С годами я всё осторожнее отношусь к оценкам непрерывно появляющихся книг. Многое множество раз раздавались восторженные крики критиков: вот оно – это великое произведение, вот оно! А проходило время и где то великое? Ни пены, ни пузырей. Но об этом трехтомнике Олега Платонова «Терновый мой венец», положа руку на сердце, во всеуслышание скажу: этой книге суждена большая судьба. Почему? Потому что в ней главным несущим стержнем является любовь к России, содержится исследование радостных и горестных событий нашего Отечества, объясняются причины происшедшего и происходящего.
Диву даёшься: один человек переворочал горы документов, предпринял сотни поездок, встречался с тысячами людей, и всё с одной целью – понять сакраментальность русской судьбы, понять Божий замысел о судьбе России в мировой истории. Совершенно искренне я ставлю его труд на уровень трудов великих исследователей русской мысли: Словаря Владимира Даля, Николая Данилевского «Россия и Европа», Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», а из современников Василия Белова «Лад», Валентина Распутина «Сибирь, Сибирь…».
Меня всегда огорчало (а я давно знаю труды Олега Платонова), что критики наши, литературоведы, особенно историки как будто не замечали его труды. Ещё бы, он фактически предлагал новые измерения истории России. Ещё в конце 70-х молодой тогда учёный почти в одиночку встал на борьбу с искажением русской истории, что называется замахивался на гигантов. Цитата из Платонова: «Критик Данилевского В. Соловьёв писал свои сочинения о Софии, не зная ни древнерусской литературы, ни русской иконописи. Даже историк Ключевский утверждал, что древнерусская мысль не выходила за пределы «церковно-нравственной казуистики». Ещё тогда говорил о войне миров, о противостоянии России и Запада: «Общинность против индивидуализма… духовность против алчности и жестокости… даже холодная война меж коммунизмом и капитализмом в основе своей носила характер борьбы цивилизаций». И ещё цитата, о разнице мировоззрений: «Если западный человек говорит, что свобода есть деньги, то для русского свобода есть независимость от денег».
Создавши в 90-е годы Институт Русской цивилизации, издавши множество нужнейших книг русских мыслителей, испытавший самые настоящие гонения, вплоть до привлечения к суду с многолетними изнурительными следствиями, Олег Анатольевич, оглядываясь на прошедшие годы почти полувекового стояния на переднем крае борьбы за Отечество, решил, наконец, обобщить опыт этой борьбы, подвести итоги. И получилась книга «Терновый мой венец» с подзаголовком «Летопись русской жизни по воспоминаниям и дневникам».
У настоящей науки нет запретных тем. Иначе искажения правды не миновать. Какая у нас запретная тема? Конечно, упоминание о «Протоколах сионских мудрецов». Но они уже вошли в научный оборот, открыты в доступе. Что ещё? О засилии учёных, писателей, историков, артистов, режиссеров еврейской национальности. Вот Олег Анатольевич после работы в ЦСУ (много, кстати, давшей ему в познании экономики СССР) ищет новую работу и обходит НИИ (научно-исследовательские институты). И видит одно и то же: людей титульной национальности почти нет, одни евреи. В другой НИИ – то же самое. Он так и пишет. Он что, этим обижает еврейскую нацию? Он пишет правду. Я могу подтвердить, имея опыт работы в издательствах и на телевидении 70-х, 80-х и 90-х – одни евреи. И, скажем прямо, молодцы: тянут друг друга. Нам бы так. Экономика, культура, образование (особенно Высшая школа) – всё они. Но упоминаешь об этом – уже антисемит. Почему вдруг так? Весь Ближний Восток - семиты. Какие же мы антисемиты: Пушкин из эфиопов-семитов.
Платонов исправляет ошибки отношения в оценке исторических личностей, в частности масона Новикова, много перестрадавшего в Екатерининские времена. Русский человек, много сделавший для России, много издавший нужных произведений. Поэтому именно его масоны отдали на заклание и довели до заключения. И о царице Екатерине новые факты я прочёл у Платонова. Даже она, императрица (!) скрывалась за псевдонимом в своих разоблачениях масонства. Вот какую они имели силу и влияние. Уже и тогда, да и раньше, засевались семена ненависти к русским и России. Русские – это Митрофанушки. Калечили тогдашних русских два фактора: зависть к чужим бытовым вещам и чрезмерное доверие к иностранцам. Иностранец? Пусть хоть и необразованный, давай его в воспитатели детям князей и дворян. И платить ему будем больше, чем своим, образованным.
В трехтомнике и объяснение происходящего на Украине. Первая Мировая война. Военнопленные украинцы отделяются и содержатся на усиленном питании. Из них формируется Украинский полк имени Тараса Шевченко. А Тарас Шевченко – редчайший ненавистник царского престола, России. А наши, добрые деятели культуры, вытаскивают его из заслуженного наказания, из ссылки в солдаты. И всегда так – мы отдаём последнюю рубашку, а нас ненавидят. И теперешние события – вина кукурузного руководителя, свершившего амнистию бандеровцам.
Русская история породила очень точную, хотя и грустную пословицу: не вспоивши, не вскормивши, врага не наживёшь. Платонов исследует эту непонятную многим загадку. Почему нас не любят? Да потому, что мы со Христом. А остальной мир отошёл от Него, и теперь осознаёт, что утратил самое главное, и от этого злобствует ещё больше.
Усиление русофобии вскрывает Олег Анатольевич. Люди, обычные граждане, даже живущие в России, ненавидели не только Россию, а вообще русских людей. И, опять же, почему? Потому что русские могли терпеть жизненные трудности во имя высшей цели – жизни души, понимания конечности земной жизни, но продолжения жизни души.
Мысли о нашем несходстве с западными людьми приходят в голову автору во время его поездок в Европу и США. Он ищет прежнюю Европу, полную красоты, ума, искусства, Европу Данте и Леонардо, Гёте и Шиллера, а видит одинаково серую массу потребителей. «Италия поражает величием своего древнего искусства и одновременно пошлостью и ничтожеством современной жизни». Делает общий вывод, что «повреждение Европы началось с отпадения западной церкви от православного организма»… Олег Анатольевич вспоминает своё выступление на съезде итальянской партии «Новая сила»: «Сегодня, – говорил я, – мировая христианская цивилизация стоит на краю пропасти. Произошло то, о чём уже давно предупреждали мир великие русские мыслители-славянофилы: «Начиная с эпохи Ренессанса вся культура Запада постепенно отходит от духовных ценностей Нового Завета и заменяет их ценностями Талмуда». Меняются менталитет и психология европейца».
Наше главное счастье, и это утверждается всем общим настроем трехтомника – быть православными. И это понимают наши враги. В книге Платонова самое трагическое место- исследование покушений, убийств православных священнослужителей, разорение и сожжение православных храмов.
А вообще разорение, ограбление России тоже исследует автор. Меня поразило совершенно гигантское воровство урана, которое было продано за один процент стоимости от подлинной цены. Один процент. А урана было продано столько, что на его производство ушло сорок лет и труд сотен тысяч людей. Терявших здоровье. И потерявших жизни Илюхина, Рохлина, которые пытались возбудить расследование.
Везде в книге чётко прослеживается гражданственность автора и поддержка тех людей-личностей, которыми держится Россия даже в такие времена власти преступников и предателей Горбачёва, семейки Ельцина, их окружения, которые воровали без передышки. Всё было захвачено прихвостнями нового режима. Но выстоял же Игорь Шафаревич, Фатей Шипунов, писатели Василий Белов и Валентин Распутин, поэт Юрий Кузнецов. Выстояла Татьяна Доронина, о которой в книге подробно рассказано. В центре Москвы она создала Русский театр с русским репертуаром, с русскими зрителями.
И все годы своей деятельности учёного, публициста, издателя Олег Анатольевич подвергался непрерывным нападкам и на себя и на свой институт Русской цивилизации. В институте происходили унизительные обыски, опечатывания, труды самого Платонова объявлялись антисемитскими, юдофобскими, ему клеили ярлыки шовиниста, разжигателя национальной розни. И хотя на его труды были положительные отзывы серьезнейших авторитетов, говоривших, что в трудах директора института нет никаких даже следов недостойного отношения ни к какой национальности, преследования продолжались и судебные расследования тянулись чуть ли не годами. А Нагатинский межмуниципальный суд вообще пришёл к выводу, что все высказывания Олега Платонова об угрозах захвата власти масонами «не соответствует действительности». Вроде того, что масонов вообще нет. А масоны праздновали победу в прямом эфире масонского «Эха Москвы», проводя там пресс-конференцию. И сообщая всему миру, что «Московский суд отклонил все обвинения в адрес масонства».
Платонова обвиняли даже в покушении на государственную власть. Этого, конечно, не было. Но он публиковал неоспоримые документы, в которых показывал, что такое «демократия» в России, что дали «демократические» реформы: безграмотность, рост болезней, снижение рождаемости, повышение смертности, рост проституции, падение уровня культуры, падение по вертикали уровня образования… Разве это свержение власти, нет, это воззвание к ней, тревожные сигналы о том, что надо что-то немедленно делать, чтобы место России в мире вернулось на одно из первых, какое занимала и царская Россия, и Советский Союз.
Да, всегдашняя миссия России помогать всем обернулась против неё. Вспомним Гоголя: «К чести нашей народной гордости надобно заметить, что в русском сердце всегда обитает прекрасное чувство взять сторону угнетённого». Так и было до революции. Но когда и большевики и коммунисты стали навязывать свои взгляды другим странам, получилось плохо. Получилось, что никому это было не надо. Себя надо было спасать, а не страны Европы. Спасли кого? Теперешних врагов?
«Терновый мой венец» – это и наш общий венец. Только Олег Платонов пошёл дальше любого из нас: изучил все явные и тайные пружины движения русской истории, снабдил своими знаниями тех, для кого дорога судьба многострадальной России.
Сайт «Русская народная линия» свершил очень доброе дело – публикацию всего трехтомника. Так что он доступен для чтения. Очень душеполезного.
Владимир Николаевич Крупин, русский писатель, лауреат первой Патриаршей премии в области литературы
1.
Не замечать невозможно. Дана команда "не замечать". Плюс - "профессиональные историки", типа - "корифеи", с удовольствием "не замечают". Как же так? А что стОят их труды, если Платоновым сказано всё четко, научно выверенно и относительно кратко? А "корифеям" нужны перманентные дискуссии, поиски истины, которую они же и туманят, их личные колебания умов, ни в чем не твердых.
В.Н. Крупин: "Платонова обвиняли даже в покушении на государственную власть.".
Здесь надо бы отметить, что обвиняет та часть власти, которая и является масонистой. Все труды Платонова направлены исключительно на укрепление настоящей русской государственной власти.