Энтропия и этика

Либо мы вернёмся в пространство, где этическая составляющая является главной, либо нас ждёт провал

0
2599
Время на чтение 6 минут
Фото: Из личного архива автора

Энтропия незаметно накапливается, а потом проявляется самым неожиданным образом. Раскладываешь, как обычно, гладильную доску, а она вдруг ломается под своим весом. Металл устал. Или вот пример кризиса, связанного с развитием. На ноутбуке установлены разные программы, которые непрерывно обновляются. С каждым обновлением они становятся чуточку сложнее, требуют больше памяти и ресурсов процессора. Как следствие, ноутбук начинает работать медленнее, «зависает», система не справляется.

Существует, по-видимому, лишь две теоретические модели. В соответствии с первой развитие происходит непрерывно. Усложнение не только перегружает систему, но и даёт ей новые возможности, позволяющие справляться с перегрузкой. Вторая модель предполагает, что развитие продолжается лишь до некоторых пор, пока не выбран потенциал имеющейся конфигурации. Если до этого порога эффективность системы неуклонно растёт, то за ним она начинает падать; дисбалансы нарастают, и всё идёт вразнос.

При сопоставлении этих моделей можно придерживаться либо оптимистической, либо пессимистической позиции. Диалектический материализм, например, был склонен к оптимизму. Его представители считали, что хотя фаза кризиса, вызванного обострением противоречий, и неизбежна, мир устроен таким образом, что систему так или иначе выбросит на новый уровень. Поэтому, несмотря на чередование подъёмов и откатов, движение идёт не по кругу, а по спирали. Пессимистическая позиция состоит в том, что, пусть развитие и создаёт новые возможности, предполагается, что должен найтись тот, кто ими воспользуется. Там, где дело касается человека, всё зависит от людей — от их конкретных поступков. А люди склонны поступать не как надо, а как хочется…

Базис для пессимизма: люди постоянно ошибаются, с течением времени вероятность совершения критичной ошибки растёт. Базис для оптимизма: несмотря на неизбежные срывы и соскакивание со спирали на прежние уровни рано или поздно нужный человек в нужный момент поступит правильно, и развитие продолжится. Какой базис внушительнее, судите сами.

Если считать, что история имеет неограниченный запас времени, ничто не мешает сохранять исторический оптимизм. Но человек смертен, и любая персональная история жёстко ограничена (а христианство считает, что конечна и общая история). Поэтому времени на выход из кризиса по оптимистическому сценарию может не хватить.

Наша текущая ситуация должна быть охарактеризована именно как кризис развития. В какой-то момент человечество достигло условий, при которых жизнь основной массы населения планеты стала меняться к лучшему. Базис, относительно которого шли эти изменения, был везде разным, поэтому диспропорции сохранялись. Но с каждым годом всё большее число людей жило лучше, чем год назад. Поскольку эта картина совпадала с народными чаяниями и наиболее прогрессивными социальными концепциями, возникло ощущение выхода человеческой цивилизации в новое качество. Многие поверили, что наконец-то удалось построить открытый и гуманный мир, в котором борьба за выживание больше не требует полной самоотдачи. Человек чувствовал себя комфортно в сегодняшнем дне и проецировал это состояние на будущий период, полагая, что у него всегда будет доступ к нужным ему ресурсам — если он не сможет обеспечить их сам, то ему помогут общество и государство (которое неизбежно становилось всё более социальным).

Самым узким местом этого цивилизационного успеха стал, как это ни удивительно, вовсе не дефицит ресурсов. Да, если средний житель Земли стал бы жить так, как живёт сегодня, допустим, гражданин Германии, то потребовалось бы вдвое больше ресурсов, чем имеет современное человечество. Но это — лишь вызов, а не проблема. К примеру, энергетическая мощь цивилизации в эпоху угля была гораздо меньше, чем теперь, когда освоены углеводороды и атомная энергия. Рост потребностей вызывает активный поиск новых возможностей, потенциал освоения которых далеко не исчерпан. Настоящая проблема всегда кроется внутри человека.

Улучшение жизни изменило людей. Мысль, которая стала общим местом, можно сформулировать следующим образом: человек имеет право на хорошую жизнь уже просто потому, что он — человек. Это значит, что каждый вправе ждать, что «завтра будет лучше, чем вчера» (как пелось в одной советской песне), или хотя бы не хуже. В этой логике человек становится преимущественно реципиентом (получателем) благ, всё остальное отступает на второй план.

Человек расслабился, стал дебелым (и телом, и душой) и в результате превратился в наиболее уязвимое место системы. Нам не хочется напрягаться, брать на себя ответственность и нести её. Мы легко соглашаемся с тем, что кто-то решает всё за нас. Мы ценим комфорт и качество жизни больше, чем собственные убеждения. Нас легко запугать (например, угрозой для нашего здоровья) и легко обмануть — достаточно говорить то, что мы хотим услышать. Возможно, нами удобно управлять, но на роль элементов, несущих нагрузку, мы не годимся.

Почему же произошла подобная деформация человека? Тут есть свой ключевой фактор. Как энтропия социальной системы объясняется по преимуществу одним — эрозией человека, так и энтропию человека можно объяснить одним — эрозией этики. 

Этика — не просто свод абстрактных правил, установлений, что можно, а что нельзя, вытекающих из комплекса принятых представлений о добре и зле. Это — не чистая («высокая») теория, а закон жизни. Этика глубоко функциональна; её задача — обеспечивать взаимодействие людей за пределами и поверх формальных соглашений. В отличие от права, этика работает везде — на всём объёме человеческих взаимоотношений, отвечая помимо всего прочего и на вопрос — зачем и насколько строго нужно следовать праву. 

С другой стороны, право объективно — в том смысле, что его источник находится вне человека, а этика проистекает изнутри. На пункт закона всегда можно указать, а что есть добро и зло — не всегда очевидно. Поэтому по мере развития цивилизации росло и право. В результате мы пришли к состоянию, когда законодательно регулируются чуть ли не все аспекты жизни; область же преимущественной ответственности этики скукожилась настолько, что её теперь сразу и не разглядишь. Распространилось убеждение, что этика вторична по отношению к праву: при наличии законов уже неважно, что там в душе человека. Более того, современный человек думает, что этика есть порождение законодательства (правильные законы создают нужную этику).

Но ключевая причина этической эрозии — повсеместное улучшение жизни. Предназначение этики — обеспечивать выживание общества. В сущности, именно этика организует общество: следуя этическим нормам, люди ухитряются жить вместе, видя в другом подобного себе человека, а не инструмент удовлетворения своих потребностей и желаний. Чем лучше в обществе с этикой, тем оно крепче и имеет больше шансов выстоять в любых испытаниях. 

С другой стороны, лишь испытания способны обнажить этические проблемы. В тяжёлых житейских условиях этика заметна. Каждый правильный поступок критически важен, а каждый неправильный — опасен. Если идёшь по доске над пропастью, каждый неверный шаг может обрушить тебя вниз. Но если под тобою ровный пол, можно не очень-то обращать внимание, насколько твёрдо ты шагаешь.

Поэтому долгое время в нашем обществе рассуждения на этические темы носили большей частью умозрительный характер. Мы обсуждали абстрактные максимы, не заботясь о том, чтобы прикладывать их к себе. Это позволяло нам считать себя моральными людьми, тогда как обыденная жизнь была достаточно благополучной независимо от качества наших повседневных поступков. В результате запас прочности системы оказался исчерпан, и нас потихоньку выносит за пределы благополучия.

Мы вступаем в своего рода экзаменационный период. Либо мы вернёмся в пространство, где этическая составляющая является главной, либо нас ждёт провал. Это справедливо на любом уровне субъектности: экзамен придётся держать и каждому человеку, и любому сообществу, включая Церковь, народы и всё человечество. Провал означает прекращение бытия в прежнем статусе. А насколько глубокой окажется деструкция (деградация) и чем закончится падение, знает лишь Бог.

Андрей Владимирович Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Единственный путь

Человеку свойственно ошибаться. Отсюда очевидно, что идеология гуманизма подчиняется второму закону термодинамики и стремиться к саморазрушению. Закон Божий, закон духа неподвластен законам материи, он безэнтропийный или даже обладает свойствами отрицательной энтропии. Единственный путь для спасения -это признать его и следовать ему.
Vladislav / 10.06.2022, 03:41

2. Хорошая статья

Андрей, спасибо за хорошую серьёзную статью. Но скорее всего ждёт провал. А жаль.
Hyuga / 09.06.2022, 17:33

1. Хорошая статья, есть о чём поразмышлять

1. Существует, по-видимому, лишь две теоретические модели. В соответствии с первой развитие происходит непрерывно. Усложнение не только перегружает систему, но и даёт ей новые возможности, позволяющие справляться с перегрузкой. Вторая модель предполагает, что развитие продолжается лишь до некоторых пор, пока не выбран потенциал имеющейся конфигурации.

Есть ещё третья модель, хотя и непопулярная в рядах эволюционистов, экономистов и социологов. Что развития нет, есть только адаптация: Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
10 Бывает нечто, о чем говорят: `смотри, вот это новое'; но это было уже в веках, бывших прежде нас.

2. Распространилось убеждение, что этика вторична по отношению к праву

Скорее право - это формализованная этика.
3. причина этической эрозии — повсеместное улучшение жизни. ... следуя этическим нормам, люди ухитряются жить вместе, видя в другом подобного себе человека, а не инструмент удовлетворения своих потребностей и желаний.

Люди нередко видят в другом человеке инструмент не только в сытые времена, но и в очень даже голодные.
4. Как энтропия социальной системы объясняется по преимуществу одним — эрозией человека, так и энтропию человека можно объяснить одним — эрозией этики.

Эти утверждения произвольны и не из чего не следуют. Жизнь в любой форме является антагонистом энтропии, разумная жизнь - сугубо. Человек и, тем более, этика - частные случаи.

P.S. Пожелание (не по существу статьи) - использовать термины корректно. Приведённые Вами в начале статьи примеры к энтропии почти не имеют отношения. Закон роста энтропии есть закон статистического торжества мёртвой материи, материи, к которой не приложена внешняя творческая сила.
ОСт / 04.06.2022, 18:25
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
24.04.2024 13:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Наблюдатель
24.04.2024 13:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 12:49