itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Государство всегда будет занимать противоабортную позицию»

В последние годы растёт число противников абортов как радикальных, так и умеренных

Аборты 
0
509
Время на чтение 5 минут
Фото: Из личного архива автора

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте результаты опроса россиян об отношении к абортам.

«С вопросами искусственного прерывания беременности так или иначе сталкивалось значительное число россиян: 50% сообщили, что среди их знакомых и близких есть женщины, которым приходилось делать аборт (38% мужчин и 60% женщин), - говорится в исследовании ВЦИОМ. - Каждая третья женщина призналась, что лично пережила этот опыт (29%), показатель увеличился в 3 раза в сравнении с 2016 годом (9%). Однако это может быть связано в том числе и с тем, что женщины стали говорить об абортах более открыто.

За 6 лет выросла втрое доля россиян, считающих недопустимыми аборты ни при каких обстоятельствах. Если в 2016 г. так считали 4%, то в 2022 г. уже 13%. Одновременно с этим растет и доля граждан, которые поддерживают право женщин самостоятельно принимать решение об искусственном прерывании беременности (2016 г. — 28%; 2022 г. — 36%). Наиболее веским основанием для принятия такого решения считается наличие угрозы здоровью и жизни женщины (2016 г. — 60%; 2022 г.— 43%). К числу других важных обстоятельств, при которых женщина должна иметь право выбора, россияне относят также сексуальное насилие (2016 г. — 46%; 2022 г.— 23%), бедность (2016 г. — 37%; 2022 г.— 15%), несовершеннолетие девушки (2016 г. — 26%; 2022 г.— 10%), наличие трех и более детей (2016 г. — 22%; 2022 г. — 8%) и др. За последние 6 лет представления россиян о причинах, по которым женщина может прервать беременность, изменились. Мотивы прерывания беременности в общественном мнении сдвинулись от социальных в сторону мотива личного выбора женщины, то есть аборт становится в большей степени личным делом женщины, а не общества.

Работники медицинской сферы чаще других высказываются о необходимости государственных мер по предотвращению абортов (53%) и об ответственности обоих партнеров за решение о прерывании беременности (85%).

Половина россиян (51%) выступают против вмешательства государства в такую частную сферу жизни граждан, как планирование семьи и аборты. Наибольшее неприятие государственного вмешательства демонстрирует молодежь 18–24 лет — 57%. Обратную позицию разделяют 36%, по их мнению, государство должно принимать меры по предотвращению абортов. Об этом чаще говорят мужчины (42%) и 35–44-летние (42%).

Религиозно-культурный ландшафт влияет на отношение к абортам. Более строго к этому относятся жители Северо-Кавказского федерального округа. Каждый второй не знаком с женщинами, которые прерывали беременность (55%). Каждый четвертый убежден, что аборт недопустим ни при каких условиях (24%). Выступают за государственные меры по предотвращению абортов 41%. Считают, что мужчина единолично должен принимать решение о прерывании или сохранении незапланированной беременности 7%, — это заметно выше, чем в целом по России (1%).

Наиболее толерантными оказались жители Северо-Западного округа: 61% против государственного вмешательства в вопросы деторождения, а каждый второй считает, что у женщины должно быть право прервать беременность при любых обстоятельствах, когда она этого хочет (53%).

Большинство россиян убеждены, что решение об аборте в ситуации незапланированной беременности должны принимать оба партнера (72%). Но приоритет женщин отчасти сохраняется: каждый пятый считает, что выбор должна сделать только женщина (22%). Среди 18–24-летних так считает каждый третий (31%). О ведущей роли мужчины в этом вопросе говорит лишь 1%.

Несмотря на дискуссионность и этическую сложность темы абортов, за 6 лет россияне стали говорить об этом более открыто, а общественное мнение по этому вопросу становится более либеральным».

Результаты опроса ВЦИОМ проанализировал в интервью «Русской народной линии» руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь» протоиерей Максим Обухов:

Весьма часто опросы общественного мнения содержат противоречивые и немного провокационные вопросы. Согласно российскому законодательству, женщина не приносит в Женскую консультацию никаких оснований для аборта, ведь до 12 недель аборт совершается по желанию - женщина никак никому не объясняет своего абортного намерения. Поэтому вдаваться в какие-то дебри и посторонние вопросы не имеет смысла. После 12 недель аборты запрещены за исключением медицинских показаний, в первую очередь при угрозе для жизни.

В последние годы растёт число противников абортов как радикальных, так и умеренных. Также есть люди, которые не приемлют аборт по этическим соображениям.

Опросы — не истина в последней инстанции. Мне очень часто встречались опросы, которые носят манипулятивный характер. В целом те, кто были против абортов, укрепляются в своем мнении, также как и те, кто были за аборты.

Государственное регулирование – это обтекаемая фраза, за которой непонятно, что стоит. Ведь помощь семьям — это тоже государственное регулирование. Порой оно представляется как нечто негативное и зловещее, как то, что несёт угрозу личной свободе людей. Но на самом деле госрегулирование — это доабортные консультации психолога, который подойдёт и поговорит.

Даже если отвлечься от религиозной составляющей, то аборт является опасной процедурой для здоровья. Женщина рискует стать пожизненно бесплодной. И потом всю жизнь будет сожалеть о своём поступке.

Например, информированное согласие о последствиях медицинского вмешательства — это тоже государственное регулирование. Государство создает более безопасную систему, где люди подписывают информированное согласие.

Существует доабортное консультирование, системная помощь для тех, кто родил ребёнка и отказался от аборта через частные организации, епархиальные структуры Церкви и благотворительные организации. Это тоже внешнее вмешательство в общественный процесс. 

Человека поймали и предложили ему помощь — это ведь тоже вмешательство в его личную жизнь.

Что касается противоабортных организаций, то  у всех есть свобода слова, право отстаивать своё мнение и в рамках закона влиять на общественный процесс. Для этого существует листовки, лекции,  просветительская работа. В целом для нашего общества характерно разнообразие мнений, жёсткий запрет на аборты не поддерживается большинством населения. Его и нет.

Есть вещи, которые нам всё-таки удалось добиться. Мы надеемся, что они будут существовать. Например, мы протестуем против государственного финансирования из средств налогоплательщиков. У государства существует демографические интересы – это вещь очевидная, которую невозможно отрицать. Поэтому государство всегда будет занимать хоть какую-то, но противоабортную позицию. Пусть она не такая радикальная, как у верующих, но государство всегда будет против абортов хоть как-то, потому что у нас население сокращается и растёт только за счёт миграции.

Были попытки полностью запретить аборты, но из этого ничего не вышло – все попытки провалились. Есть несколько стран, в которых существует полный запрет на аборты. Но у нас абортов слишком много, так много, что с этим надо что-то делать.

Нужно прилагать постоянные усилия и в плане законодательства, и в плане развития благотворительности, и в плане просвещения населения со школьной скамьи.

К сожалению, в России уже сложилась традиция лёгкого отношения к процедуре аборта.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Максим Обухов
Меня беспокоит, что мы можем прийти к разделению в Церкви
О попытках некоторых представителей Церкви признать на церковном уровне «православное ЭКО»
08.02.2023
«Нет поводов для оптимизма»
Что реально стоит за сокращением числа абортов более чем в два раза? Так ли уж всё хорошо?
02.02.2023
Церковь сатаны сплетается с проабортным движением
Установление в Нью-Йорке сатанинской статуи в поддержку абортов – сигнал для России
27.01.2023
Россия перестала играть роль поставщика «живого товара»
Но возможно ли добиться полного запрета суррогатного материнства?
12.12.2022
«Деятельность ювенальной юстиции нужно разрушить!»
Нужно заниматься не введением генетических паспортов, а защитой семей от разросшегося беспредела ювенальщиков
03.12.2022
Все статьи Протоиерей Максим Обухов
Аборты
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
Помощь вернувшимся с фронта, противоабортное консультирование и поддержка семьи
Определены приоритетные направления социального служения Церкви
20.03.2024
Православная антропология и вызовы времени
Нужно защищать богоданную природу человека
07.03.2024
Во Франции отрекаются от Бога
О закреплении в Конституции страны права женщин на аборт
06.03.2024
Хвост виляет собакой?
Правовики Госдумы блокируют разумные ограничения на аборты
29.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:34
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25