Последние годы разговоры о необходимости государственной идеологии и об образе будущего для России поднимаются с завидным постоянством, особенно они усиливаются в критические моменты, такие как история с Крымом, пандемия коронавируса или последние события на Украине. Многие эксперты, особенно патриотического крыла, поднимают вопросы якобы отсутствия у власти ясной стратегии и видения будущего, отсутствия идеологии. Но если внимательно посмотреть на ситуацию, на заявления и действия власти, то на эти вопросы есть вполне конкретные ответы.
Во-первых, относительно государственной идеологии. Да, формально государственная идеология в России запрещена, но на самом деле она есть. Просто ее положения рассредоточены по многим статьям Конституции. И по ним получается что Россия – это федеративная республика с многоукладной экономикой и социальной направленностью государства, по сути же речь идет о социал-демократии как государственной идеологии установленной в России. А социал-демократия стремится к созданию демократического государства всеобщего благосостояния, использующую социально-ориентированную рыночную экономику. И именно в этом русле власть России все эти годы и развивала наше государство. При этом в отличие от левых социалистов, наши властные социал-демократы выступали и выступают пока против всеобщей национализации собственности, ограничиваясь лишь национализацией в критически важных для государства отраслях и то особым образом. Таким образом, власть всегда показывала что социальное равенство для нее все же важнее экономических прав, и ведь это классика социал-демократии. Далее.
Во-вторых, относительно образа будущего. Его действительно нет на бумаге как единого и четко прописанного проекта, но если опять же собрать воедино то, что заявляет и делает власть, а также сопутствующие им стратегические и оперативные государственные документы, то вырисовывается очевидный вывод – у власти есть образ будущего и план по его достижению. Забегая вперед скажем – власть строит новый социализм или социализм нового типа. О чем же речь?
Последние 20 лет власть действительно возвращала и консолидировала стратегически значимые активы, увеличивала участие государства в экономике. При этом все это делалось по большей части не путем прямой национализации и оперативного подчинения каким-нибудь министерствам, а путем создания различных организационных форм и команд, которые их развивали. Это позволяло с одной стороны возвращать под контроль государства экономику, а с другой создавать ситуацию и конкурентную, и мобильную. Теперь госкорпорации, госкомпании, холдинги и другие структуры фактически представляют ядро и большую часть российской экономики, речь идет о Сбербанке, ВТБ, ВЭБ, Ростех, Росатом, Роскосмос, Роснефть, Газпром и так далее, и на сегодня их выручка составляет десятки триллионов рублей. И каждая из этих структур имеет свой подход, свое видение, свои технологии и регламенты функционирования.
Сегодня осуществляется следующий этап – переход к цифровому управлению и созданию так называемых доменов управления государственных и общественных секторов. Создается единая платформа, на которую посадят здравоохранение, промышленность, потребление и так далее. Возможно, даже государственная структура на основе министерств и ведомств уйдёт в прошлое.
Но это всё касается в основном сферы производства товаров, работ и услуг. А экономика это еще и потребление, и перераспределение, в том числе государственных и социальных ресурсов. И здесь государство тоже производило определённые реформы. Одной из главных стало создание и переход к системе государственных услуг и конкретно информационной системы Госуслуги, которая постоянно развивается. И если несколько лет назад эта система большей частью просто замещала много бумажной и бюрократической волокиты и походов в различные государственные органы, то теперь она выходит на так называемый уровень клиентоцентричности, глубокой персонификации государственных услуг и их предугадывающий (предиктивный) характер.
То есть, например, если в законе прописано, что человек имеет право на какую-то льготу, то система Госуслуг сама найдёт его и окажет ему такую услугу или произведёт выплату в автоматическом режиме, достаточно такому человеку быть зарегистрированным в системе. Также развиваются системы различной социальной поддержки и потребления государственных услуг. И это касается не только граждан, но и юридических лиц. Уже подходит к тестированию проект автоматических расчетов и уплаты налогов. И возможно в скором будущем налоговая система тоже перейдёт к персонифицированному виду, когда компании будут облагать налогами исходя именно из их конкретной деятельности и результатов.
Сама платформа Госуслуги скорее всего также приобретёт функционал главной социальной сети России, где граждане, компании и государство смогут взаимодействовать по всем вопросам. То же самое можно отнести и к другим цифровым государственным новациям, например платформа Гостех, ЦИПР или Электронная Россия. Сейчас этими вопросам фактически в ежедневном режиме занимается Президент, Правительство и другие государственные институты.
Пандемия коронавируса и санкционная война против России придали еще более ускоренный темп этим процессам и государственным программам по цифровизации, общества и экономики. И не далёк тот день, когда государственная власть будет иметь полностью всю оперативную информацию о всех участниках экономического, общественного и государственного процесса, то есть о всех аспектах производства, потребления и перераспределения. И в этот момент станет явью мечта советских социалистов о всеобщем плане, всеобщем потреблении и справедливом распределении. При этом не потребуется, чтобы вся собственность была в руках государства или общества, государству будет достаточно видеть во всех деталях деятельность и потребности экономических субъектов, и на базе новых технологий учета, предвидения и планирования практически на 100% их удовлетворять и регулировать.
К сегодняшнему дню государственная власть фактически завершила построение государственного капитализма, а ускоренно внедряемые новые информационные технологии обратят его окончательно в пользу государства и общества, и мы станем свидетелями превращения России в социалистическое государство нового типа. Кстати, сам В.И. Ленин считал, что «…социализм есть ни что иное, как государственно-капиталистическая монополия, обращённая на пользу всего народа и постольку переставшая быть капиталистической монополией».
Будут ли проблемы в таком государстве? Несомненно. И первая из них – мотивация. Мотивация жизни, мотивация деятельности, мотивация развития, мотивация отношений. И здесь одними технологиями не обойтись. Здесь потребуется некий мощный фундамент из нравственных и моральных положений. И если об этом не подумать уже сейчас, то ситуация может выродиться в новый страх, в принуждение и тотальный контроль или наоборот во всеобщее равнодушие, иждивенчество и индивидуализм. А то и другое приведут непременно к новому распаду.
Александр Вячеславович Руденко, член Совета Московского отделения «Русского Собрания»
67. Чего-то не пойму я вас. Вы в пример то дореволюционную Россию приводите, то постсоветскую...
66. Ответ на 63, Константин В.:
Как-то в разговоре с одним кипучим антисоветчиком, не про "учителя" )), выяснилось, что тот не знаком с сюжетом Неуловимых. Вот это да! ))
65. Ответ на 61, Советский недобиток: Уточнение.
64. Ответ на 62, Русский Иван: и ты живи
63. Ответ на 49, Советский недобиток:
И все-таки очень характерно, что наш собеседник напал именно на "Председателя"...
62. А почему глубинка вымирает? Потому что была разрушена советская цивилизация.
61. Ответ на 58, учитель:
60. Ответ на 58, учитель:
59. Ответ на 58, учитель:
58. Ответ на 57, Потомок подданных Императора Николая II: