На пути к идеологии России

Ею может стать только православный социализм

0
1316
Время на чтение 7 минут
Фото: из личного архива автора

Эта небольшая статья является попыткой выстроить желаемую идеологию Русского государства. Эта идеология пока далека от реализации, но к ней мы, надеюсь, придём. И поскольку речь идет о России, то говоря об обществе, мы будем иметь в виду именно Россию.

Сейчас все и везде говорят об идеологии, отмечая, что у нас её нет, но её надо обязательно создать, хотя обычно и не указывается, какой эта идеология должна быть. Нашей же целью является выяснение основ создания идеологии и формулировка конкретных положений идеологии Российского государства. Причем автор не претендует на полноту и понимает, что какие-то аспекты Русской идеологии здесь упущены, но надеется, что основные положения новой идеологии всё же указаны.

I. Часто можно встретить такой взгляд – Русская идеология заключается в Православной вере. Я думаю, что это не совсем корректно. Православная вера представляет собой теорию и практику спасения, т.е. восхождения личности в Царство Небесное. Тут важно, что основная проблематика – спасение личности. Идеология же нечто совсем другое – это свод положений, которые указывают обществу (в нашем случае – России) нормы существования в земной истории. Здесь речь идёт о земной жизни общества. Другое дело, что христианская вера должна быть отражена в идеологии, но вера и идеология – все же разные вещи.

Тем более, что православная вера была по преимуществу создана монахами, которые как раз ушли из социума, дабы он не мешал им спасаться. Ими разработана замечательная теория грехов и добродетелей, а также учение о страстях и способах их избежать, что в совокупности с учением о Церкви Христовой выливалось в поразительный идеал жизни личности под Божиим водительством с последующим переходом в жизнь вечную. Ну а что же общество? Увы, о нём отцы-пустынники молчали, видя в нем «мир», который во зле лежит, и который настоящему христианину следует избегать.

Однако в IV веке христианство побеждает в Восточной Римской Империи, и проблема построения христианского социума встаёт перед христианами во весь рост. И что мы видим? А то, был принят господствовавший в Римской империи собственнический строй. Христианство лишь произвело его лёгкий косметический ремонт, но его языческая сущность осталась неизменной. Хотя хорошо известно, что перед этим чуть ли не три столетия христиане жили социальным строем, завещанным Иисусом Христом и реализованным апостолами в Иерусалимской общине. Суть этого строя – евхаристический коммунизм, т.е. жизнь в условиях частого причащения и общей собственности. Но в Византии было признано, что этот строй слишком высок для масс, и он применим только для общежительных монастырей.

Однако следует указать, что признание церковью частнособственнического строя произошло не в одночасье – был знаменитый IV век, совпавший с первым расцветом монашества. Тогда огромную известность стяжали святители Василий Великий, Амвросий Медиоланский и Иоанн Златоуст. Они, и прежде всего Златоуст, неустанно говорили о преимуществах жизни с общей собственностью и обличали христиан, привязанных к имуществу, деньгам и роскоши. Но влияние мира победило. Иоанн Златоуст был отправлен в ссылку, где и умер, а позднее усилилось влияние лично-аскетического учения, так что христианское учение о социуме так и не было раскрыто. Что же касается России, то она в своем историческом развитии шла в фарватере Византии, стараясь копировать византийские образцы – как в христианской вере, так и в социальном строительстве.

Надо сказать, что это обстоятельство – отсутствие в Византии христианского социума – уже давно было отмечено нашей русской религиозной философией, в частности Алексеем Хомяковым и Владимиром Соловьевым. Заметим, правда, что за евхаристический коммунизм эти философы не ратуют – их воззрения были далеки от коммунизма. Но, тем не менее, Соловьев делает печальный вывод, что нежелание заниматься христианизацией общества явилась основной причиной упадка, а затем и падения Византии: «Оказавшись безнадежно неспособною к своему высокому назначению – быть христианским царством, – Византия теряла внутреннюю причину своего существования» (Вл.Соловьев. «Византизм и Россия», 1896).

Судьба Византии, пренебрегшей правильной идеологией, должна воздвигнуть христианское богословие на осознание того, что «мир», социум не должен быть игнорируем христианами как скопище греха, а является грандиозным, величественным творением Божьим. Причин такого отношения к обществу несколько.

О важности социума говорит Священное Писание. Ветхий Завет заполнен судьбами государств и народов. Новый Завет социальную тему раскрывает в Апокалипсисе.

Общество состоит из личностей, и поэтому, в свою очередь, активно влияет на личности, в него входящие. Личность и социум связаны теснейшим образом.

Общество выполняет роль «скорлупы» для Церкви. И в самом деле, общество защищает Церковь от врагов, финансирует её и тем самым позволяет Церкви спокойно выполнять свое дело спасения.

II. Идеология любой страны включает в себя две части. Мы их условно назовем Идеологическая база и Идеологическая надстройка.

В Идеологическую базу входят положения, отражающие глубинный замысел Божий относительно данного народа. Сюда обязательно входит выбор религиозной веры и важнейшие архетипы народа. Идеологическая база – важнейшая часть идеологии, ее основа.

Идеологическая надстройка состоит из положений, призванных как-то согласовать положения Идеологической базы с текущим моментом, который переживает страна. Надстройка может содержать более частные нормы, характеризующие особенности настоящего момента мировой истории. Идеологическая надстройка должна по возможности как можно точнее отражать Базу.

III. После сделанных предварительных замечаний перейдем к формулированию идеологии Русского государства. Причем, мы приводим положения только Идеологической базы.

Бог превыше всего, Он – творец и личности, и социума. Бог – Творец каждой человеческой личности. Причём, при сотворении в личность была заложена тяга к образованию из личностей общества. То есть общества создавались не человеческими силами, а по воле Божией. Более того, Господь промышляет не только о каждой личности, но и о каждом обществе, осуществляя как помощь, так и суд. История движется под Божьим контролем. Поэтому вера в Бога является главным положением русской идеологии.

Для подавляющего числа населения России исторически обусловленным является православие. Поэтому вера во Христа и православная нравственность являются для России приоритетом.

Личный нравственный идеал: жертва ради ближнего. Каждая личность должна соблюдать положения как личной нравственности, так и общественного поведения. По сути дела, эти положения конкретизируют, что такое любовь к Богу и ближнему. Для христиан они сформулированы в Новом и Ветхом заветах. Для остальных, нехристианских народов России они формулируются согласно их религиозным верованиям.

Социальный идеал. Братское общежитие в условиях общей собственности. Это положение отражает общинный архетип русской нации. История России (как в дореволюционный, так и постперестроечный периоды) с очевидностью показала, что капитализм органически несовместим с Россией – он противоречит как христианству, так и общинному архетипу. Поэтому уже на уровне Идеологической базы следует навсегда отринуть эту эгоистичную, антихристианскую мерзость.

Государствообразующий русский народ. Русский народ является государствообразующим. Он создал русское государство и его населят по большей части. И он определяет, каким это государство должно быть. Он приглашает остальные народы присоединиться к этому государству, остальные народы, живущие по соседству, на добровольной основе.

Примат отечества. Это как в песне поется «Прежде думай о Родине, а потом о себе». Помощь ближним, а ими являются все жители России, является первейшей обязанностью граждан. Элита должна служить не себе, а народу через служение отечеству: кто больше, будь всем слуга.

Справедливость как основной закон социального общежития. Справедливость рассматривается как осуществление правды Божией, которая определяет гармоничное функционирование общества. Особое значение в здоровом обществе имеет распределительная справедливость. Ее соблюдение выявляет первостепенное значение труда человека. Без социалистической собственности справедливость невозможна. Собственность на средства производства в России принадлежит государству. Частная собственность на средства производства допускается в отдельных случаях, когда отсутствует ее эксплуататорский характер.

Безусловно, эта идеология неполна. В частности, отсутствует раздел организации государственной власти. Надо сказать, что эта лакуна сделана специально. Ясно, что во главе Русского государства должен стоять непререкаемый лидер. Но конкретные механизмы выдвижения такого лидера мы не предлагаем.

У нас в православной среде необычайно популярна идея самодержавия. Но вот мнение нашего замечательного православного мыслителя Геннадия Шиманова: «Если бы я работал в ЦРУ и заведовал русскими делами, то не стал бы менять ничего в этой установке (ориентации на самодержавие). Более того, утвердил бы такую схему. Пусть марксисты не избавляются от разрушительных идей в своей идеологии, а, маскируя их, воспылают любовью к социально бессильному Православию. Русское же Православие, в свою очередь, пусть воспылает любовью к монархии, некогда сдавшей его вместе с русским народом их общим врагам. Пусть русские люди закрепят таким образом свое социальное безмыслие в культе российских царей. В этом случае огромная потенциальная энергия русского народа будет канализирована в «бесконечный тупик». (Г.Шиманов. «Нужен ли нам социализм? Ч. 1-я», 2003).

Если же посмотреть исторически на русских самодержцев, то окажется, что их деятельность не дотягивает до уровня нашей великой Родины – России. Особенно это относится к Романовым (не исключая и последнего императора Николая II). Всегда следуя Западной идеологии, Романовы, в конце концов, привели Россию к капитализму. И следовательно – к катастрофе. Так что на наш взгляд самодержавие не выдержало исторического (т.е. Божественного) экзамена.

По сути дела, представленная идеология – идеология православного социализма. Только она сформулирована более общо, чтобы остальные народы России были солидарны с ней. Что из этой идеологии перейдёт в Конституцию, а что останется на уровне общественного мнения – мы не предрешаем.

Николай Владимирович Сомин, кандидат физико-математических наук, бакалавр теологии, православный публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

12. Ответ на 1, E.O. :

Поэтому вера в Бога является главным положением русской идеологии.


По моему это утопия. Вера, как и любовь, не может быть результатом личного намерения, целеполагания, волевого усилия. Человек не может заставить себя верить. И что делать такому человеку, который тем самым осознает себя вне основного положения русской идеологии? Он должен чувствовать себя чужим?

В Российской империи - высшей форме государственности - были и инородцы и иноверцы.
Они вписывались в строй нашего общества ТАК что бы не быть палкой в колёсах. И жили полноценной жизнью.
а лучшие - приобщались к русскому Православию.
К примеру, лютеранин Грнингмут под влиянием и примером жены принял Православие, и стал одним из ведущих лидеров русского охранительства - Русской монархисчекой партии и Союза русского народа, как защитников Русской православной монархии, трещавшей под натиском всяких мерзавцев - социалистов и республиканцев
Юрганов / 29.08.2022, 03:22

11.

Опять красные упыри-христонанавистники навязывают нам свою людоедскую идеологию.

Не было в России никакой "идеологии". Русь и Россия скреплялись Верой Христовой. И сильнее нашей страны в мире не было. Ибо сила наша была в следовании вере Христовой.
И вот пришли упыри и стали требовать заменить Православие на "идеологию". А не место Бога поставить осатаневшего Человека.
Требуют искоренить Бога и веру Божию, что бы заменить это всё идеологией "прогресса". и "гуманизма".
Когда известно ,что гуманизм - это не не доброе отношение к людям, а идеология, по которой во главе мироздания стоит Человек, а не Бог. (И имя этого Человека известно - антихрист).
И "прогресс" - это степень отхода общества и персонально человека от Бога.
Перестал ходить в церковь - "прогрессивный человек", ходит на службы - "замшелый ретроград".
Идеология не нужна здоровому обществу. у него есть Православие.
А нездоровому нужна не идеология, а Православная диктатура, которая поможет обществу глобально воцерковиться и стать здоромым
Юрганов / 29.08.2022, 03:13

10. Ответ на 1, E.O. :

Поэтому вера в Бога является главным положением русской идеологии.


По моему это утопия. Вера, как и любовь, не может быть результатом личного намерения, целеполагания, волевого усилия. Человек не может заставить себя верить. И что делать такому человеку, который тем самым осознает себя вне основного положения русской идеологии? Он должен чувствовать себя чужим? И я подозреваю, что таких людей будет много, если не большинство (если сюда включать и тех, кто верит в какого-то своего бога - а таких очень много).

Вы, сударь, напрасно пыжитесь судить о том, в чем ни аза не понимаете.
Вера Христова происходит не от слова "верить", а от слова "веровать".
Это для вас, безбожников, важно верить или не верить, что существует Бог или нет.
А для верующих важно веровать - полагаться на Бога, вверять Ему свою судьбу, доверять.
И в понимании этого слова ваши не стоят ни гроша. Пустые глиняные черепки. Ни о чем.
Как дикарь, не знающий про умножение, будет рассуждать о таблице Пифагора, что и цифр там зачем то много, и не очень карсиво, без котиков...
Юрганов / 29.08.2022, 03:02

9.

Честно говоря, тяжело осмысливать Вашу статью «На пути к идеологии».
Ничего, подождём, пока хакончите осмысливать.
С. Югов / 24.08.2022, 09:00

8. Без коментариев

Христианство как"исторический игрок"побеждено.
С. Югов / 24.08.2022, 08:56

7. "Огласите весь список пожалуйста".

их более, чем в десять раз меньше.
С. Югов / 24.08.2022, 08:54

6. Ответ на 5, Максим Михайлов:

"Детям вечно досаден их возраст и быт…" (Владимир Высоцкий)

"…сформулированная идеология православного социализма в этой статье сильно обобщена, но всё равно, к примеру, в небольшой статье Марфы Зотовой «об идеологии» больше объективности."
//////////////////////////////
А объективность - как уже не единожды отмечалось - такова: - время идеологий (после их пика - советской!) безвозвратно кануло в прошлое… И продолжать "сверлить воду" в этом направлении, пожалуй, "оправдано" разве, что для "саморазвития" или ради … каких-либо эгоистических устремлений-приложений? Увы, но "изобретатели" продолжают настаивать-упорствовать - ну прям как в "создании" т.н. "вечного двигателя"…
Что "касаемо" излагаемого автором публикации, то представляется, многое из "сопутствующего" в его размышлениях полезно и, скажем так - на уровне интуитивных "прозрений-догадок" - правильно, другой вопрос - почему бы не подойти к этому (и "оформить"!) "поизящнее"? Был бы интерес…

5.

Честно говоря, тяжело осмысливать Вашу статью «На пути к идеологии». Она вся философская и очень субъективная. Буквально с каждым абзацем можно поспорить или попросить уточнений. Свой отзыв мне легче построить, отталкиваясь от Вашего вывода, указанного в конце статьи, и на котором скорее всего во многом строится Ваша база.

Если же посмотреть исторически на русских самодержцев, то окажется, что их деятельность не дотягивает до уровня нашей великой Родины – России. Особенно это относится к Романовым (не исключая и последнего императора Николая II). Всегда следуя Западной идеологии, Романовы, в конце концов, привели Россию к капитализму. И следовательно – к катастрофе. Так что на наш взгляд самодержавие не выдержало исторического (т.е. Божественного) экзамена.

Абсолютно допустимо написать обратное Вашему воззрению: что если посмотреть на руководителей Союза Советских Социалистических Республик, то окажется, что их деятельность не дотягивает до уровня великой России. Это относится и к Генеральным секретарям (не исключая и Президента СССР Горбачёва М.С.). Следуя западным идеологиям: марксизму, гегельянству, дарвинизму, - Генеральные секретари, в конце концов, привели Россию к социализму. И следовательно – к катастрофе. Получается, социализм не выдержал исторического экзамена.

Правда, Вы указали, что сформулированная идеология православного социализма в этой статье сильно обобщена, но всё равно, к примеру, в небольшой статье Марфы Зотовой «об идеологии» больше объективности.
Максим Михайлов / 23.08.2022, 22:11

4.

Как хорошо сказано "Капитализм - антихристианская мерзость". Для начала этого достаточно. Если это поймут 90% наших граждан - первый шаг к православному социализму будет сделан. Пока же это далеко не так.
andrey / 23.08.2022, 20:43

3. "Вы соль земли"/Мф.5.13/

Христианство должно было стать солью и смыслом истории.Т.к. оно показывало выход из этого бессмысленного круга рождения и умирания,давало возможность побеждать низменные страсти этого мира,лежащего во зле.Но две тысячи лет борьбы с христианством дало свои плоды.Христианство как"исторический игрок"побеждено.И история потеряла смысл,превратившись в некую трагикомедию.Осталось только листать страницы Апокалипсиса.
prot / 23.08.2022, 09:47
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Сомин
Справедливость как воля Божия
Сейчас России нужно продолжение прежнего, проверенного в советское время курса – социализм с государственной собственностью на средства производства, с плановой экономикой, с монополией на внешнюю торговлю
23.04.2024
О птицах небесных и порождённых ими недоумениях
Если Россия хочет жить по заветам Христа, то другого пути кроме православного социализма у неё нет
20.01.2024
«Блаженны нищие» и «горе вам богатые»
Новый Завет – это не только основа христианства, но и в высшей степени святыня, которая просто обязана быть сохранена в неискаженном виде
05.12.2023
История как раздел диамата
О теории этногенеза Л.Н. Гумилёва
30.09.2023
Об основах христианской имущественной этики
Для России единственно приемлемым остается путь, который указывает Златоуст, – это путь общности во Христе
26.09.2023
Все статьи Николай Сомин
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06