itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Одинокий человек в мироздании

На кончину нижегородского художника Н.П. Мидова (23.10.1932-21.8.2022)

0
385
Время на чтение 6 минут
Фото: из личного архива автора

На девяностом году жизни умер Николай Павлович Мидов – замечательный художник, график, живописец, необыкновенно светлой, ищущей, сопереживающей души человек. Не стало Николеньки – так называли его близкие друзья. Называли любовно. Да и невозможно было не любить этого человека.

Невысокого роста, седовласый, подстриженный по-русски «под горшок», с седой бородой, он говорил всегда спокойно, размеренно, раздумчиво тихим голосом, приближающимся к шепоту.

Как же я любил эти долгие беседы с Николаем Павловичем, в которых он мало рассказывал о себе, но осторожно, с долгими паузами как бы погружался в свою душу и порой произносил невероятно важные, значимые суждения. Такие, которые даются только свыше, после долгих и серьёзных раздумий. Выстраданные и вымоленные ответы на самые судьбоносные для человека вопросы.

Мидову нравились люди размышляющие, а не празднословные.

С ним в его мастерской было хорошо и просто молчать. Также, как и рассказывать о себе – как на исповеди.

Много потрудившись на своём веку, много переживший, он явно видел промысел Божий в своей жизни и жил с неотрывной памятью об этом.

Это был искренне и глубоко верующий человек. Сострадательный.

Мы близко познакомились в период выполнения им заказа – написания на холсте большой иконы с клеймами Серафима Саровского. Имея опыт росписи многих церквей, совместно с Галиной Скотиной, Виктором Тырдановым, Евгением Юшковым – это работа была ему по сердцу. Холст стоял на мольберте и Мидов всё что-то доделывал, всё оставался недоволен своей работой. Это продолжалось до тех пор, пока сам заказчик не прервал сомнения художника и не забрал икону.

Но главным местом работы Николая Павловича был его стол, где он занимался графикой.

Уж не помню, по какому поводу я попросил художника показать папки со своими работами. Вернее всего – что-то искал для оформления книги или номера журнала. Мидов достал из стола и положил  их передо мной. Я начал раскладывать листы – и ахнул. Это оказалась серия цветных офортов Нижнего Новгорода. Но не просто улиц города, его архитектуры… В современные пейзажи Николай Павлович вписал те церкви, соборы и часовни, которые в советское время были разрушены, но в его графике они как бы воскресали и занимали своё место на старых местах, давая нам возможность увидеть, как выглядели бы сейчас ниши съезды, площади, переулки и проспекты.

Видя моё искреннее восхищение, Николай Павлович щедро одарил меня своими произведениями. Пока листы не были оформлены, то какое-то время , убранные в специальную плотную цветную бумагу, перегнутую в виде папки, они лежали в моём редакционном кабинете, и каждый, кто их просматривал впервые, не мог скрыть своего восхищения работами Мидова.

Труда над графикой, рисунком Николай Павлович не оставлял до конца, хотя рука уже не слушалась в полной мере, подводила, тряслась.

Незадолго, когда недуг совсем одолел его, Мидов позвонил мне и попросил всё-таки сохранить его тетради, в которых наравне с рисунками, набросками содержалось много записей дневниковых размышлений. Устроить передачу их в областной архив. Для него это было важно – сохранить следы своих творческих и духовных поисков.

Я давно обещал это сделать. И вот, воспользовавшись услугой своего доброжелателя, он передал мне (как только мужчина это донёс) большую тяжеленную сумку, набитую до отказа блокнотами, самим Мидовым изготовленными записными книжками-альбомами, листами с отдельными автобиографическими записями.

Но на самом верху лежал искусно оформленный мой портрет, выполненный карандашом. Дрожащей рукой выведены отрывистые неровные линии изображения – всё словно в дымке давнего воспоминания, но, безусловно, узнаваемого. Этот дорогой для меня подарок я берегу. А рисунки из рабочих тетрадей с тех пор публикую в каждом новом номере журнала «Вертикаль. ХХI век».

Но берегу я не только этот портрет, подаренные офорты, но и картину «Великий Враг. Предрассветное» с изображением старинного храма близь Нижнего Новгорода, в селе Великий Враг, в котором долгие годы служил глубоко почитаемый православными людьми батюшка Григорий Долбунов.

Церковь стоит на высоком берегу Волги у глубокого оврага. На холсте изображено, как восходящее солнце над рекой начинает освещать золотом голубые стены и купола церкви. Живописная манера выдаёт в авторе графика, но это не умоляет достоинств картины.

Когда в своей мастерской Николай Павлович дарил мне её, я спросил:

– Неужели не жалко отдавать?

– Конечно, жалко, – искренне признался художник, без всякого лукавства и напускного, как это зачастую бывает у других, безразличия. – Но – забирай! – подвёл итог своего ответа Мидов.

И в этом он весь.

Или как-то я ему звоню, спрашиваю, не сможет ли он заехать ко мне в Союз писателей.

– Нет, я должен поехать по своим надобностям.

Вскоре Николай Павлович перезвонил.

– Прости ты меня за мою ложь. Всё я вру и вру. Я ведь уже уехал из мастерской. И когда ты мне звонил, я был уже в дороге, в автобусе, но почему-то соврал. Прости. Всё я вру и вру, грешный.

Ну кто бы ещё так сделал, так покаялся? Только тот, чья душа не терпит фальши даже в малом. Потому и Богородица на его картине «Россия ХХI век» (позже художник переименовал её на «Невидимая брань») так скорбно и сострадающе взирает на ещё озарённый русский город, с его кремлём и множеством соборов, потому что к стенам уже надвигается враждебная мгла. Потому его одинокий человек (картина «Летящий») – одинокий во всём звёздном мироздании, скрестив руки после причастия, устремлён в вечность, к Богу.

Мне кажется, я могу бесконечно вспоминать о Николае Павловиче – и моей душе хорошо в этих воспоминаниях.

Например, о том, как записывал беседу с ним. Положил включённый диктофон на стол, пока пили чай, и стал осторожно выпытывать у художника о его жизни. Когда, как обычно, расставались поздно, ближе к полуночи, признался в записи .

– Да я, наверно, наговорил всяких глупостей, – стал сокрушаться Мидов.

Пришлось уверить художника в обратном. Теперь это единственный сохранившийся рассказ о его биографии, опубликованный в журнале «Вертикаль. ХХI век» и в моей книге «Память сердца». Да ещё на ресурсе Русская народная линия.

Или как-то вернулся я из поездки в Санкт-Петербург. Пришёл спустя время к Мидову. Хорошо говорили, попивая чай с мёдом. Стол у Николая Павловича всегда был хлебосольным.

После нескольких часов общения стал прощаться с хозяином.

– А в Питер-то зачем ездил? – спросил Мидов.

– Премию Александра Невского получал в Александро-Невской лавре.

– Так чего же ты молчал! – обрадовано воскликнул художник.

Усадив меня опять за стол, он быстро вышел в другую, рабочую, комнату и вернулся с припрятанной на всякий случай бутылкой вина. – Это же надо отметить. Такое событие!

– Ведь пост.

– Ничего, мы не гуляние устраиваем. Отметить такую радость непременно следует.

Мидов так был рад моему награждению, словно сам получил серебряную медаль с изображением иконы святого.

И опять мы просидели чуть не за полночь. Но, повторюсь, не празднословно.

Мидов жил, говорил, думал пред очами Божиими. Это его неотъемлемое ощущение себя в мире.

– Значит так Богу угодно.

Вот его ответ на все скорби и радости.

Последняя работа, которую Николай Павлович писал вместе с художником Г.А. Скотиной – это большая картина «Сотворение мира» (190х160 см). Они её создали по благословению батюшки Наума из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. К нему они ездили за духовным окормлением, у батюшки Наума разрешали свои сомнения и печали.

И разве не символично завершать свой земной путь, свои труды такой картиной.

Душа Николая Павловича Мидова была истинной христианкой. К Нему она и отошла – туда, куда так стремилась.

Валерий Викторович Сдобняковглавный редактор журнала «Вертикаль. ХХI век», председатель Нижегородского отделения Союза писателей России

Фото автора

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Валерий Сдобняков
«Звездопад», обрушившийся в «Чёртову яму»
Из книги «Душа живая» о В.П. Астафьеве
10.11.2022
Пытавшийся потушить пожар
Из книги «Душа живая» о В.Г. Распутине
07.11.2022
Эрнест Хемингуэй о русской литературе
Обезумевший Запад пытается запретить русскую литературу... вместе с Богом
26.10.2022
Русский язык превосходит многие европейские языки
Из книги «Забытая дорога назад»
10.10.2022
Все статьи Валерий Сдобняков
Последние комментарии
«Юрий Кнорозов был уверен, что он гений. И был абсолютно прав»
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.11.2022 11:13
Эволюции нет, а вот фашизм есть
Новый комментарий от Vladislav
21.11.2022 10:52
КВН убивает
Новый комментарий от наталья чистякова
21.11.2022 10:36
Мы принадлежим воинствующей Церкви
Новый комментарий от Игорь Бондарев
21.11.2022 07:35
Недовольный тыл – признак скорой встряски
Новый комментарий от Игорь Бондарев
21.11.2022 07:15