Знакомство с новым для тебя городом – это всегда волнение и радость. Готовиться к поездке в Пермь я стала загодя. Неведомая сила подсказывала, что там 12 июня 2022 года надо обязательно быть. Священник переживал, что едем на Троицу, могут быть большие искушения перед таким Праздником. На этот раз совпали: Праздник Троицы и день убийства Великого Князя Михаила Александровича Романова – младшего брата Царя Николая Второго.
В Нижнем Новгороде, где я живу, накануне были тёплые дни, и мы даже не ожидали, что Пермь встретит нас таким холодом: + 12 градусов по Цельсию и постоянный дождь. Он моросил с самого утра 12 июня.
После Божественной Литургии в Свято-Троицком Стефановом монастыре начался Покаянный Крестный ход к часовне святого благоверного князя Михаила Тверского (небесного покровителя Великого князя Михаила Александровича), на место предполагаемого убийства Великого князя.
Крестоходцев собралось немного. Под звон колоколов из храма вынесли иконы Великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой, посещавшей эти места, и Великого князя Михаила Александровича Романова. Великий князь Михаил был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских в ноябре 1981 года в Нью-Йорке Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Зарубежом. И организаторы Крестного хода дерзнули взять на Крестный ход этот образ. Небольшие бумажные иконы Великого князя можно было купить в церковной лавке.
На лицах православных была радость. Всё же Праздник Великий – Троица! Многие захватили с собой зонтики, которые пришлись как нельзя кстати. Дождь моросил, не переставая, а при подходе к часовне стал ещё более усиливаться. Местность на нашем пути была гористая. Идти было тяжеловато. Трудно было дышать. Сердцебиение всё более усиливалось. У меня было ощущение, что идёшь на Голгофу. А ведь это, действительно, наша Русская Голгофа, причём первая. Потому что расстрел Великого князя Михаила положил начало политическим убийствам Дома Романовых. Михаил Александрович был первым в списке. И он был в тот момент не просто Великим князем, а Последним Некоронованным Императором Михаилом Вторым. Государь Николай Второй передал Ему Свою власть, и Он Его от неё не освобождал.
Мне дважды посчастливилось участвовать в Крестных ходах на Ганину Яму. Там километраж значительно больше. И людей собирается намного больше. Понимают православные, что здесь наша Русская Голгофа, что надо идти и каяться.
Так почему же здесь, в Перми не так? Почему сюда нет такого притока крестоходцев?
На следующий день перед началом Романовских чтений по нашей просьбе нас принял настоятель Стефановского монастыря, игумен Серафим. Мы ему подарили книги о Доме Романовых, он – нам книги, изданные после чтений в предыдущие годы.
Уже после поездки стала знакомиться с работой В.М. Хрусталёва «Великий князь Михаил Александрович. Скорбный путь от Престола до Голгофы» (М., 2018 г.). В книге очень много архивных материалов, воспоминаний современников периода Февральской и Октябрьской революций.
Автор приводит одно малоизвестное свидетельство об этих событиях графини Людмилы Николаевны Воронцовой-Дашковой, супруги адъютанта Михаила Романова графа И.И. Воронцова-Дашкова: «Я до сих пор уверена, что нерешительность Михаила Александровича выявилась только потому, что ни в ком из окружающих его он не видел железной решимости идти до конца».
3 марта в 10 утра в квартире князя Путятина открылось совещание по обсуждению вопроса объявлять ли возложение на себя Михаилом Романовым императорских обязанностей или не объявлять? Многие советовали Михаилу власть на себя не брать. Так, например, А.Ф. Керенский заявил: «Я не вправе скрыть здесь, каким опасностям вы лично подвергаетесь в случае решения принять Престол… Я не ручаюсь за жизнь Вашего Высочества». Наоборот, в противовес большинству Милюков и Гучков убеждали, Михаил Александрович не только может, но и обязан занять трон.
Милюков предлагал немедленно ехать в Москву и организовать там силы для поддержки монархии. Впоследствии В.В. Шульгин вспоминал по этому поводу: «Совет принять Престол сейчас это значило: во главе верного полка броситься на социалистов и раздавить их пулемётами».
Всё это говорит о том, что народ не был готов к признанию Нового Государя, к принятию самой идеи Монархии. Оставалось лишь одно решение: отложить принятие власти, пока страсти не улягутся и не будет добровольно принято решение об устройстве государства. Поэтому Великий князь Михаил, а на момент подписания документа об отречении Император Михаил Второй оставляет вопрос о принятии власти открытым, до созыва Учредительного Собрания.
Для нас сейчас важно другое, что документ об отречении подписан не просто Великим князем, а Императором Михаилом Вторым, который процарствовал буквально несколько часов, затем отправлен практически в ссылку в Гатчину, а затем в тюрьму в Пермь. Оставался ли он далее Императором? Конечно, да. История не знает такого Акта – Отречения. Скорее всего, этот факт нужно называть низвержением с Престола.
Опять возвращаюсь к Крестным Покаянным ходам в Екатеринбурге. Они многотысячные. Со всей страны собираются крестоходцы. Что же мы видим в Перми? Небольшая горстка православных Перми идёт к месту Царской Голгофы. В дороге записала на видео интервью с одним из участников Крестного хода. Приятно было слышать, что Царская Семья для него стала родной. И что он считает делом чести принести покаяние за расстрел в их городе Великого князя Михаила. Жаль, что этого не осознают те, кто ходит Крестными ходами на Ганину Яму, в Алапаевске на место гибели Великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой.
Когда в Перми 12 июня начался Крестный ход, икона Святой княгини Елизаветы Фёдоровны выпала из креплений. Поклонилась Великая княгиня Последнему Императору России – подумала я. А ведь и всем нам надо поклониться ему и попросить прощения. Он первый пал в трагической череде событий 1918 года.
В Перми Последний Российский Император Михаил Второй Романов после выхода из тюрьмы жил в гостинице «Королевские номера», откуда был вывезен большевиками в ночь с 12 на 13 июня 1918 года на расстрел. На здании этой гостиницы установлена мемориальная доска, к которой горожане возложили цветы 12 июня сего года. На набережной недалеко от «Королевских номеров» был открыт в этот день памятник Великому князю Михаилу Александровичу работы местного скульптора А.А. Матвеева. Красивый бюст Великого князя в военной форме с любовью смотрящего на нас, грешных. Звучали высокие слова в честь Михаила Александровича о его храбрости в годы Первой мировой войны, о его благотворительности.
Да. Хорошо, что поставлен памятник, что не забыт Великий человек. Но Господь неумолимо напоминал: «Покайтесь!» Поэтому непрестанно лил дождь. К моему сожалению, мы не услышали слов покаяния. Просто отметили, что в этом городе останавливался такой человек. А ведь это не простой человек, а Последний Император России, которого отсюда повели на эшафот. И это место должно быть покаянным с Покаянным Крестом. Может тогда Господь и простит и уберет с Перми «черный крест», о котором по преданию предсказывал Святой Иоанн Кронштадтский.
И надо ли в такой день – день расстрела Последнего некоронованного Императора России Михаила Второго устраивать праздники с танцами и веселиями, как это мы видели в этот день на празднике «Белого цветка» в Перми? Всему свой срок.
По окончании Крестного хода у часовни на горе состоялась панихида по Великому князю Михаилу и его секретарю Николаю Николаевичу Джонсону. И опять же противоречия. Почему панихида по Великому князю, а не по Императору Михаилу Второму? Что мешает прославить Михаила Второго Романова?
Есть определённая недосказанность в его судьбе. Вот, что пишет историк Л.В. Перескоков в книге «Образ Великого князя Михаила Александровича в контексте времени» (Пермь, 2022 г.): «Кинодраматург Г. Рябов приводит три возможных версии конца Великого князя, а с ним его секретаря Джонсона и шофёра Бурунова. «Все трое были перевезены группой Мясникова в Мотовилиху, где жертвы самосуда были расстреляны или сожжены, или живыми брошены в печь Мотовилихинского завода»».
Но есть и другие версии, говорящие о том, что Великий князь чудным образом остался жив. Есть место предполагаемого расстрела, есть место настоящего расстрела с другой стороны возвышенности, на которой стоит часовня святому благоверному князю Михаилу Тверскому, но тела не найдены. И до сих пор идут безрезультатные поиски.
Вот такие у меня остались впечатления от посещения города Перми 12 июня сего года.
Ирина Александровна Высоцкая, участник Нижегородского отделения Русского Собрания
Фото автора
1. Автору.