Сегодня Святая Церковь чтит память великомученицы Марины (Маргариты) (IV), преподобных Иринарха Соловецкого (1628) и Леонида Устьнедумского (1654), вспоминает перенесение мощей преподобного Лазаря Галисийского, отмечает праздник Святогорской иконы Божией Матери (1569).
Сегодня мы чтим память преподобного Иринарха Соловецкого. Преподобный Иринарх принял постриг в Соловецком монастыре и в своей иноческой жизни ревностно подражал преподобным Зосиме и Савватию. В 1614 году, после смерти игумена Антония, Иринарх стал его преемником. В то время Соловецкий монастырь имел большое значение в защите северной России от шведов и датчан. Новый игумен много сделал для укрепления обители. Он обновил весь монастырь и создал его укрепления, благодаря которым монастырь мог оказать сопротивление английскому флоту в 1854 г. При преподобном Иринархе была сооружена каменная стена с башнями, выкопаны глубокие рвы, выложенные камнями. Для борьбы с воинственными шведами прп. Иринарх содержал на свой счет небольшое войско. Царь Михаил Феодорович лично знал преподобного и очень почитал его.
Сегодня мы также вспоминаем генерала от инфантерии Владимира Николаевича Горбатовского, скончавшегося 30 июля 1924 года. Он родился 26 мая 1851 года и происходил из дворян Лифляндской губернии. Получив образование во 2-й петербургской военной гимназии и в 1-м Павловском военном училище, Горбатовский был произведен в офицеры и направлен для прохождения службы в 3-й гренадерский Киевский полк. В чине штабс-капитана В.Н.Горбатовский принял участие в Русско-турецкой войне, в должности командира роты отличился под Плевной, переходил высоты Балканского хребта. Вся служба В.Н.Горбатовского прошла в строевых частях, он командовал Красноярским резервным батальоном, 44-м пехотным Камчатским полком, 4-м гренадерским Несвижским полком. С началом Русско-японской войны Горбатовский был назначен командиром 1-й бригады 7-й Восточносибирской стрелковой дивизии, и с 7 апреля 1904 года находился в составе гарнизона крепости Порт-Артур до конца осады. За проявленные отличия был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени, получив известность храброго и распорядительного военачальника. В дальнейшем Горбатовский командовал 2-й бригадой 1-й гренадерской дивизии, служил начальником Алексеевского военного училища (Москва) и командиром 3-й гренадерской дивизии. Весной 1914 года генералу было поручено командовать 19-м армейским корпусом, с которым он и вступил в войну в составе 5-й армии Юго-Западного фронта. Участвовал в Галицкой битве, был награжден орденом Св. Георгия 3-й степени. Во время наступления герм. Неманской армии, которая весной 1915 года овладела Южной Курляндией, задержал наступление, стабилизировав фронт. С 1915 года Горбатовский командовал 12-й армией, которая вошла в состав Северного фронта. Руководил армией во время Праснышских операций, отхода из Польши, Лифляндии, Курляндии, в Риго-Шавельской операции. В апреле 1917 года был переведен в резерв. После Октябрьской революции генерал Горбатовский эмигрировал в Эстонию, работая в годы Гражданской войны председателем Комиссии для устройства раненых и больных чинов Северо-Западной армии генерала Н.Н.Юденича.
Также 30 июля день памяти выдающегося русского авиаконструктора Николая Николаевича Поликарпова (1892-1944). Он родился в селе Георгиевском Ливенского уезда Орловской губернии в семье сельского священника. Закончив Ливенское духовное училище, учится в Орловской семинарии, которую, однако, не заканчил, а, сдав экстерном экзамены за курс гимназии, в 1911 году поступил на механическое отделение Петербургского политехнического института, с 1914 года занимается на воздухоплавательных курсах при кораблестроительном отделении института. В 1916 году, после защиты дипломного проекта, получил направление на авиационное отделение Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ), где до 1918 года под руководством выдающегося русского конструктора И.И. Сикорского работал заведующим производством. Участвовал в постройке самолёта «Илья Муромец». С 1918 работал на заводе «Дукс» (авиазавод № 1), где до 1923 г. руководил техническим отделом. В 1923 году под руководством Поликарпова созданы первый отечественный истребитель И-1 (ИЛ-400) и самолёт-разведчик Р-1, в 1927 году — истребитель И-3, в 1928 году — разведчик Р-5 и учебный самолёт У-2 (По-2).
В ноябре 1929 года был арестован ОГПУ по обвинению в «участии в контрреволюционной вредительской организации» и без суда приговорен к смертной казни. После двух месяцев ожидания расстрела, в декабре того же года (без отмены или изменения приговора) его направляют в «шарашку» — Особое конструкторское бюро (ЦКБ-39 ОГПУ), организованное в Бутырской тюрьме, а затем переведенное на Московский авиазавод № 39 им. В.Р.Менжинского. Здесь совместно с Д.П.Григоровичем в 1930 году он разработал истребитель И-5, который находился на вооружении 9 лет. В 1931 году коллегия ОГПУ приговорила Поликарпова к десяти годам лагерей. Но после удачного показа Сталину, Ворошилову и Орджоникидзе самолета И-5 (пилоты — Чкалов и Анисимов), было решено считать приговор в отношении Поликарпова условным. В июле того же года Президиум ЦИК СССР принял решение об амнистии группы лиц, в том числе Поликарпова. Только в 1956 году — через 12 лет после смерти конструктора — Военная коллегия Верховного Суда СССР отменила прежнее решение Коллегии ОГПУ и прекратила дело в отношении Поликарпова.
В мае 1931 года Н.Н.Поликарпов получил назначение на должность заместителя начальника бригады №3 ЦКБ-ЦАГИ П.О.Сухого. В 1933 году начальник бригады №2 ЦКБ на базе авиазавода №39 руководителем которого (ЦКБ) был С.В.Ильюшин. С 1938 года Главный конструктор КБ, размещённого на территории авиазавода №156, а затем на заводе №1. В 1939 г. направлен в командировку в Германию. В его отсутствие директор завода Павел Воронин и главный инженер П.В.Дементьев выделили из состава КБ часть подразделений и лучших конструкторов (в том числе Михаила Гуревича) и организовали новый Опытный конструкторский отдел под руководством Артема Микояна. Поликарпов руководил созданием истребителей И-15 (1934), И-16 (1933), И-153 («Чайка», 1939), которые создали основу отечественной истребительной авиации в предвоенные годы. Под руководством Поликарпова в 1938—1944 сконструированы опытные военные самолёты И-180, И-185, И-190, ТИС и др. С 1943 года Н.Н.Поликарпов — профессор Московского авиационного института. Скончался в 1944 году от рака желудка. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Также 30 июля мы вспоминаем участника Наполеоновских войн генерала Григория Дмитриевича Иловайского (1778-1847); поэтессу Анну Ивановну Готовцеву (1799-1871); генерал-лейтенанта, градоначальника Санкт-Петербурга Николая Михайловича Баранова (1837-1901); вице-адмирала Петра Алексеевича Безобразова (1845-1906); поэта, искусствоведа и переводчика Сергея Васильевича Шервинского (1892-1991).