Чему хочет научить нас Господь в этом Евангелии о буре? Море, буря, апостолы, исполненные страха, — что это сегодня для нас? Какое отношение это имеет к нашей жизни?
Повествование об умножении хлебов, предшествующее повествованию об утишении бури — очень тесно связаны друг с другом. Перед пятью тысячью человек, в час, когда уныние овладело толпой, потому что у апостолов не было средств их накормить, Господь являет Свою силу и из их нищеты внезапно создает изобилие. То же самое мы видим в повествовании об утишении бури. В час, когда апостолы кажутся уже побеждаемыми неистовством волн и ветра, Господь приходит к ним, и они облекаются силой Господней. В обоих случаях это не может не потрясать.
Я помню, как несколько лет назад один опытный пастырь сказал: «Нам нужно научиться действовать скромными средствами». Он коснулся весьма чувствительной точки пастырского служения. Мы болезненно привыкаем к нашей скудости, будь то недостаток средств, будь то недостаток людей, которые трудятся для Церкви. Мы уже давно забыли о величии и силе, которыми когда-то обладала Церковь. Но и сегодня мы чувствуем себя так, как если бы по приказу свыше снова и снова снимают войска с того фронта, где мы пытаемся стоять насмерть, в то время как количество наших воинов убывает. Более чем когда-либо мы призываемся плыть против течения, проповедовать ценности, которые не приемлет мир, — и это все как буря на море.
«Это Я, не бойтесь», — говорит Господь. Бушующее море — это силы зла, действующие в нашем мире. Страх апостолов — наш страх. Наши страхи происходят от недостатка веры и доверия Богу. Люди знают, что Бога можно встретить в добре, но не представляют, как Его можно встретить среди зла. Мы боимся сделать решительный выбор. Для Церкви всегда важен выбор пастырских средств, особенно среди псевдобогословских течений, которые все очевидней заявляют о себе. Мы испытываем страх быть обманутыми лжепастырями Церкви и ее новыми проповедниками. А что происходит во внешнем мире? Бури посещают нас, не только когда мы остаемся наедине с собой. В семье, в обществе люди боятся войны, жестокости, несправедливости, попрания достоинства человеческой личности, некоего презрения к жизни — тех страшных духовных явлений, которые, вздымаясь как темные волны до неба, застят весь горизонт.
Но Господь снова зовет нас войти с Ним в лодку, как звал Он апостолов. Он зовет нас сражаться против волн, плыть против течения, предлагая ценности, которых не знает мир. И сегодня тот же самый Христос идет по водам сил зла. Там, где кажется, что Его нет, Он присутствует. Он доверяет нам. Он предваряет нас.
В этом повествовании о буре поражает, что апостолы не узнают Христа. Они принимают Его за призрак. Трудно понять, что Господь может быть столь близким, что Его не узнать. Нормально, что Христос идет по водам. Это согласно со всем, что Он делает. Но поражает то, что Он может сообщать Свою чудодейственную силу немощному человеку. И человек силен этой силой до того момента как начинает сомневаться. Чем апостол Петр отличается от нас? Из своего опыта мы знаем, что когда кто-то оказывается в самой гуще бури, на самом гребне волны, он хватается за Бога. И точно так же знаем, что он начинает тонуть, как только теряет доверие ко Господу. Сколько раз мы слышали: «Как только я перестал молиться, ходить в храм, исповедоваться и причащаться, как только я оставлял Бога, я начинал погибать. Я не должен был трусить». Как Петр, мы испытываем страх. И Господь говорит нам: «Это Я, не бойтесь!» Это то, что с самого начала знает Церковь.
Утихшая буря — это то, что данопережить верующим в трудных обстоятельствах. Господь повелевает Своим ученикам переплыть через море. Он сознает, что им предстоит. Они смогут увидеть, что Господь и Его Крест — в центре бушующего зла,и что Он всегда предваряет их. Укрепляемые этим знанием, доверенным им Господом, они будут восходить от силы в силу, пока не приобщатся в полноте тайне Его Креста и Воскресения.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
4.
Ну, может где-то и допущена неточность... Это ж Призрак...
3. Призрак - вещь в себе.
Или так, что когда сильно хочешь, вплоть до идеализации, но не понимаешь, то будет кумир. Причем не бессмысленный, а ровно наоборот желанию в мысли. Ровно наоборот, потому, что канон двух правд, а правда ровна правде. Поэтому ровно. И наоборот, потому, что при сильном желании чувства ставятся на место первой правды самой первой правды мысли, самой мыслью. А это - грех. Призрак - грех. Грех в Апостолах, в бури, при их сильном желании следовать за Господом проявил их чувства как грех их сознания, в их сознании, как кумира. Для них Господь пока еще - кумир. И только Победа Господа над смертью вразумит их истиной Духа Святого.
Для Призрака коммунизма все это справедливо в той же мере. Только победа над смертью в мировоззрении, а это - дело Науки сказать слово о мире рая - вразумит истиной Духа Святого идеалы коммунизма.
В связи с этим вопрос: не пора ли кое-кому заняться т. Эволюции?
2. Буря.
Призрак Господа - тот, о котором говорили Маркс с Энгельсом в "Коммунистическом манифесте". Маркс с Энгельсом (шире и Ленин) - не узнали Господа. И прямо говорили о Нем как о Призраке, то есть как о коммунизме. Коммунизм - не узнанный Господь. Конечно же, мы утонули, как Петр в водах, то есть в бурях двадцатого века советский человек - Петр, который не узнал Бога, да и все Апостолы, а узнав и пойдя по воде, утонул, как утонул СССР. Но Господь спас его.
Да и сегодня, в сравнении с русской Идеей, как необходимой для осознания Истории человечества по Предназначению, для нас Господь остается Призраком. До тех пор, пока евреи, православие и католицизм (протестантизм) не узнают Господа не как Призрака, а как Христа. Евреи - в своей истории - Его народ, христиане - Его народ, после Христа. Как и Апостолы в буре. Мы же, в своей нищете духа, получим Дух в изобилии, как те пять хлебов и две рыбы.
1. Сильнее шторма...
https://drive.google.com/file/d/1BreR-aJNkq4hzlRFlDKEdtx157oNcOje/view?usp=drivesdk