Читаю в телеграмм-канале «Правблог» радостное сообщение от архиепископа Ионы (Черепанова): «Важная новость. Сегодня во время всенощного бдения наш Предстоятель, Блаженнейший митрополит Онуфрий, освятил новонапечатанные антиминсы. В них нет упоминания московского патриарха».
А телеграмм-канал «Религия и политика» Александра Вознесенского приводит реплику клирика УПЦ Александра Клименко: «Когда есть общий враг и общая цель, то объединяются даже вчерашние противники. А если нет – обязательно проиграют. Потому что врагу только того и надо, чтобы украинцы ссорились внутри своей страны. Хотите во время войны помочь войскам РФ поработить Украину? Тогда продолжайте сеять вражду. Результат увидите быстро. Мы либо будем сеять взаимопомощь и единение, либо наши поля будут засевать чужие люди».
Это публикует всё тот же архиепископ Обуховский Иона (Черепанов) и чтобы не было ни у кого сомнений, кому это адресовано, уточняет, что речь идёт об объединении с раскольниками из ПЦУ.
Архиепископ Иона (Черепанов) давно выступал за автокефалию УПЦ МП, а теперь вот «топит» уже откровенно за объединение с раскольниками. По боку каноны, когда речь о политических интересах Украины…
И вспомнил я события более чем 20-летней давности.
В самом начале 00-х годов, вскоре после канонизации Новомучеников и Исповедников Российских в 2000 году, встал вопрос о причислении к лику святых и епископа Иоасафа князя (Жевахова). В связи с чем, началось своего рода «соревнование» кто соберёт материалы для канонизации раньше. Дело в том, что епископ Иоасаф был назначен в июне 1936 года на Могилёвскую кафедру, но по каким-то причинам туда не поехал, остался в Белгороде у мощей своего тезоименитого предка Святителя Иоасафа Белгородского, для канонизации которого много сделал.
Почему предка? Род Жеваховых дважды был породнён с родом Горленко, из которого происходил Белгородский святитель, а бабка священномученика Иоасафа была из рода Горленко. В честь святителя Иоасафа и был пострижен в монашество Патриархом Тихоном будущий священномученик.
А в 1937 году владыка был арестован, обвинён в антисоветской деятельности и расстрелян 4 декабря 1937 года.
И вот одновременно Могилевская епархия и Ионинский монастырь в Киеве, настоятелем которого был назначен незадолго до того молодой и очень активный архимандрит Иона (Черепанов) начинают процесс по сбору материалов для канонизации. Почему Ионинский монастырь? Дело в том, что Владимир Давидович Жевахов (мирское имя владыки Иоасафа. – АС) родился на нынешней Украине, закончил Киевский университет имени Владимира Крестителя, всю жизнь служил в Киеве и был довольно крупным чиновником.
Далее читаем в житии священномученика Иоасафа: «Получив благословение митрополита Киевского Флавиана (Городецкого), осенью 1911 года Владимир Жевахов взял в аренду у инженерного ведомства участок земли в Киеве под названием «зверинец», где находился древний пещерный монастырь, более ранний, чем Киево-Печерская Лавра, и в августе 1912 года на свои средства начал раскопки. Усилиями братии был выстроен дом, в котором разместилась двухпрестольная церковь. Князь Жевахов оказал значительную поддержку в строительстве надпещерного храма, который в декабре 1913 года был освящен. Впоследствии здесь был основан Зверинецкий скит, почетным попечителем которого был князь Владимир Жевахов». То есть священномученик Иоасаф имел непосредственное отношение к Ионинскому монастырю в Киеве.
Я в то время занимался биографией более известного князя Жевахова – последнего товарища обер-прокурора Святейшего Синода Николая Давидовича – брата-близнеца владыки. В то время их нередко путали. В начале 00-х о Жеваховых было очень мало достоверной информации, хотя книга воспоминаний Николая Давидовича активно издавалась. Занимаясь поиском материалов о Н.Д. Жевахове, я нашёл в РГИА послужной список будущего епископа. Словом, я обладал на тот момент, пожалуй, самой полной информацией о священномученике.
И вот на меня вышла монахиня Иулиания (Сергиевская), которая подвизалась в Могилеве и по благословению архиепископа Могилёвского Максима собирала материалы для канонизации, и попросила поделиться информацией. Я передал, разумеется, матери Иулиании всю имевшуюся у меня информацию. Она действовала очень расторопно и вскоре сумела проникнуть в архив ФСБ, получить дело епископа Иоасафа. И уже через некоторое время она знала о владыке Иоасафе больше меня, особенно об обстоятельствах его мученической кончины. Она отсканировала для меня последнюю фотографию священномученика, у меня на тот момент было только его фото 1913 года, не очень качественное.
Кстати, Владимир Давидович Жевахов сотрудничал с Киевским «Русским Собранием» и расстрелянным в годы красного террора 1919 года Киевским Клубом русских националистов. Так что его по праву можно называть «святым черносотенцем».
Уже после знакомства с монахиней Иулианией я познакомился с архимандритом Ионой, который тогда частенько бывал в Москве, занимаясь всякими информационными церковными проектами. И выяснил, что они тоже занимались сбором информации. Он с некоторым укором мне об этом сообщил, поскольку переданная мною информация о епископе Иоасафе позволила Могилёвской епархии стать главной в этом вопросе.
И мне в тот момент было даже неудобно, поскольку священномученик Иоасаф прямого отношения к Могилёву не имел, он только носил последние несколько месяцев жизни титул епископа Могилёвского. Зато в Киеве он реально долгие годы жил и трудился на церковной ниве.
Но теперь я понимаю, насколько всё промыслительно. Слава Богу, что я тогда невольно помешал прославлению священномученика Иоасафа как мученика Ионинского, Киевского. Не будут поганить имя священномученика церковные политиканы, занимающиеся ныне раскольнической деятельностью.
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор Русской народной линии, председатель Русского Собрания