особенно важно, о чем единодушно пишут многие критики, – в картине, несмотря на наличие многочисленных сцен схваток между героями, сражающихся на мечах и копьях, нет кровавых натуралистических сцен. Авторы картины постарались беречь нервы зрителей, прежде всего подрастающего поколения, от жестокого реализма боевых действий, кровавого средневековья. В целом же, они создали прекрасный пример развлекательного кино псевдоисторического жанра с элементами фэнтези.
По словам писателя Алексея Иванова, по чьей книге снято это кинопроизведение, фильм сделан в жанре пеплум, то есть в таком жанре исторического кино, когда в фильмах, несмотря на историчность сюжета, могут присутствовать значительные расхождения с историей в угоду зрелищности, и не всегда ставится задача достоверного воссоздания исторических событий. История в таких картинах может трактоваться достаточно вольно. В этом фильме была показана конкретная эпоха времен Великого князя Московского Ивана III Васильевича или Ивана Великого, с 1462 по 1505 года Государя Всея Руси, и также вполне правдоподобно показаны главные реальные исторические персонажи этой эпохи.
Основой сюжета романа и фильма стали исторические события второй половины XV века, когда в 1451 году Василий II Темный отправил в Пермь Великую – Чердынь – верейского князя Ермолая с детьми Михаилом и Василием. По утверждению авторов фильма, эпическая драма «Сердце Пармы» – это история противостояния двух миров: Великого Московского княжества и Уральской Пармы, древних пермских земель, населенных язычниками: вогулами, ханты, манси, коми и другими народами. В центре конфликта цивилизаций – судьба русского князя Михаила (видимо, сына Ермолая), который, по сюжету фильма, полюбил юную Тичерть, ведьму-ламию, способную принимать облик рыси. Главному герою выпадают тяжелые испытания: страсть к язычнице и верность запретной любви, поход на племена вогулов, кровопролитные сражения. Апофеозом противостояния Пармы с Московским княжеством является заключительное сражение, в котором московское войско побеждает, и Великий князь Иван III берет эти земли под свое покровительство.
Если углубиться в историческое прошлое того края, Прикамья, то в те времена среди его населения преобладало традиционное коми-пермяцкое язычество. Неукреплёнными святилищами были Чердынь и Искор. В конце XIV века на эти территории стало проникать Православие. В 1455 году епископ Питирим попытался крестить население Перми Великой, но был убит.
Вот что нам говорит об этих событиях краткое житие священномученика Питирима, епископа Великопермского:
Священномученик Питирим был избран и посвящен на Пермскую кафедру после страдальческой кончины святителя Пермского Герасима († после 1441 г.). До этого святитель Питирим в сане архимандрита настоятельствовал в Чудовом монастыре. Епископ Питирим трудился в утверждении христианской веры среди зырян и вогулов-язычников, призывал всех отстать от грабежей, хранить мир, увещевал и князя Димитрия Шемяку не изменять клятвенным договорам. Своей проповедью он обратил в христианство многих вогулов, чем возбудил страшный гнев предводителя их – Асыки. И когда святитель совершал освящение воды на мысе при слиянии Ваги и Вычегды, Асыка убил его – 19 августа 1455 или 1456 г.
Новый епископ Иона Пермский, он показан в фильме как реальный персонаж, также начал крестить местное население. Согласно сценарию фильма, продолжением этого крещения, стал, вероятно, Чердынский поход 1472 года, в ходе которого московский отряд разорил коми-пермяцкое святилище в Искоре (к тому времени святитель Иона уже скончался в 1470 г.). Эти события, как можно предположить, и показаны в фильме, который заканчивается битвой между войском Московского Великого князя и объединенными отрядами Пармы, руководимыми, между прочим, русским князем Михаилом. Сражение заканчивается поражением местных народов. О деятельности святителя Ионы, епископа Великопермского на Пермской земле повествует его житие:
Святитель Иона был пятым епископом Пермским. В 1455 году он прибыл в Усть-Вымь — главное селение обращенных в христианство зырян, где еще в 1383 году святым Стефаном была учреждена кафедра при построенном им храме в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Принимая место, обагренное кровью двух его предшественников, священномучеников Герасима и Питирима, святитель Иона понимал какие трудности ожидают его на этом пути. Время междоусобиц уже проходило, и великий князь Василий Васильевич Темный еще в Москве обещал святителю защиту и покровительство. Присланная им сильная московская рать за 1458–1459 гг. установила в Пермских пределах относительное спокойствие, усмирив при этом вятскую вольницу, принимавшую участие в грабежах поселений зырян и убийстве святителя Питирима. В случае же набегов полудиких племен вогулов (или вогуличей) Новгород и Устюг были обязаны по первому требованию Пермского епископа оказывать ему военную помощь.
Заручившись такой поддержкой, святитель Иона смог все свои силы направить на укрепление Пермской Церкви. Главным делом жизни святителя стало дальнейшее просвещение наиболее упорно державшихся верований небольших, но очень воинственных народностей Великой Перми — остяков и вогулов. Являясь соседями уже крестившихся зырян, они врывались в их поселения, грабя и принуждая жителей отказываться от истинной веры. Подобно первосвятителю Пермскому Стефану, святитель Иона встретил на своем пути немало лишений, опасностей и гонений. Неутомимо боролся он с влиянием волхвов и жрецов на простодушный народ, поклонявшийся языческому истукану – Золотой бабе.
В 1459 году архипастырь уезжал в Москву, где принял участие в Соборе, в частности, в составлении послания литовским епископам о хранении верности православию.
В 1462 году епископ Иона был вызван на прения о вере, которые проходили в Уросе, владении пермских языческих князьков. Одержав убедительную победу над главными пермскими волхвами, святитель сумел зажечь светом Христовой истины сердце одного из наиболее влиятельных в тех местах князей (по некоторым сведениям, сына того самого Асыки, от руки которого принял кончину святитель Питирим).
С помощью этого князя, нареченного во Святом Крещении Михаилом, епископ Иона приступил к искоренению языческих кумирниц и идолов. За 1462–1463 годы проповедью слова Божия епископ Иона окончательно обратил в христианство народы Великой Перми, которую он, по выражению летописца, «добавне крести».
В 1468 году пермские земли пострадали от набега казанских татар. Святитель Иона, не щадя своих сил, старался помочь пострадавшим.
Пятнадцать лет длилось его святительское служение в Пермской земле. 6 июня 1470 года святитель Иона мирно отошел ко Господу. По свидетельству летописца, «положено бысть святое тело его на Усть-Выми, в его епископии, близ мощей святых в церкви (Благовещения Пресвятой Богородицы), по левую сторону Герасима и Питирима, епископов Усть-Вымских, чудотворцев.
Центральной темой фильма является вера – столкновение Православия с язычеством. Местные жители имеют тесную связь со своими божествами. Их духовный мир кажется стороннему наблюдателю мрачным и жутким, но принять в свой мир другого Бога и пришельцев из Московии они не готовы. Языческое население осознает, что в случае принятия Православия из их истории навсегда исчезнет столь дорогое им наследие предков, их древние ценности. Именно это заставляет эти народы так отчаянно бороться за своё прошлое, проливать кровь и отдавать за него свои жизни.
Но Государь всея Руси, расширяя свои владения на восток, прекрасно понимает, что язычество будет препятствовать объединению многочисленных народов Православной Руси, поэтому твёрдой рукой осуществляет крещение коренных жителей Урала.
Говоря о фильме, хочется отметить прекрасную игру практически всех актеров, особенно заслуженного артиста России Сергея Пускепалиса, сыгравшего в картине свою последнюю роль – воеводы Полюда. Светлая ему память! А также Евгения Миронова – талантливо воплотившего на экране образ епископа Ионы, сильного и высокодуховного человека, который в действительности сделал очень многое, чтобы окрестить в Православную веру коренные народы Урала.
В целом, фильм получился. И не просто неплохим, для своего жанра – это настоящий шедевр отечественного кинематографа. Вот только… появился он не ко времени. Да и вопросов у православного зрителя к авторам фильма остаётся достаточно.
Так, например, сравнивая сценарий фильма с житием святителя Ионы, хочется спросить авторов: зачем они заменили сына местного язычника на русского православного князя? И почему главный герой, князь Михаил, внешне иногда так сильно напоминает последнего российского императора Николая Второго? А его любовь и страсть – не отзвуки ли это скандального фильма под названием «Матильда»? Что это за игра воображения?
В кино, как «важнейшем из искусств», важны акценты. В «Сердце Пармы» они явно смещены, откровенно направлены в сторону негативного восприятия всех московитов. Ни одного положительного образа, за исключением финала, когда какие-то люди, в одеждах московских, приходят на помощь главному герою.
Финал картины вообще какой-то неясный и примитивный. Можно сказать, интернационально-экуменический. Все люди братья, все хорошие, все помирились и будут жить долго и счастливо, поклоняясь каким угодно богам и служа каким угодно хозяевам…
Теперь давайте разберём некоторые моменты подробнее. В фильме показывается, как местные коренные жители защищают свои родные земли, свое прошлое от злого врага – от московитов. И хотя русские несут язычникам истинную веру – Православие, чтобы под эгидой русского царя они смогли подняться на новую ступень своего развития, коренные народы этого посыла не понимают и не принимают новую веру. На экране зрители достаточно продолжительное время наблюдают жизнь местных племен, их устои и обычаи, порой безжалостные, особенно страшны человеческие жертвоприношения, но в процессе просмотра зритель невольно проникается симпатией даже к самым жестоким язычникам. В этом отношении на первый план выходит любовь русского князя Михаила к ведьме-оборотню. Вопреки всем традиционным взглядам на такие отношения он так и не смог победить нечистую силу и покрестить свою жену-язычницу. Их веры оказались равны.
К концу просмотра у зрителя окончательно формируется восприятие московитов как худших врагов всех коренных народов Пермского края. Особенно оно усиливается после сцены обращения святителя Ионы к князю Федору Пёстрому, командиру отряда московитов, с просьбой не принимать генерального сражения, а обойти с войском эти земли, что в дальнейшем поможет ему спокойно покрестить местный народ. Воевода отказывается это сделать, и симпатии зрителей бесповоротно переходят на сторону князя Михаила и военачальников дружин местных племен.
Так что стоит задуматься. Ведь такой интересный «исторический» фильм выходит сейчас, во время проведения Специальной военной операции и объявленной мобилизации. В мирное время можно было бы разбирать его, критиковать или хвалить. Но сейчас! Разве такое кино способно поддержать дух русских людей в борьбе с фашизмом? В борьбе с откровенными сторонниками сатанизма? Разве оно, в конце концов, способствует патриотическому воспитанию граждан России? Как такое кино было вообще допущено к прокату Министерством культуры, поддержано Союзом кинематографистов Российской Федерации и Правительством РФ?!
В настоящее время, предлагая большой аудитории страны любую кинопродукцию, государству не следует забывать главного, что она должна работать на Специальную военную операцию, на поддержание морального духа защитников Отечества и всего нашего народа. Как говорили в годы Великой Отечественной войны, сейчас все должно действовать по принципу: «Все для фронта, все для Победы!» Это означает, что в связи с событиями на Украине от деятелей культуры и искусства требуется проявить не только свои творческие способности, но прежде всего – активную гражданскую позицию, подчинить всю свою деятельность служению Отечеству, воспитанию в народе, и особенно у молодежи, патриотизма.
Сегодня со всех экранов, на всех творческих площадках должны звучать песни, старые и новые, посвященные героям былых войн и новых боевых действий, должны создаваться патриотические художественные и документальные фильмы, художники должны писать картины, писатели – глубокие и проникновенные литературные произведения о современных событиях на Украине. Надо признать, что часть творческих людей давно работают в этом направлении, но происходит это пока спонтанно, без какой-либо помощи со стороны государства. Поэтому власть должна озаботиться созданием всесторонней организационной и финансовой поддержки такой работы, действовать по примеру Совимформбюро, образованного в начале Великой Отечественной войны при СНК СССР 24 июня 1941 года. В политико-идеологическом отношении оно было тогда подчинено непосредственно ЦК ВКП(б). Министерства культуры в то время еще не существовало.
Следует окончательно решить и давнюю проблему, преследующую нашу страну после развала СССР, а именно – дегероизацию. Не стало в кинематографе истинных героев, как было прежде. У молодежи больше нет настоящих кумиров, которых заменили главным образом звезды шоу-бизнеса. Так не пора ли нашему Правительству, в связи с событиями на Украине и проведением СВО, потребовать от деятелей культуры выполнения государственного заказа – в литературе, живописи, музыке, театре, кино. Сейчас это крайне необходимо как для освящения СВО, так и для моральной поддержки наших воинов.
Мы давно знаем и понимаем, что Россия воюет не с одной отдельно взятой фашиствующей Украиной, а со всем антихристианским Западом, с сатанизмом разных сортов: начиная с нацизма, заканчивая трансгуманизмом. Военная операция, проводимая Россией в единоверной и прежде братской Украине в связи с ситуацией на Донбассе, становится, по существу, религиозной войной. С духовной точки зрения трагическое противоборство переориентировавшейся на западные ценности Украины и Православной в своей глубинной основе России не может не сопровождаться тяжёлыми и далеко идущими последствиями.
Вслед за пониманием важности этой войны приходит осознание ее как войны духовной, потому что со стороны воюющей Украины существует реальная угроза Православию в России и всему Русскому миру в целом. Поэтому, как мне кажется, пришло время вступить в эту борьбу, поддержать СВО и воюющих на Украине Российских солдат и офицеров, Русской Православной Церкви. Тем более, что такой опыт у нашей Церкви есть. Не пора ли нашей Церкви совместно с Министерством обороны направлять в действующие войска военных священников, предоставляя им статус ветеранов боевых действий?
Почему бы в том же союзе вновь не обратиться к прошлому опыту и не наладить выпуск для воюющих войск, для частей и соединений внутри России, для всех, интересующихся военной темой, газет и журналов на страницах которых будут постоянно публиковаться материалы о действиях наших войск на полях сражений, о героизме защитников Отечества и всей Европы в борьбе с фашизмом, идущей на территории Украины. Каждый номер может быть полон примеров конкретного боевого опыта, в каждом таком издании должно отражаться стремление авторов вселить в читателей уверенность в победе над украинским неонацизмом, поднять боевой дух воинов и вдохновить их на подвиги. Все это способствовало бы воспитанию самых высоких патриотических чувств и настроений в российском народе.
Но, к сожалению, на примере «Сердца Пармы» мы видим, что вместо принятия Церковью и Правительством различных мер, способствующих воспитанию в нашем народе патриотизма и любви к Родине, в большой прокат выходит кинокартина с совершенно противоположным звучанием.
В технически безупречном и художественно талантливом фильме показано Московское царство времен Ивана III. Его вооруженные силы вторгаются в земли язычников и жестко проводят присоединение территорий Северного и Восточного Урала к своим границам… Задумайтесь, разве здесь не читается аналогия с современным военным конфликтом России и Украины? И попробуйте теперь представить, что подобный кинопродукт вышел бы во время Великой Отечественной войны?
Большинство наших граждан давно перестали задумываться о том, что такое кинематограф. Молодое поколение уже не знает и вряд ли будет вникать в известную цитату из высказываний вождя пролетариата В.И. Ленина, справедливо назвавшего кино «важнейшим из всех искусств», которое является самым сильным и мощным по воздействию информационным оружием, агитатором, пропагандистом и организатором «широких рабочих, крестьянских и интеллигентских масс». Еще сто лет назад руководство нашей страны (в данном случае неважно каким оно было) понимало, что кинематограф является величайшим изобретением человечества, способным учить, воспитывать, наставлять, убеждать, а главное – формировать мировоззрение людей.
Давайте вспомним, какие фильмы выходили во время Великой Отечественной войны. Накануне Второй Мировой, 1 декабря 1938 года, на экраны страны вышел один из лучших советских фильмов «Александр Невский» – фильм выдающегося советского режиссера Сергея Эйзенштейна о нашем русском святом князе, одержавшем победу в битве с рыцарями Ливонского ордена, состоявшуюся 5 апреля 1242 года на Чудском озере. Музыку к нему написал великий русский композитор Сергей Прокофьев, создавший образец советского историко-героического эпоса. Фильм сразу заслужил всенародное признание. А в 1942 году по случаю семисотлетия Ледового побоища в СССР был выпущен плакат со словами Верховного главнокомандующего И.В. Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков».
Почти в полном составе съёмочная группа «Александра Невского» чуть позже осуществила постановку следующей ленты Эйзенштейна – «Иван Грозный» – исторической киноэпопеи о борьбе Великого русского царя за объединение феодальной Руси в мощное централизованное государство. Работу над сценарием Эйзенштейн начал еще летом 1941 года, предварительно изучив исторические документы, хроники и жизнеописания Ивана Грозного. Но разве можно хоть как-то сопоставить этот шедевр с нашим современным фильмом, с «Сердцем Пармы»? Сопоставимы ли эти два кинопроизведения о временах, очень близких к одному историческому периоду развития нашего государства по степени влияния и воздействия на умы и мировоззрения граждан нашей страны? Два фильма, снятые во время войны, но с разницей почти в 80 лет!
Другим выдающимся произведением советского кинематографа стал замечательный художественный историко-биографический фильм «Суворов», который вышел на экраны страны 23 января 1941 года. Фильм, в котором рассказывается о жизни и деятельности нашего великого русского полководца, генералиссимуса Александра Васильевича Суворова, снят режиссёрами Всеволодом Пудовкиным и Михаилом Доллером. Польская кампания, бессмертный Швейцарский поход, штурм Чертова моста – и в центре всех этих событий он, великий русский полководец, не знавший ни одного поражения в боях.
В 1943 году на экраны страны снова вышел военно-исторический, полнометражный художественный фильм «Кутузов», снятый режиссёром Владимиром Петровым о боевом пути ученика Великого Суворова, блестящего русского полководца, победителя Отечественной войны 1812 года Михаила Илларионовича Кутузова.
В том же году вышел художественный фильм «Два бойца», снятый режиссером Леонидом Луковым. Фильм о крепкой фронтовой дружбе советских солдат в годы Великой Отечественной войны покорил зрителей своим оптимизмом и добротой, прозвучавшие в нем песни в исполнении Марка Бернеса («Темная ночь», «Шаланды полные кефали») ушли в народ, стали популярными на многие годы.
В 1944 году страна увидела романтическую и поэтическую картину «В шесть часов вечера после войны» режиссера Ивана Пырьева, проникнутую верой советских людей в победу и будущую мирную жизнь.
Можно видеть, что в то время руководство страны понимало силу кинематографа, его воздействия на гражданское сознание и исключительную роль в патриотическом воспитании народа. Здесь следует добавить, что эта роль всегда была не просто велика, она – всеобъемлюща, и остается такой по сей день.
В настоящее время СМИ и кинематограф – это оружие. Сильнейшее по своему воздействию на умы и мировоззрение людей, особенно молодежи. Именно, оружие! Потому что оно может не только созидать, учить добру, но также способно убивать, растлевать, обольщать, калечить внутренний мир человека, его душу. Более того, почти все современные СМИ и кинематограф, навязывая обществу западную модель мировосприятия во всех областях жизни, не дают людям настоящего, национального примера для подражания, как это было в советское время. Судите сами – с начала СВО прошло уже восемь месяцев, но на экранах страны до сих пор не появилось ни одного действительно патриотического художественного фильма!!!
Изменить эту ситуацию ни власть, ни общество пока, видимо, не могут. И поэтому у патриотически настроенных людей возникает вполне резонный вопрос: почему российский кинематограф не работает на нужды государства, которое, как известно, выделяет ему деньги из кармана налогоплательщиков? Почему киноиндустрия стала совершенно обособленной структурой, не имеющей никого государственного подчинения, тогда как во всех странах мира кинематограф работает на свое государство, на защиту его ценностей и интересов?
В США, например, мощная пропагандистская машина под названием «Голливуд» строго выполняет указания Министерства обороны и других силовых и не силовых структур, действуя исключительно во благо своей страны.
Так почему же у нас интересы и защита родного государства полностью игнорируются? Неужели российский кинематограф так деградировал, что превратился в простой инструмент по зарабатыванию денег!
Почему ни Министерство культуры, ни Союз кинематографистов, ни Союз театральных деятелей и другие подобные организации не спрашивают с режиссеров, продюсеров и вообще творческих работников за выдаваемую ими продукцию? Почему с их попустительства на подмостках театров, на киноэкранах появляются низкопробные и порой откровенно непатриотические произведения, которые не только не воспитывают людей, но вообще не имеют ничего общего ни с воспитанием души, ни с патриотизмом. Скорее наоборот – развращают зрителя, делая кумирами потребителей своего «творчества» воров, убийц и персонажей с сомнительными нравственными качествами?!
Необходимо помнить, что в трудные военные времена творческий человек не может оставаться в стороне. Он сам обязан быть патриотом! А те, от кого он зависит в административном и финансовом отношении, должны осознавать, что патриотизм – это не сиюминутная цель, а всесторонне продуманная система воспитания, которая требует кинопродукции особого качества и содержания.
Нельзя забывать, что война никогда не ограничивается театром военных действий, она ведется внутри государства, в тылу неприятеля, в других странах мира. Война имеет различные формы своего ведения и пользуется всевозможными методами для достижения своих целей. На войне всегда будет велика роль такого оружия, как средства массовой информации и искусство. Поэтому участие в войне творческих работников, с их арсеналом борьбы, особенно важно теперь, когда время настойчиво требует единения власти и народа!
Текущая война, затронувшая наш народ, проявляется пока в виде конфликта на Украине, но никто не должен обольщаться ее видимыми границами. На самом деле на пороге нашего общего дома уже стоит «Большая война». И Россия здесь в одиночестве, лицом к лицу с чудовищным западным монстром: с его могучей индустрией, современным вооружением, мощными технологиями. И вся эта мощь направлена на Россию, чтобы уничтожить не только российскую власть, нашу армию, промышленность, экономику и культуру, но само явление «Россия» и «Русский народ».
Мы вошли в сложный жизненный период развития нашей страны, когда от выдержки и понимания каждого человека, Российского Гражданина, зависит выживание всего нашего народа. В условиях смертельной опасности Россия всегда сплачивалась в одном общем деле – защите Отечества, народ всецело мобилизовался, прежде всего, духовно, цементируясь в великое народное единство, в непоколебимую никем русскую силу. Знамя этой силы – Победа! Именно Победа и подвиг во имя Победы являются глубинной сущностью русского характера, во всей многовековой русской истории.
Владимир Алексеевич Азаров, член Союза писателей России, кандидат политических наук, ветеран локальных войн и военных конфликтов