itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Страсти по архиепископу Феофану

К чему спекуляции, что он был духовником Царской Семьи?

1 Евгений Х. 
2043
Время на чтение 18 минут
Фото: vcschannel.com

Несколько дней назад мне в почту прилетели ссылки на два видеоролика, касающиеся прибытия из Франции в Санкт-Петербург останков известного русского архиерея ХХ века Феофана (Быстрова), архиепископа Полтавского.

В первом ролике под названием «Возвращение духовника Царской семьи в Санкт-Петербург!» один из моих старых добрых друзей рассказал об этом, по его словам, «знаковом для православных, для монархистов событии в Петербурге и в России»о том, что «после восьмилетних трудов группы людей на родину в Петербург вернулись честные мощи Владыки Феофана (Быстрова) – духовника Царской Семьи».

Во втором ролике под названием «Кто мешает погребению Архиепископа Феофана?» известный многим православный подвижник с Никольского кладбища Александро-Невской Лавры сообщил «неприятную новость», касающуюся захоронения останков Владыки Феофана, которую также продублировал на своей странице «ВКонтакте». Он рассказал, что «некоторые представители РПЦ Московского Патриархата, совсем не рады этому событию и более того, препятствуют захоронению Святителя Феофана на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры» и о том, что у него самого «складывается ощущение, будто среди церкви есть иноагенты – противники царской семьи, и будущего помазанника Божиего Царя Православного и они всполошились, от такой неожиданной вести, о грядущих благих переменах в России».

Останки архиепископа Феофана (Быстрова) отправлены в Санкт-Петербург для перезахоронения

На сайте Санкт-Петербургской Митрополии, касательно всей этой истории сообщается, что «останки архиепископа Полтавского и Переяславского Феофана (Быстрова) доставлены 23 июля из Франции для перезахоронения в Санкт-Петербург. Далее в сообщении приводится свидетельство иерея Анатолия Першина о том, как к нему в студию на телеканале «Союз» – «пришла семья из Латвии – Андрей Курасин и Ирина Извекова, руководители молодежной организации "Лествица", и рассказали про владыку Феофана, "нового затворника", духовника Царской семьи. Они стали инициаторами перевоза останков на Русскую землю. Мы рассказали об этом событии. Есть предание, что, когда владыка вернётся, в России произойдут важные изменения…».

На эти события отозвалась статьей под названием «Где в Петербурге похоронят духовника царской семьи архиепископа Феофана?» даже самое читаемое в Петербурге интернет-издание «Фонтанка.ру», в котором со свойственной сему печатному органу долей язвительности, сообщалось: «Современные служители церкви относятся к Феофану Быстрову неоднозначно. В духовной академии, где он учился и занимал пост ректора, нет на привычном месте его портрета – в учебном заведении говорят, что унесли на реставрацию. Не ответили в академии и на просьбу "Фонтанки" рассказать о значимости фигуры владыки в истории и важности возвращения его праха на Родину».

С «Фонтанкой» – всё понятно. Эта интернет-газета всегда там, где пахнет скандалом. Таков «репортёрский хлеб». И особенно востребованный владельцами и редакторами этого издания «хлеб» антицерковный.

Архиепископ Корейский Феофан совершил заупокойную литию у монумента морякам «Варяга» и «Корейца»

Но давайте попробуем сами также разобраться с нашими внтурицерковными вопросами. На страницах различных интернет-изданий можно найти немало добрых слов о Владыке Феофане Полтавском, а в его литературных трудах, особенно поздних, автор видится, как настоящий ревнитель и защитник Православной веры.

Отошел ко Господу архиепископ Берлинский и Германский Феофан

В своих воспоминаниях «Годы странничества» известная подвижница Русской Зарубежной Православной Церкви схиигумения Мария (Дохторова) с особой теплотой и любовью отзывается о Владыке Феофане: «В Петров пост мы приехали в Сербию, здесь Господь сподобил, к моему великому благу, встретиться с Высокопреосвященным владыкой Феофаном, который стал моим возлюбленным о Господе старцем. С тех пор (это было в июне 1924 года) жизнь моя протекала под его духовным руководством».

Авторы книги о Владыке Феофане Ричард (Фома) Бэттс и Вячеслав Марченко «Духовник царской семьи. Архиепископ Феофан Полтавский, Новый Затворник» (М.: Даниловский благовестник, 2010. 368 с., ил.) пишут: «Одним из великих светильников Православной Церкви и одним из величайших ученых-богословов своего времени стал Архиепископ Феофан (Быстров). Он был духовником Помазанника Божьего Государя Императора Николая II Александровича и всей его Семьи. Святитель Феофан был "совестью Царя", гласом и хранителем православных заповедей и традиций. Ректор Санкт-Петербургской Духовной академии, он стал защитником Креста Господня, то есть православного учения о догмате Искупления, от крестоборческой ереси, благословленной Зарубежным Синодом, он послужил Святому Православию и критикой софианства. Прозорливец и пророк, целитель душ и телес – смиреннейший из людей, гонимый миром при жизни, он окончил ее затворником в пещерах во Франции. Почитатель и наследник святителя Феофана (Затворника), святитель Феофан Новый Затворник сам стяжал Дух Святой. Житие его, его подвиги и труды да послужат поддержкой верным в наши лютые времена, да будут они во славу Божью и во славу верных в Боге».

На сайте «Православие.ру» недавно также были опубликованы некоторые весьма поучительные «Наставления духовным чадам» Владыки Феофана.

Сразу скажу, что сам отношусь и к Владыке Феофану и к возможному захоронению его останков на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры достаточно ровно и, как говорится «ничего не имею против». Но это, как говорится «одна сторона вопроса».

Лично меня во всей этой истории особо смущает тот факт, что основным «трендом», объявленным организаторами этого перезахоронения, является утверждение, характеризующее Владыку Феофана, как «духовника Царской семьи», поскольку в этом утверждении заключаются две правды.

Первая – это та, что Владыка, в течение нескольких лет, действительно был духовником Царской семьи. Но вторая правда и, на мой взгляд, наиболее полная и честная, заключается в том, что именно на этом поприще будущий Владыка претерпел такую духовную катастрофу, которая сильно «аукнулась» и ему самому, и стала первопричиной последующего свержения Государя, крушения Российской Империи и убийства Царской семьи. Ибо после того, как он перестал быть «духовником Царской семьи» – он стал активно враждовать против Государя и Государыни, и против их друга Григория Распутина.

Напомню, что самые первые сведения о т.н. «безнравственном поведении» Григория Распутина были озвучены именно тогда еще архимандритом Феофаном. Игумен Серафим (Кузнецов), который лично знал Царскую семью в своей книге «Православный Царь-мученик» пишет: «Впоследствии у Григория Распутина с епископом Феофаном вышли неприятности, последний ставил в вину Григорию Распутину то, что якобы ему одна какая-то женщина открыла на исповеди – неблагопристойное поведение старца Григория. Епископ Феофан и здесь показал свою неопытность духовную, на слово поверил этой женщине, которая впоследствии оказалось все придумала; но это еще ничего, он доложил Царице, что ему на исповеди такая-то открывала нехорошее по отношению поведения Григория. Каково же было глубоко верующей Императрице слышать от своего духовника то, что ему было открыто на исповеди?.. Подобному доносу своего духовника Императрица не только не поверила, а сочла его поступок самым недостойным и преступным против церковных канонов».

Подруга Государыни Анна Вырубова в воспоминаниях «Страницы моей жизни» более детально рассказала об этой печальной истории. В те время она бывала у архим. Феофана и часто встречала там молодую девушку по имени Елена, которая «всегда с жаром слушала беседы» и «причащалась на ранних обеднях». Потом Елена увлеклась каким-то студентом и «перестала бывать». Григорий Ефимович укорял ее и как-то раз пристыдил при других. Елена выбежала и сразу отправилась к архим. Феофану. Упав перед ним на колени, она стала доказывать, что Распутин ее обесчестил. Архим. Феофан «ухватился за клевету и дело пошло»! Анна потом как-то встретила эту девушку на улице и пыталась ее ласково урезонить. Но это уже была не тихая «бледная, смиренная Лена», а «наглая и грубая дама», которая закричала: «Отомщу Григорию!».

Подозреваю, что, кроме указанной выше Елены в этой спецоперации будущих февральских революционеров по ошельмованию Григория Распутина и Царской Семьи были задействованы также и другие женские персонажи.

Архим. Феофан по своей духовной неопытности и наивности, поверил рассказам этих женщин о якобы непристойном поведении Г.Е. Распутина и раскрыл тайну исповеди Государыне, а также и епископу Гермогену (Долганеву).

Вполне допускаю, что эту женщину (или женщин) специально наняли, подготовили и подослали к архим. Феофану, как к «духовнику Царской Семьи», с целью дискредитации Григория Ефимовича. Таким образом, архим. Феофан одним из первых попался в сети лжи мифотворцев-революционеров. Ибо шум был, но фактов не было. А весь этот шум явился поводом для бесчестных газетных публикаций и салонных сплетен, а также частью борьбы т.н. «прогрессивных сил» против Государя и государственного строя.

Владыка Феофан поверил клевете и оказался не прав, а Государыня не поверила и была права.

Митрополит Вениамин (Федченков) в своих мемуарах «На рубеже двух эпох» пишет: «Потом постепенно начали вскрываться некоторые стороны против Распутина. Епископ Феофан (он тогда уже был ректором академии) и я увещевали его изменить образ жизни, но это было уже поздно, он шел по своему пути. Епископ Феофан был у царя и царицы, убеждал уже их быть осторожными в отношении Г.Е., но ответом было раздражение царицы, очень чувствительно отразившееся на здоровье ее. Потом выявились совершенно точные, документальные факты, епископ Феофан порвал с Распутиным. По его поручению я дал сведения для двора через князя О., ездил к другим, но нас мало слушали, он был сильнее. Тогда царь затребовал документы; часть их была передана епископом Феофаном мне на хранение. И я, сняв с них копии, отвез в Петербург, митрополиту Антонию для передачи царю. Ничто не изменило дела».

К сожалению, митрополит Вениамин также, как и Владыка Феофан, «попался на удочку» революционеров, которые подсунули наивным священноначальникам искусно состряпанные «липовые» документы.

В книге доктора исторических наук Александра Боханова (+2019) «Правда о Григории Распутине» можно узнать подробности, как о технологиях изготовления этих документов, так и о персонажах способствовавших их появлению на свет и массовому распространению.

Еще более подробно и пристально эту позорную и печальную историю рассматривает современный исследователь ложных сведений и клеветы о Григории Распутине – православный писатель Юрий Рассулин. В книге «Месть врага рода человеческого» в главе «Заблуждение архиепископа Феофана» он пишет: «В феврале 1909 г. архимандрит Феофан (Быстров) был возведен в сан епископа. К сожалению, владыка Феофан под влиянием слухов о поведении Григория Распутина, пришёл к мысли, что он в прелести. Своими соображениями епископ Феофан, исполнявший обязанности духовника Царской Семьи, решился поделиться с Государыней Императрицей Александрой Феодоровной. Однако, вопреки ожиданиям епископа, Государыня отнеслась к его словам критически, считая, что он глубоко заблуждается».

Далее Рассулин приводит показания Владыки Феофана членам Чрезвычайной комиссии Временного Правительства, которая была создана после февральского переворота для расследования т.н. «преступлений Царского режима».

«Когда затем Распутин пришел к нам, – продолжает владыка Феофан свой рассказ следователям Ч.С.К., – мы неожиданно для него обличили его в самонадеянной гордости, в том, что он возомнил о себе больше, чем следует, что он находится в состоянии духовной прелести. Мы объявили ему, что в последний раз требуем от него переменить образ жизни, и что если он сам не сделает этого, то отношения с ним прервём и открыто всё объявим и доведём до сведения императора. Он растерялся, расплакался, не стал оправдываться, признал, что делал ошибки и согласился по нашему требованию удалиться от мира и подчиняться моим указаниям.

Через некоторое время до меня дошли слухи, что Распутин ведёт прежний образ жизни и что-то против нас предпринимаетТогда я решил применить последнюю меру – ОТКрыто обличить и поведать все бывшему императору. Однако принял меня не император, а его супруга в присутствии фрейлины Вырубовой.

Я говорил около часа и доказывал, что Распутин находится в состоянии духовной прелести. Бывшая императрица возражала мне, волновалась, говорила из книг богословских. Я разбил все ее доводы, но она твердила: "Все это неправда и клевета". Разговор я закончил словами, что не могу иметь общение с Распутиным. Я думаю, что Распутин, как человек хитрый, мое против него выступление объяснил царской семье тем, что я позавидовал его близости к семье, хочу его отстранить. После беседы с императрицей ко мне, как ни в чем не бывало, пришёл Распутин, видимо, думавший, что недовольство императрицы меня устрашило, однако я решительно заявил ему: "Уйди, ты – обманщик". Распутин упал мне в ноги, просил простить. Но я снова заявил ему: "Уйди, ты нарушил обещание, данное перед Господом". Распутин ушел, и больше я с ним не виделся».

Комментируя эти «сведения» Юрий Рассулин заключает: «К сожалению, не имея никаких прямых доказательств, а пользуясь только слухами и собственными размышлениями, владыка Феофан склонился туда, куда его увёл помысел недобрый».

Ссылаясь на книгу о Распутине Эдварда Радзинского Рассулин приводит слова, сказанные «епископом Феофаном товарищу обер-прокурора Св. Синода Даманскому по поводу Распутина и в связи с новым переводом в Астрахань: "Распутин – сосуд дьявола, настанет время, Господь покарает его и его защитников" (Царя и Царицу?! - Ю.Р.)».

По прочтении данного обвинения и такого однозначно недоброго «пророчества» в адрес Царской Семьи и ее Друга со стороны Владыки Феофана, неизбежно возникает вопрос о степени духовного состояния и духовного повреждения самого Владыки.

Юрий Рассулин пишет: «Бедный епископ Феофан, если и изрёк эти страшные слова, то, конечно, будучи ослеплён, если не чувством мести, то крайней досады и обиды. Доброе расположение Государя и Государыни к Григорию только усилило месть врага рода человеческого, ненавистника всякого проявления бескорыстного евангельского чувства. Вражьи сети все более опутывали бедного владыку Феофана, превратившегося из близкого Царской Семье человека в того, кто вольно или невольно причинял им боль. Что касается старца Григория, то в лице епископа Феофана он приобрёл грозного врага. В своем осуждении Григория Ефимовича владыка Феофан уже не мог остановиться. Более того, и сам он явился источником наговоров на Григория, одну клевету за другой нанизывая на ниточку жизни сибирского крестьянина».

Сегодня каждый «алчущий и жаждущий правды» православный христианин может свободно ознакомиться с «корпусом» книг и статей, разоблачающих лживые сведения о Царской семье и о Григории Распутине.

Одним из распространителей этих «лживых сведений» в своё время, стал Владыка Феофан. Поэтому позиционирование его личности, как «духовника Царской семьи» на мой взгляд, совершенно некорректно.

Кроме того, известно, что Владыка Феофан в 1917 году был участником Поместного Собора Русской Православной Церкви, участвовал в 1-й сессии, был членом I, II, XI, XII Отделов. Напомню, что Царская Семья в это время уже находилась в заточении в Тобольске. И ни одного документа или хотя бы даже просто доброго слова в защиту будущих Царственных Мучеников в период Соборных заседаний от Владыки Феофана для истории не запечатлелось. Добрые слова о Царской Семье Владыка высказывал уже значительно позже, видимо осознав свою неправоту.

Также Владыка Феофан был активным участником Белого движения. С 1919 года он состоял членом Временного высшего церковного управления (ВВЦУ) Белой армии на Юго-Востоке России, со всеми вытекающими отсюда нюансами.

Белая армия, как известно, создавалась прямыми врагами Царской Семьи и организаторами февральского свержения Государя. Затем содержалась на финансовые средства «западных партнеров», стремившихся расчленить Россию. И этот факт сотрудничества Владыки Феофана с государственными преступниками и врагами Царской Семьи также не украшает его биографию.

Как говорил один киногерой «меня терзают смутные сомнения». Зачем в этой истории надо было представлять Владыку Феофана чуть ли не самым близким к Царской Семье священнослужителем? Зачем выдавать желаемое за действительное?

Учитывая весь этот «шум и гам», связанный с перезахоронением останков Владыки, а также с некими пророчествами о том, «что, когда владыка вернётся, в России произойдут важные изменения» и об ожидаемом некоторыми православными деятелями пришествия «будущего помазанника Божиего Царя Православного», хочется поставить вопрос: Кому это понадобилось?

Уж не нынешним ли адептам «Белого дела», готовым по указке своих западных кураторов посадить на русский Царский Трон какого-нибудь очередного самозванца? Очень на то похоже. И в этом смысле хочется пожелать духовной трезвости всем, кто с добрыми намерениями участвует в этом деле. И воззвать ко Господу с прошением «разрушить совет Ахитофела» (см. 2 Цар. 15:31), если кто-то, за внешней стороной этого дела, замышляет лукавое.

Владыка Феофан в течение последних пятнадцати лет своего земного пути вёл действительно подвижнический и аскетический образ жизни. Его духовные советы и наставления, его духовное руководство способствовало преображению и укреплению православной веры в душах многих людей. Но это уже совсем другая история.

В заключение своего исследования о заблуждениях Владыки Феофана Юрий Рассулин написал слова, с которыми просто хочется согласиться: «…простим все владыке Феофану (Быстрову), хотя бы потому, что сам Григорий Ефимович простил его и потому, что владыка, как следует из посвященных ему книг, искренне любил святую Царскую Семью. Будем верить, что владыка пусть и на склоне лет во всем разобрался и примирился со своим добрым старым другом и братом во Христе».

Священник Сергий Чечаничев, публицист, Санкт-Петербург

Источники:

  1. Месть врага рода человеческого (ruskline.ru)
  2. https://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedchenkov/na-rubezhe-dvukh-ehpokh/3
  3. Архиепископ Феофан (Быстров) и Григорий Распутин. | РУССКИЙ МОНАРХИСТ (ruskmir.ru)
  4. https://www.youtube.com/watch?v=IIVgw5GOvPU
  5. https://www.youtube.com/watch?v=BcAB2Zy29Sk&t=3s..
  6. Где в Петербурге похоронят духовника царской семьи архиепископа Феофана - Общество - Новости Санкт-Петербурга - Фонтанка.Ру (fontanka.ru)
  7. Годы странничества. Воспоминания - схиигум. Мария (Дохторова) (azbyka.ru)
  8. https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov/
  9. https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov/duhovnik-tsarskoj-semi-svjatitel-feofan-poltavskij/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

также с некими пророчествами о том, «что, когда владыка вернётся, в России произойдут важные изменения»

Важные изменения могут быть разные, тут каждый понимает как хочет. В первом эпизоде "Звездных войн" все тоже ждали, что с обнаружением Энакина Скайуокера исполнится предсказание, оно исполнилось в точности с предсказанным, просто в текст предсказания никто не задумывался. Так и здесь, "важные изменения" - они ведь разные могут быть. И, например, окончательный и бесповоротный крах государства тоже можно назвать важными изменениями. Поэтому лучше было бы сначала понять, какие такие важные изменения предрекают....
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Священник Сергий Чечаничев
«Вставай страна огромная, вставай на смертный бой…»
Размышления священника о Специальной военной операции
20.07.2022
Февраль 1917 года: причины и следствия
Интервью для «Православного радио Санкт-Петербурга» (13-14 июня 2022 года)
23.06.2022
Милости, а не жертвы...
5/18 мая - память иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
18.05.2022
«Следствием установлено…», но правда не восстановлена
Следственный комитет не дал ответ на главный вопрос «Преступления века»
10.02.2022
Все статьи Священник Сергий Чечаничев
Последние комментарии
Поможет ли нам «Генерал Мороз»?
Новый комментарий от Владимир22
28.09.2022 07:01
Почему они убегают за границу?
Новый комментарий от Василий Загляда
28.09.2022 02:30
Победа итальянских консерваторов — холодный душ для стран Евросоюза
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
28.09.2022 01:50
Что сказал бы Вася Тёркин, заглянув в наши экраны?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.09.2022 00:03
«Заморозка» конфликта и «рассерженные патриоты»
Новый комментарий от Константин В.
27.09.2022 23:02
Три вектора развития событий
Новый комментарий от Vladislav
27.09.2022 21:33