«Войны выигрывают не генералы, а приходские священники и школьные учителя» - это известное выражение Бисмарка приходится вспомнить сегодня в связи с разгулом внешней и внутренней русофобии.
Известно, что школа – возможно, самый консервативный, в хорошем смысле слова, элемент общества, по крайней мере так было в давние и стародавние времена. Однако после российских реформ последних лет образование стало больше похоже не на оплот консерватизма, а на дезориентированную флотилию, где корабли, суденышки и катерки вертятся в узком проливе, ожидая приказов стратега с ясными целями. Но вместо такового стратега и чётких задач в бухту просвещения заплывают всё больше чужие корабли, создавая сумятицу и безвластие.
Картинка с натуры в московской школе: ученики глухо возражают молодому учителю, имеющему ярко выраженную позицию по поводу военной операции на Украине (глухо, потому что впереди экзамены). Учитель заявляет: «Ну, допустим, эта военная операция нужна, и Россия защищает гуманные ценности. Но почему я, конкретно я, должен страдать? Я не могу поехать отдыхать, куда хочу, ограничен в других действиях?!» Я не ошиблась – это говорил учитель. Не хочется призывать к мщению, но жизнь покажет такому «учителю», что значит настоящее страдание, это неизбежно, и также придётся ответить, куда же он вёл детей, ведь педагог – это детоводитель, а не предметодаватель.
С одной стороны, сейчас такая ситуация, когда можно и нужно говорить с детьми о патриотизме не по обязаловке перед очередной датой, а потому что это насущно как никогда. Однако школы, даже не осознавая, возможно, этого, стали сейчас русофобскими рассадниками. Дети ведь рассказывают, что происходит в школах, что им говорят. Вот учительница рассказывала что-то про Украину. А что, спрашиваем?
-Да вот чё-то такое, что мы всегда были вместе…
- А ещё что?
- Да мы не поняли ваще… (Так, значит, здорово рассказывала по сюжету «Поставим галочку»)
Или другой вариант (почему-то допускаемый руководством):
- Нам учитель говорил, что он вообще хочет в Америку уехать от этого позора. (?!?!)
- А вам рассказывали про русские победы, про то, что мы войны заканчиваем, а не начинаем? Знаете ли вы, сколько биолабораторий и где обнаружено в ходе этого военного конфликта? В чём природа нацизма? Как он возникает, почему опасен? Что такое европейничанье, про кого это?
- Нет…
На днях эксперт, выступавший в политическом ток-шоу на первом канале, поведал о случае: младшеклассник вырезал на стуле свастику. Его мать спросила учителя, а затем директора, говорят ли в школе с детьми о патриотизме, об основных реалиях военной операции? На что получила дикий ответ: «Мы здесь даём образование, а это не наши темы».(!!!)
Бывают такие времена, когда ничегонеделание или делание по старинке для галочки, приносят самый настоящий вред и стране, и народу. Дети, сидящие в соцсетях, интернете, читают западные фейки и смотрят ролики, про то, какие мы ужасные, неправильные, агрессоры и т.п., воспринимают всё это и невольно начинают стесняться того, что они русские, которых сейчас все ненавидят. Так потихоньку и незаметно вызревают плевелы ВНУТРЕННЕЙ русофобии в наших светлых классах с красивыми шторами. На эти самые шторы в школах не забывают регулярно денежки собирать. А вот о главном…
А кто же им объяснит суть дела? Кто защитит русских на этом поле боя? До чего же мы привыкли не говорить с детьми ни дома, ни в школе, уклоняться от правды, что и не надо удивляться тому, когда они говорят «эта страна», «Рашка»! Они ведь не знают, что такое «европейничанье», почему это вообще-то болезнь наша, откуда она взялась, и нам надо начать объяснять, как её лечить. Однако для этого надо и самим повиниться, что она почти у всех была…, но не хочется перед детьми признаться. А надо! Важнейший педагогический принцип – говори с детьми – забыт, перечёркнут, убит. Интересны ли взрослым дети или они просто объекты для определённых действий? Вопрос риторический.
А кто и когда решил, что все ученики, чуть ли с начальной школы, должны сейчас знать, сколько стоит доллар по отношению к тому, сему и почему? А когда их спрашиваешь, слышали ли они запись романса «Выхожу один я на дорогу…» в исполнении С.Я.Лемешева – никто не слышал! Так ведь это школьная программа. И величайший певец России. Про русские народные песни можно и не спрашивать…
Такая позиция педколлективов в школах не частный случай, многие пишут и говорят об этой, честно говоря, постыдной ситуации. Наверняка это не есть следствие ненависти к русскому миру и не желание гибели ему. Скорее, это следствие страхов, некоей «русобоязни» (А.Кочетков) – как бы чего не вышло. Ведь если, по их мнению, развивать тему русскости и патриотизма, заслуг государствообразующего русского народа, вдруг пойдут мятежи да свары в обществе. Есть, конечно, и педагоги – антипедагоги, желающие комфорта, хороших зарплат, а остальное – постольку поскольку, но о таких и говорить нечего.
Не хотелось бы впадать в кликушество и усиливать перечисление негативных фактов, их достаточно много. Однако вопросы духовно-нравственного воспитания в школах только в отчётных реляциях прописываются или как-то ими кто-то, всё же, иногда у нас занимается?
В каких учебных курсах, мероприятиях с детьми говорят о самом важном – о душевном, любви к Родине, честности и порядочности, человечности, нравственности, совести, умению сочувствовать, прощать? Кто-то скажет – на уроках литературы. Ответим вопросом– а сколько часов у словесника в неделю, согласно нынешним программам? Даже если учитель –профессионал с горячим сердцем, что он может сделать за 2-3 урока по литературе в неделю? На уроках истории? Ответ будет таким же. На классном часе один-два раза в месяц? Смешно. И грустно. О самом главном времени, сил и умения говорить – нет. Школьные психологи? Они определяют тип личности, склонности и возможности не конфликтовать с кем-либо. Это в лучшем случае. А то и забивают головы схемами, фреймами, таблицами, вообще закрывая путь свободному мышлению, развитию интуиции и даже уводя от Бога.
Так как же быть? Школы перестали воспитывать граждан своей страны. Правовое сознание и умение мыслить по-государственному не в приоритете в наших школах, зато экономические классы – повсюду. Дети нацелены на поиск удобной и хорошо оплачиваемой жизни, всё равно в каком месте мира…
Пытаться разговаривать с директорами школ, главами РОНО или по-современному РУО, о необходимости патриотического и духовно-нравственного воспитания бесполезно. Органчики в их головах будут выдавать блоки заранее подготовленной инфы, которая только тасуется, как колода из 10 карт. Например, мероприятия в память о ВОВ. Вам развернут талмуды с перечислением запланированных и проведённых в рамках темы мероприятиях. Однако всё это на самом деле мертвечина и формализм, как лекции с привлечением видеоматериалов, так называемые презентации. Ни ум, ни сердце они не затрагивают по большому счёту.
По непонятным причинам категорически запрещено приглашать в школу священников и служителей других конфессий: имамов, лам и раввинов. Впрочем, понятно – почему: атавизмы советских страхов: а вдруг обратят в какую-нибудь религию. И что? (Замшелые мантры об отделении от государства церквей, например, давно неактуальны. Каждый храм у нас имеет ИНН и исправно платит налоги. Так что, когда про денежки, то – не отделены…)
Известно, что во всех древних культурах учительство было почётным делом. НО! Образование тогда было связано с религией, учитель был обязан иметь богословские знания, хотя бы в минимальном объёме. Эти знания не только были связаны со школой мысли, но давали фундаментальное: понятие о смысле жизни вообще.
Однажды, преодолевая сопротивление директора, удалось пригласить на урок в школу замечательного православного священника, пламенного оратора и публициста. Ему хотелось просто поговорить с ребятами из московской школы, (сам он из провинции) понять, чем они дышат, и он был уверен, что диалог возможен. О, какое же тягостное впечатление осталось у нас после этого «разговора»…Ученики 10 профильного гуманитарного (!) класса были словно заледеневшие глыбы: сидели прямо, смотрели с плохо скрываемым ужасом – что за чудо-юдо в чёрных одеждах к ним залетело? У них не возникло вопросов, и в диалог со священником вступать не захотели. Лишь в самом конце встречи, благодаря юмору батюшки, подростки чуть расслабились и заулыбались. Но в целом разговора не получилось. Очевидно, что произошло это прежде всего вследствие общего настроя в школе и соответствующей предподготовки со стороны педагогов. Ну, а кому же ещё говорить о вечных вопросах, смысле жизни, своём месте в ней, отношении к стране и вообще обозначать эти смыслы с точки зрения нравственности, если не духовным лицам? Нет, почему-то низзз-я.
Разумеется, все эти вопросы нужно адресовать Министерству образования РФ, которое, порой, своей деятельностью наносит стране столько вреда, что плевелы повлияют на несколько поколений молодёжи.
Ныне школы, возможно, стараются не отставать от вузов: во многих преподаватели даже вместе со студентами организовывали антивоенные митинги, видимо, ощущая себя борцами за правду. Однако на деле такое поведение есть предательство подвигов предков и осознанное формирование антинациональных сил, пятых колонн. Эстетские заклинания на тему «нет – войне» можно перечеркнуть одним лишь воспоминанием о том, что преподобный Сергий Радонежский не послал русских примиряться с Мамаем для мира, а благословил Пересвета и Ослябю на бой. Отец Александр Шаргунов сказал об этом точно и веско: «О примирении со злом, угрожающем на самом деле всему человечеству не может быть и речи. Подобная ложная добродетель, для которой все относительно — так что уже нет ни добра, ни зла, ни истины, ни лжи, а есть только так называемая стабильность в душе человеческой и обществе, — не имеет никакого отношения к христианству. И пусть весь так называемый «цивилизованный» мир ради защиты этой «стабильности», ради утверждения греха Содома и Гоморры как нормы, ополчится против нас с отвержением и судом тех, кто еще не стыдится носить на своей груди крест, и с угрозами «мы заставим вас быть, как все» — мы не должны уступить врагу рода человеческого. Потому что из всякого компромисса со злом победителем, как известно, всегда выходит диавол. Помним мы эти слова апостола: «Когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фесс. 5:3). «Мир, мир, — говорят они, — а мира нет».
Учителя могут возразить, желая защитить свою позицию, мы, мол, неверующие, что нам эти цитаты! А просто по совести? Ответственность в вашей профессии поболе будет, чем в любой другой профессии. Как сказал учитель Мельников (к/ф «Доживём до понедельника»), «в других ремеслах брак дешевле обходится»…
И вот что мы имеем: на проходящем в Москве 17-19 мая Марафоне Российского Общества «Знания» выступающие министры должны объяснять школьникам и студентам, что и как происходит сейчас вокруг России. Это будет транслироваться по всем СМИ, и тогда (может быть) наши русобоязненные педагоги откроют рты и поговорят с детьми с позиций патриотов, а не пугливых мещан.
В самом деле – пора неравнодушным учителям, любящим Отечество, объединяться в союзы! Ведь именно благодаря им затормозилось повсеместное введение онлайн обучения, не прошли инициативы по введению уроков секс-просвета и другие либеральные новшества, стимулирующие разрастание сорняков русофобии и европейничанья. Огромную силу по всей стране показали и объединения родителей, примкнувшие к учителям-патриотам.
На фронте образования надо действовать также энергично и быстро, как и на других. Здесь тоже проигрывать нельзя! Плевелы не должны разрастись до бурьяна. Если внешняя русофобия сравнима с тявканьем, то внутренняя – со ржавчиной, и пострашнее будет. Сегодня – время собирать камни! Гениально сказал о таких временах А.Т.Твардовский:
Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
От Ивана до Фомы,
Мертвые ль, живые,
Все мы вместе — это мы,
Тот народ, Россия.
Наталья Владимировна Варламова, педагог, филолог, публицист
11. Ответ на 2, Андрей Карпов:
Воспитывает не школа, воспитывает учитель. Учитель может воспитывать только тогда, когда он - личность. А у нас учителей сделали функцией. От которой требуется продукт - воспитание... "Правильное воспитание". Для того. чтобы воспитывать правильно, нужно быть правильным. И правильность измеряется вовсе не соответствием тому, что написано в последней инструкции или методичке.
Масштаб фигуры учителя потерян.
Учителя иногда пытаются отстоять своё право быть личностью тем, что впадают в оппортунизм. Они начинают отклоняться от заданной линии только потому, чтобы обнаружить, что они существуют отдельно от неё..
Все ровно наоборот. Правильность воспитания определяется именно "инструкцией", если эта инструкция правильная, если это система православных ценностей, или просто система наших традиционных ценностей, отличных от западно-либеральных. Именно эти ценности должен передавать учитель своим ученикам, а не "масштаб своей личности". Системная ошибка культуры и образования - это отсутствие правильной "инструкции".
Всё упирается в то. что школа не прощает инакомыслия.
Вообще, проблема нашей современной культуры. что мы не умеем работать с инакомыслием. Мы реагируем на него всегда одинаково: инакомыслие следует подавлять. Это системная ошибка.
Хуже другое. Размывание ценнностей, или вообще их отсутвие, да так, что дети уже не понимают, где хорошо, где плохо - им этого не преподают.
10. Ответ на 8, оxтeнcкий оxpанитель:
Правильно-то так - взедозволеннозти, Ваз, шанзов, Зпазение.
9. Ответ на 5, Владислав 99:
Заявление ключевое в этом комменте. Какая ПРЕЛЕСТЬ! Как минимум хочется сказать.
8. Ответ на 5, Владислав 99:
7. Ответ на 4, наталья чистякова:
6. Ответ на 5, Владислав 99:
в современном мире торжествует идеология гуманизма, человек есть центр мира, его мечты, желания, здоровье и комфорт это самое важноес православной точки зрения это называется иначе, но совсем определённо: сатанизм. Поставь Господа на первое место, и тогда всё встанет на свои места. Всё, где Господь не на первом месте - сатанизм. И коммунизм, и социализм, и демократия, и капитализм - это всё разные имена сатанизма, разные социальные "обёртки" для сатанизма.
мне не нужен исторический реваншто есть, интересы страны побоку? Да, с такими настроениями мы бы не только в 1945-м не победили - вся бы история закончилась еще летом 1941-го.
я молодой, я хочу создавать, я хочу искать и творитьто есть, хочу изполнения своих хотелок, а не Воли Господа. Еще один признак сатанизма. Как известно, первое правило сатанизма - "делай что хочешь". А православные говорят: "Господи, да будет воля твоя, а не моя".
я хочу, чтобы в моей стране были иностранные бренды, чтобы весь мир вкладывал инвестиции и капитал в нашу экономику, вёлся культурный обмен и границы были открытынеудивительно, что Вас совершенно не возмущает, что иностранцы своими грязными, погаными ногами топчут Русскую землю. Вас совершенно не трогает, когда иностранцы своими погаными и похотливыми глазами ощупывают святыни Святой Руси. А ведь совсем недавно Русский Православный мыслитель Игорь Анатольевич Романов сравнивал орды иностранных туристов, заполнившие Русские города во время всемирного чемпионата по игре в ногомяч в 2018 году, с нашествием двунадесяти языков на Русь в 1612, в 1812 и в 1941-1945 годах...
Зачем мне большой русский мир, в котором от Владивостока до Херсонапонимаете ли, русский Мир он значительно шире, чем от Владивостока до Херсона... Русский Мир даже шире, чем от Владивостока до Лиссабона. Как известно из слов нашего Верховного Главнокомандующего, границы России не кончаются никогда. Весь мир будет Русским - или его не будет вообще. "... Вот царство русское... и не прейдет вовек, Как то провидел Дух и Даниил предрек" (Ф. И. Тютчев). Так судил Господь, так предрек пророк, и так произойдёт, и не важно, нравится ли Вам это или нет. Поймите и смиритесь с этим.
5.
4. Ответ на 3, оxтeнcкий оxpанитель:
3. в ответ на: Где зарождаются пятые колонны?
2.
Воспитывает не школа, воспитывает учитель. Учитель может воспитывать только тогда, когда он - личность. А у нас учителей сделали функцией. От которой требуется продукт - воспитание... "Правильное воспитание". Для того. чтобы воспитывать правильно, нужно быть правильным. И правильность измеряется вовсе не соответствием тому, что написано в последней инструкции или методичке.
Масштаб фигуры учителя потерян. Учителя иногда пытаются отстоять своё право быть личностью тем, что впадают в оппортунизм. Они начинают отклоняться от заданной линии только потому, чтобы обнаружить, что они существуют отдельно от неё... Всё упирается в то. что школа не прощает инакомыслия.
Вообще, проблема нашей современной культуры. что мы не умеем работать с инакомыслием. Мы реагируем на него всегда одинаково: инакомыслие следует подавлять. Это системная ошибка. Потому как создаваемая среда глушит обратную связь, повышая нашу уязвимость, и вымывает тех, кто выходит за средний уровень (во всех отношениях - и по негативным признакам. и по положительным). Сегодня активизация борьбы с "пятой колонной" - это как очередное присыпание землёй могилы нашего будущего.