itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О мистике цареубийства

Карл I Стюарт, Людовик XVIII, Николай II

2 Наталья Сидорина  Павел Тихомиров 
1137
Время на чтение 6 минут
Фото: из личного архива автора

Цареубийство – один из определяющих феноменов Нового времени. Среди разработок кальвинистских умов, наряду с доктринами предопределения, фундаментальной изменчивости, идеями республиканизма, демократии, общественного договора и оправдания ростовщичества доктрина цареубийства занимает особое место.

Для христианской Церкви император (царь, король) всегда был фигурой сакральной. Согласно христианской мистике, богословию царства, царь есть своего рода местоблюститель Царя царей – Иисуса Христа. Не случайно в Византии имел место такой артефакт, как двухместный трон, символика которого предполагала, что император оставляет первое место за Христом. Император, таким образом, понимался как хранитель трона, который должен передать его Христу в момент Второго пришествия. Упразднение «хранителя трона» означало, таким образом, обрыв непрерывной нити истинной власти и, следовательно, открытие дороги Антихристу.

Говоря об «удерживающем», которому дано сдерживать лавину зла, апостол Павел указывает на римскую государственность, следовательно, прежде всего на символизирующую её фигуру цезаря. Вот почему роль императора признавалась сакральной, а император венчался и помазывался на царство в особом церковном таинстве – столь же важном и принципиальном для Империи и народа в целом, как таинство венчания для обычной семьи или таинство крещения для отдельного человека. Вот почему цареубийство всегда воспринималось в христианском мире как величайшее преступление, подобное убийству самого Христа.

В истории ранней Восточной Римской империи и поздних её осколков случалось немало дворцовых переворотов. Однако убийство монарха, обставленное как «законный приговор» и покушающееся на саму мистику царства – преступление совсем другого рода. Таких великих преступлений история христианского мира знает всего три, каждое из которых становилось ещё одним зловещим знаком, ещё одним витком катастрофы христианского мира. Первой сакральной жертвой революции стал Карл I Стюарт, казнённый 30 января ст.ст. 1649 года в Лондоне Кромвелем.

Судейское действо, разыгранное Кромвелем, и сам «приговор» английского парламента имели все черты уголовного убийства, чуть закамуфлированного под правосудие. Сама же доктрина цареубийства была к тому времени детально разработана кальвинистскими теоретиками, творцами нового мира.

После Амбуазского заговора 1560 года (предпринятой гугенотами неудачной попытки государственного переворота и похищения Франциска II) и десятилетия жестоких гражданских войн, кульминацией которых стала знаменитая Варфоломеевская ночь 1572 года, в кальвинистской среде получают широкое распространение тираноборческие доктрины.

Ведущие кальвинистские теоретики начинают развивать теории, согласно которым цареубийство признаётся не только правом народа, но и прямой обязанностью «лучших людей».

Отсюда берут начало и знаменитые тезисы американской Декларации независимости, провозгласившие право народа на восстание.

В период Французского Просвещения тезисы «прав человека», тираноборческие и республиканские теории, развитые кальвинистами, будут переосмыслены просветителями в чисто секулярном духе. Жан-Жак Руссо объявит кальвинистскую Женеву «идеальной республикой» и «наглядным примером» для современной ему Франции. Взгляд на Французскую революцию 1789 года как на заключительный аккорд Реформации Кальвина, по-видимому, справедлив.

Французские кальвинисты (гугеноты) с гордостью носили и другое свое имя – монархомахи (цареборцы). Многочисленные ячейки реформистов, контролируемые Кальвиным из Женевы, за спинами которых стояли крупные финансисты и аристократы, желающие большей эмансипации от королевской власти, стали настоящей тайной армией, объявившей традиционному христианскому миру войну на уничтожение. А поскольку король и папа были столпами традиции, то на них в первую очередь и обрушилась ярость реформаторов. Итак, король устранялся, чтобы, как говорит апостол Павел, открыть дорогу «тайне беззакония». Последствия не замедлили себя ждать. Кровью Карла I Стюарта был скреплён новый Вестфальский «порядок» Европы, наступивший после истребительной Тридцатилетней войны (1618-1648) и означавший упразднение власти Римской империи на большей части христианского мира.

С этого времени Европа утрачивает былое единство. Время великих походов в Святую землю за отвоевание Креста Господня было окончательно забыто, а христианские народы обратились в национальные анклавы, которые становится удобно стравливать между собой в новых войнах за «права нации».

Первым же действием Кромвеля после убийства короля стал геноцид католической Ирландии. Красная армия Кромвеля (которой будет подражать впоследствии и Лев Троцкий) огнём и мечом пройдёт по землям католиков, сжигая монастыри, храмы, уничтожая кресты и иконы, вешая священников и всех вообще мужчин, женщин и детей. За четыре года карательных экспедиций армия Кромвеля вырежет до 90% населения Ирландии.

Ещё более ужасные события последовали за казнью Людовика ХVI, во время французской революции. Современники рассказывают, как согнанные палачами к эшафоту парижане, в ужасе наблюдавшие за казнью своего короля, были прямо с эшафота окроплены его святой кровью (словно в повторение библейского: «кровь его на нас и на детях наших»). Так ритуально-показательной казнью первого монарха Европы заговорщики отпраздновали уничтожение власти христианской Церкви в самом сердце Европы. Так, под зловещие заклинания о «свободе, равенстве, братстве» французская революция откроет эпоху всеобщей смуты и хаоса. А за казнью короля уже традиционно последует геноцид народа.

В следующие полтора года карательная машина революции уничтожит до миллиона жителей монархической Вандеи (опыт французской «машины демократии» в виде потопления груженных людьми доверху барж впоследствии использует красный комиссар Розалия Землячка в Крыму).

Третьим и самым мрачным злодеянием этого рода стал расстрел царской семьи в России в 1918 году. Преступление это до сих пор покрыто сплошным туманом тайн и недомолвок. Однако и здесь, как и в приведённых выше примерах, многое указывает на сакральный характер произошедшего.

Неоднократно писалось о многозначительной надписи, оставленной среди всевозможной похабщины на стене подвала Ипатьевского дома, воспроизводящей строку из стихотворения Г. Гейне «Валтасар»: Belsatzar ward aber in selbiger Nacht // Von seinen Knechten umgebracht («Валтасар сегодня ночью был убит своими слугами»). Эта строка интересна прежде всего написанием имени вавилонского царя Belsa-tzar, что на «лоскутном диалекте идиша» читается как «Белый царь». Игру слов (легко понятную и по-немецки) использовал уже сам Гейне, с большим сочувствием относившийся к революционному движению. В прижизненных изданиях «Валтасара» можно видеть именно такое написание. Под Белым царём соплеменники Гейне должны были понимать, как нетрудно догадаться, правителей христианских народов, прежде всего, Германского кайзера и Русского царя. В общем же революционном контексте строка Гейне могла быть воспринята не иначе, как призыв и пророчество. Надпись, оставленная в подвале дома Ипатьева, очевидно, и предназначалась народам, которым возвещалось об исполнении этого пророчества.

Таким образом, на цареубийство, то есть убийство местоблюстителя христианского Мессии, указывалось как на действо, символически открывающее двери царству иного мессии, антихристианского. Один царь должен быть устранён, чтобы открыть дорогу царю иному.

О том же незадолго до русской революции писал святитель Феофан Затворник (Вышенский): «Царская власть, имея в своих руках способы удерживать движения народные и держась сама христианских начал, не попустит народу уклониться от них, будет его сдерживать. Как антихрист главным делом своим будет иметь отвлечь всех от Христа, то и не явится, пока будет в силе Царская власть. Она не даст ему развернуться, будет мешать ему действовать в своем духе. Вот это и есть „удерживающее“. Когда же Царская власть падет и народы всюду заведут самоуправство (республики, демократии), тогда антихристу действовать будет просторно. Сатане не трудно будет подготовлять голоса в пользу отречения от Христа, как это показал опыт во время французской революции. Некому будет сказать „вето“ властное. Смиренное же заявление веры и слушать не станут. Итак, когда заведутся всюду такие порядки, благоприятные раскрытию антихристовых стремлений, тогда антихрист и явится. До того же времени подождет, удержится».

Владимир Ильич Можегов, православный публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3.

Какой заголовочек...
Андрей Карпов / 22.07.2022 09:25

2. Это в каком же смысле?

наблюдавшие за казнью своего короля, были прямо с эшафота окроплены его святой кровью
С. Югов / 22.07.2022 08:38

1.

Время великих походов в Святую землю за отвоевание Креста Господня было окончательно забыто
Уж не филокатолик ли автор?
С. Югов / 22.07.2022 08:36
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Владимир Можегов
Все статьи Владимир Можегов
Последние комментарии
Грабеж в 63 миллиарда $ за 9 месяцев!
Новый комментарий от Серёга Чудиса
22.11.2022 04:10
Нужна общественная дискуссия для выбора правильной идеологии
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
22.11.2022 01:43
Недовольный тыл – признак скорой встряски
Новый комментарий от Тюменец
21.11.2022 23:57
В погоне за длинным рублём...
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2022 23:52
Визит кубинского лидера в Москву говорит о многом
Новый комментарий от Адриан Послушник
21.11.2022 21:22
Время стало идти быстрее
Новый комментарий от Адриан Послушник
21.11.2022 20:58
Мы принадлежим воинствующей Церкви
Новый комментарий от Сергей Григорьев
21.11.2022 19:53