В контексте разговора о русском богатырстве, хотелось бы задать вопрос: «Кто вдохновлял воинов на их ратные подвиги?» Мы знаем имена древних богатырей – Василий Буслаев, Вольга Святославович, Добрыня Никитич, Микула Селянинович, Илья Муромец, Алеша Попович, но, нам неизвестны, или почти неизвестны имена тех, кто вдохновлял этих богатырей на ратные подвиги.
Культурно образованные люди знают о находящейся ныне в Русском музее Санкт-Петербурга картине Васнецова «Баян». Фон картины – угрюмое предгрозовое небо, словно предрекающее скорые недобрые события. Центр композиции – высокий холм, на котором князь с дружинниками слушают играющего на гуслях баяна. Вид гусляра, под стать сумрачному небу, величественен и грозен. Действительность как если бы застыла, ни ветерка, но волосы баяна развеваются, как бы от дуновения сильного ветра. Из-за холма видны шлемы других дружинников. И, они тоже внимают грозной песне сказителя.
Внимательный зритель здесь поймет без слов, что гусляр на картине не просто исполняет былину, но своим пением вдохновляет воинов на ратный подвиг. Зритель поймет также, что баян этот следовал на поле брани вместе с войском, и теперь, перед решающей битвой напоминает ратникам подвиги других богатырей. Такая традиция – вдохновления на подвиг, была характерна не только для древних славян, но и для кельтов, бретонцев, франков, германцев, англосаксов, скандинавов. Поэтому, зададим себе закономерный вопрос: кем же были носители этой старинной культурологической традиции?..
В контексте доклада, дабы более конкретизировать связь боянов, бардов и скальдов с воинским подвигом, приведем выдержки из реферата «Струна и голос» лауреата Международных конкурсов Дарьи Алексеевской. В этом реферате поставлен акцент на то, что такие инструменты, как лира, арфа и гусли имеют происхождение от боевого лука, тетива которого издает поющий звук после выстрела стрелой. Собственно, древние гусли были очень компактными, имели всего несколько струн, а потому свободно умещались в колчане для стрел. Первыми древними боянами и скальдами являлись сами дружинники князей, которые смогли овладеть поэтическим и музыкальным искусством.
Еще в глубокой древности, у арийских народов Центральной Азии, которыми были индийцы и персы, применялся такой инструмент, как ГОДХА (т.е. – гусли) от слова – гудеть. Есть основания полагать, что этот инструмент пришел в Индию вместе с переселенцами ариями за три тысячи лет до Р.Х.
Есть вероятность, что у народа Израиля струнные (как впрочем, и другие) инструменты появились вследствие культурного обмена с соседними народами. Например, из Первой книги Царств мы узнаем, что пророк и псалмопевец Давид сопровождал свое пение игрой на арфе. Применение музыкальных инструментов в Израиле настолько утвердилось, что их стали использовать в богослужебной практике. О чем и повествует книга Псалтирь: «Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех, хвалите Его в тимпане и лице (т.е. – хоре), хвалите Его в струнах и органе; хвалите его Его в кимвалех доброгласных…» (Пс. 150:3-5).
Традиция применения музыкальных инструментов во время пения, утвердилась также и в Древней Греции. Аналогом же гуслей в Элладе являлась лира. Вспомним, что древнегреческий поэт Орфей искусно владел лирой, и даже мог повелевать стихиям, играя на этом инструменте. Предположительно Орфей жил в XV-XIV в. до Р.Х. Для Греции это было время, когда музыкальное искусство обрело религиозный смысл. Музыканты и поэты становились помощниками жрецов, занимая место культурологических водителей народа. Отсюда, не случайно, что в Древней Элладе всякий свободный гражданин (кроме профессиональных умений) должен был владеть воинским искусством, разуметь письмо и грамоту, а также уметь сочинять стихи и исполнять их посредством пения, либо декламации.
Такого же рода традиция существовала как у древних кельтов, так и древних славян. Характерно, что у кельтов была особая каста бардов, которые являлись помощниками жрецов-друидов и исполняли послушание культурологического воспитания народа. Если жрецы носили золотые плащи, то у бардов были плащи небесного цвета, в знак того, что их искусство имело небесное происхождение. Если же князь кельтов (а затем эта традиция перешла к англам) отправлялся в поход, то бард следовал вместе с князем. Во время битвы бард становился на высокий холм, и воспевая там победную песнь, верил, что это пение помогает одолеть противника. Такая же традиция, кельтская и славянская по происхождению, бытовала и в Западной Европе, среди готов и лангобардов.
Несколько позднее эту традицию восприняли дружинники английских, шотландских и скандинавских князей и королей. Для более точного рассказа о ней, будет уместно воспользоваться материалами Татьяны Джаксон, Романа Самарина, и Михаила Стеблин-Каменского, специалистов по данной теме. Как говорят указанные авторы, все воины (особенно это касалось Скандинавии), с младых ногтей обучались не только воинскому искусству, но и искусству сочинения стихов. Например, в дружинах викингов, над воинами, которые не могли сочинить сходу хотя бы одной висы (8-строчная строфа), откровенно смеялись. Наиболее умелые дружинники-поэты становились скальдами при князьях-конунгах. Здесь необходимо пояснение, что в отличие от кельтских бардов, скальды не были культовыми служителями, но оставаясь, как и барды, культурологическими водителями народа, являлись воинами-поэтами, витязями-поэтами. Причем, скальдом мог стать абсолютно любой человек, независимо от сословного происхождения, будь это король, конунг, богатый землевладелец, либо воин-викинг, либо просто странник. Обязательным для скандинавских скальдов, кроме владения воинским искусством, было умение читать руническое письмо, хорошо знать ведическую мифологию, а также обязательным являлось знание древних саг, которые тогда не записывались, а передавались из уст в уста.
Впервые саги бардов и скальдов были записаны лишь в XII веке исландским ученым монахом Сэмундом Зигфуссоном «Мудрым». Он сумел собрать все известные ему саги, драпы и висы в хрестоматию под названием «Старшая Эдда». В XIII столетии аналогичный труд проделал другой исландский ученый Снорри Стурлусон. Его произведение мы знаем под названием «Младшая Эдда».
Культурологическое воздействие искусства скальдов на норвежцев, а затем исландцев, было столь серьезным, что многие жители Исландии, независимо от сословной принадлежности, могли свободно говорить стихами. А некоторые даже думали стихами. Есть основания полагать, что нечто подобное было и в Древней Руси, так как исследование артефактов Новгородской земли показывают, что в X-XI веках грамотность среди простого народа была поголовной.
Применительно же к современности, творчество скальдов было более сложным и совершенным. Известно, что в IX-X веках у норвежских скальдов существовало 108 видов стихосложения. Поэмы, саги, драпы и висы излагались либо «белым стихом», либо с применением внутристрочных рифм. Конечные же рифмы, когда последующая строка рифмовалась с первой, стали применяться лишь с X века, благодаря Эгилю Скаллагримссону, написавшему драпу «Выкуп головы». У Скаллагримсона, чтобы написать хвалебную песнь для Эйрика Кровавая Секира, в распоряжении была всего одна ночь. В противном случае, жестокий правитель, помня старые обиды, казнил бы скальда. Но, заметим, это упрощение стиля здесь было вынужденное. В целом, творчество бардов, боянов, сказителей и скальдов было очень богато, как в плане техническом, так стилистическом и смысловом. В более поздние времена смысловая составляющая стихов заметно упростилась. Это упрек всем нам. Ибо, когда мы стали терять богатырскую силу, то деградация не замедлила явить себя. Сейчас, в обиходе мы имеем всего 2-3 вида стихосложения. Среди профессионалов – 7-8 видов. Поэтому, зададим вопрос – где и когда были прогресс и совершенство?
В чем же главная суть бардовского и скальдического искусства? Главная его суть состоит (если отбросить славословия языческим богам), в воспевании подвигов королей, конунгов, витязей-дружинников. Главная суть бардовского и скальдического искусства состоит в воспевании подвига самопожертвования, а также связанных с ним – достоинства, доблести, верности и чести. То есть того, о чем говорит Евангелие: «Нет выше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13).
Несколько позднее, бардовскую и скальдическую традиции восприняли высшие сословия Западной Европы. В XII столетии появилась традиция написания благородных рыцарских романов, а также традиция состязания певцов. В связи с этим, наиболее знаковым местом в проведении рыцарских поэтических турниров являлся замок Вартбург близ Эйзенаха в земле Тюрингия. Один из таких турниров, когда произошло состязание между Тангейзером и Вольфрамом фон Эшенбахом, описан в произведениях Вагнера, Гейне, Новалиса, и Гофмана.
Если говорить о Древней Руси, то главным литературным памятником, воспевающим воинский подвиг, главным образцом уже не былинного творчества, но искусства витязей-поэтов, явилось «Слово о полку Игореве». Есть основания полагать, что таких литературных памятников, принадлежащих перу самих князей, на Руси было немало. Но, увы, после культурологического погрома первой половины XVIII столетия, учиненного немцами Шлёцером, Байером и Мюллером, чудом уцелело только это произведение.
Промыслительно, что вскоре после обретения памятника литературы «Слово о полку Игореве», найденного Алексеем Мусиным-Пушкиным, по одним данным в Спасо-Преображенском монастыре Ярославля, по другим в Кирилло-Белозерском мон-ре, родился гений Русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин. А потому, не случайно, что именно им был написан такой богатырский роман в стихах, как «Руслан и Людмила». «Руслан и Людмила», это не поэма, но, именно благородный рыцарский роман. Как если бы благодать от князя Игоря, сына Святослава, внука Олега, перешла на младенца Александра Пушкина, при первом массовом издании этой рукописи.
Но, справедливости ради скажем, что благородное рыцарское искусство развивалось не только в Европе, но также на Ближнем Востоке и в Грузии. Такие грузинские поэты, как Шота Руставели, Саргис Тмогвели, Мосэ Хонели, Григол Чахрухадзе, Иоанн Шавтели, внесли свой вклад в развитие искусства витязей-поэтов. В частности, если говорить о поэме «Витязь в тигровой (в другом переводе – барсовой) шкуре», то это классический благородный рыцарский роман, который, по уровню ничем не уступает, а скорее, даже и превосходит, такие рыцарские романы как «Ланселот» Кретьена де Труа, «Книги о короле Артуре» Томаса Мэлори и ирландской легенды «Тристан и Изольда». Поэма Шота Руставели, как и всякий рыцарский роман, прославляет такие богатырские качества героев, как доблесть, честь, достоинство, отвага, способность к самопожертвованию.
Если говорит о XIX столетии, то, богатырским романом (хотя и в прозе) является повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». В ХХ веке у нас появилось жанровое понятие – вестерн. Так вот, повесть «Тарас Бульба» надо обозначить как – остерн. Причем, остерн эпического характера. В повести Гоголя чувствуется мощь древних былин, а потому, это его произведение является основополагающим в деле создания нового жанра.
Обращаясь к современности, нужно сказать о таких представителях направления витязей-поэтов, как Игорь Тальков, комбриг Алексей Мозговой, и кобзарь Триединой Руси Василий Жданкин. Да, их совсем немного, потому что культурологических водителей народа не может быть много. Возможно, также и по этому поводу сказано Апостолом: «Не многие делайтесь учителями» (Иак. 3:1). Но, они – Игорь Тальков, витязь-поэт Мозговой, и кобзарь Василий Жданкин, заслужили это звание – культурологические водители народа. А потому, как древние три богатыря – Илья Муромец, Добрыня Никитич, и Алеша Попович, они, находясь ныне на небесном дежурстве, непоколебимо стоят на страже таких важных основ в искусстве, как проповедь доблести, чести, отваги и верности. Непоколебимо стоят на страже таких основ благородного искусства, как подвиг и поэзия соединенные воедино.
А, это есть главные основы любого искусства, потому что вспомним, Бог-Творец переводится на греческий как – Поэт, а один из титулов Христа звучит как – Подвигоположник. Именно потому, жанр рыцарского искусства, где поэзия и подвиг соединены воедино, должен получить положенное место в современной литературе. Ибо, еще с древних времен, проповедуя благородные принципы, бояны, барды и скальды готовили в сердцах народов почву для принятия христианства.
Доклад, прочитанный на «Богатырском конгрессе» во Владимире, 18 июня 2022 г.
Александр Степанович Сороковиков, писатель, общественный деятель, Владимирская область, г. Покров