Как сообщалось, 12 сентября после двухлетнего перерыва состоялся крестный ход по Невскому проспекту с Казанской иконой Божией Матери.
Своими впечатлениями о молитвенном шествии поделился в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, председатель совета «Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга», действительный член ПАНИ Валентин Евгеньевич Семёнов:
Я чрезвычайно рад тому, что после двухлетнего перерыва из-за коронавирусных ограничений в этом году состоялся Крестный ход по Невскому проспекту. Я был практически на всех предыдущих крестных ходах – всегда было духоподъёмно и благодатно!
С раннего утра светило солнышко на ясном петербургском небе. На душе было так, будто бы и не было двух лет без молитвенного шествия. Было всё так же, как и раньше: то же столпотворение на Казанской улице, та же путаница с пропусками, та же суета, но и те же радостные, одухотворённые лица крестоходцев – люди пришли на своё замечательное прекрасное шествие.
Встретил всем известного священника Александра Пелина – председателя отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии. Он выстраивал все православные общественные организации с флагами и знамёнами. Всё было очень радостно, ярко и прекрасно!
А вот возвышается над всеми наш богатырь, наш Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии». Было очень приятно его видеть и обменяться впечатлениями о Крестном ходе. Он как всегда – самый высокий среди богомольцев.
А вот, оглядываюсь, вижу организатора православных выставок – Дарью Алексеевну Белянскую. Дарья – наш старый друг, сколько она устроила нам выставок и круглых столов, выступления поэтов. Очень надёжный и хороший человек.
Кстати, впервые в молитвенном шествии принял участие мой друг юности – художник Андрей Красильщиков с весьма символической фамилией.
Он дважды обошёл вокруг света на знаменитом паруснике «Крузенштерн» – его картины украшают российские и зарубежные музеи. Он рисовал пейзажи по всему миру. В калининградском музее океана два зала посвящены живописи Красильщикова. Как и у всех художников у него не очень простая судьба. Несмотря на наш солидный возраст, мы бодренько с ним прошли 4 километра и чувствовали себя одухотворёнными.
На площади Александра Невского, где и заканчивался крестный ход, услышал родной голос митрополита Варсонофия. После выступления владыки речь произнесли председатель Законодательного собрания города Александр Бельский и вице-губернатор Борис Пиотровский.
Всё идёт своим чередом. Но, конечно, необходимо признать, что в нынешнее суровое, практически военное время, на Невском проспекте стояли ограждения, отделявшие молитвенное шествие по Невскому проспекту от тротуара. Все богомольцы проходили через специальные рамки.
Если раньше люди могли присоединиться к крестному ходу во время его движения, то теперь это невозможно. ОМОН и полицейские спокойно и тактично выполняли свою работу.
По моим впечатлениям крестоходцев было меньше, чем в прошлые года, но мы живём в военное время – и об этом не стоит забывать.
Люди стояли на балконах и приветствовали идущих в молитвенном шествии. А на одном из балконов стояли молодожены: невеста в белом платье с цветами и жених в черном костюме махали нам руками. Многие люди снимали Крестный ход на видео, аплодировали нам, что было очень приятно. Крестный ход показал, что мы – один народ.
Шагая в молитвенном шествии, я вспомнил нашего замечательного митрополита Иоанна (Снычёва), который свои последние годы провёл на митрополичьей кафедре в Петербурге. В 90-ые годы я работал у него в комиссии по возвращению прав Русской Православной Церкви. И наблюдал, как он относился к людям, как прекрасно вёл церковные дела. Однажды я написал статью, как к нему пришли на приём сотни людей, но он всем уделил время: ответил, дал какой-то совет. Это был удивительный человек.
А что он говорил? Русским людям нужно преодолеть дух разъединения – беса разъединения. И это действительно так. По-прежнему «красные» и «белые» никак не могут угомониться. Я провёл множество исследований, разговаривал с этими людьми, но нет. Всё бесполезно: «белые» ненавидят «красных», которые расстреливали священников. Да, всё это было. Но ведь потомки «красных» никого не расстреливали. Но «белые» не хотят с ними мириться.
И «красные» не хотят жить в мире, обвиняя «белых», что они служили Царю, припоминают «кровавое воскресенье», крепостничество. Да, это было. А когда наши монархисты обеляют всё, что было в Царской России – это тоже вздор и явная неправда.
Поэтому самая главная задача на сегодня – преодолеть беса разъединения! А Крестный ход как раз нас объединяет. Молитвенное шествие меня всегда вдохновляет. И я надеюсь, что Крестный ход состоится и в будущем году.
У нас замечательный митрополит Варсонофий, очень душевный и тёплый человек. Я очень рад, что принял участие в молитвенном шествии, встретил своих добрых знакомых.
Крестный ход – это выполнение завещания митрополита Иоанна (Снычёва) по преодолению беса разъединения!
2. Преодолеть беса разъединения
1. ХОРОШО...
Главная задача Крестных ходов — не допустить единства храмовых и внехрамовых верующих!
Не белых и красных... Это мелочёвка... Молитвенного единства ВСЕЙ России организовано не было... А ведь это возможно... Нет?
Хорошо, что всё прошло нормально...
Жизнь...
С правом на ошибку... Извините...