Основная цель – поставить задачи на воспитание в рамках государственного образования и собрать традиционно и православно ориентированных педагогов
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте данные исследования об отношении россиян к потенциальным нововведениям в российских школах.
«Современная школа должна в первую очередь давать знания — считают 83% россиян, - говорится в отчёте исследования. - Почти три четверти граждан ждут от нее организации досуга детей и обеспечения доступа к спортивным секциям, библиотеке, внеклассным кружкам (72%). Воспитание в учениках моральных качеств назвали 69%, обеспечение их учебниками и учебными материалами — 68%. В том, что школа должна участвовать в патриотическом воспитании молодежи, уверены 67%. Также школа должна побуждать детей к самостоятельному поиску новых знаний (66%) и эффективно организовывать работу учителей (63%). Чуть реже россияне отмечают важность попечительской и аттестационной функций школы — помощь детям из "проблемных" семей назвали 59%, оценку итогового уровня знаний у школьников — 58%.
Россиянам предложили оценить несколько обсуждаемых в настоящее время новаций школьного учебного процесса: исполнение гимна и поднятие флага в начале учебной недели, проведение уроков, освещающих события специальной военной операции России на Украине, введение исторического просвещения с первого класса — сейчас историю начинают изучать только в пятом. Однозначной позиции по этим вопросам в российском обществе на данный момент нет.
Больше всего поддержки и нейтрального отношения получила инициатива по поднятию флага и исполнению гимна перед учебной неделей: 59% относятся к ней положительно, 24% — отрицательно, еще 13% — безразлично.
Чуть меньше граждан положительно относятся к урокам, посвященным событиям специальной военной операции России на Украине, — 51%, 37% относятся отрицательно, 5% безразлично.
В мнении граждан относительно инициативы проведения уроков истории с первого класса преобладают с небольшим отрывом отрицательные оценки: их дали 49% против 42% положительных, безразличными остались 6%.
Россияне, имеющие несовершеннолетних детей и внуков, чаще высказываются положительно об обсуждаемых новациях, чем те, у кого детей и внуков этого возраста нет. Положительно относятся к патриотическому старту школьной недели 65% тех, у кого есть дети до 18 лет, и 51% тех, у кого их нет. Уроки СВО поддержали 56% родителей несовершеннолетних и 46% россиян, у которых детей такого возраста нет. Отрицательно об уроках истории с первого класса чаще высказывались те, у кого нет детей до 18 лет, — 53%. Среди родителей настоящих и будущих школьников мнение об этой инициативе разделилось поровну: по 46% отрицательных и положительных оценок».
Итоги опроса ВЦИОМ проанализировал в интервью «Русской народной линии» известный учёный, автор концепции духовной безопасности в системе образования в Российской Федерации, кандидат физико-математических наук, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской митрополии протоиерей Сергий Рыбаков:
Опрос показывает то, что в нашем массовом сознании пока не произошло внутренней мобилизации. Это демонстрируют вопросы, заданные гражданам, это демонстрируют и ответы граждан на эти вопросы. Нет понимания, что мы вступили в эпоху Третьей мировой войны. Это не просто какая-то ограниченная специальная военная операция на Украине, а пока локализованный конфликт Третьей мировой войны. И этот конфликт вполне может разрастаться вплоть до глобального столкновения.
По крайней мере, даже после выполнения задач этой ограниченной специальной военной операции на Украине, конфликт не закончиться, потому что сейчас пришли в возбуждение практически все народы и все страны. Все предъявляют претензии друг к другу, к России, у всех есть какая-то совершенно своя претензия к соседям, свое понимание причин и способов разрешения Кризиса - всей совокупности духовных, нравственных, политических, экономических и экологических кризисов!
Кроме того, мы видим отъявленную русофобию - дикую ненависть к русским, к России, к российскому народу. По сути провозглашен очередной крестовый поход Запада против России. Запад практически всегда, регулярно организовывает крестовые походы против нас. Нынче все маски сброшены.
К сожалению, сознание нашего российского общества по-прежнему ориентируется на возможность какого-то примирения. Поэтому возникает иллюзорный и совершенно абстрактный взгляд на школу.
Во-первых, школа должна стать исключительно государственным институтом. Во-вторых, педагог должен быть приравнен к государственному служащему. Он - педагог- вместе с другими значимыми взрослыми формирует новое поколение нашего народа. Педагог даёт этому новому поколению необходимые знания, он его воспитывает, он обеспечивает его потенциалом будущей жизни, в том числе и подготавливает к необходимости защиты Отечества.
Если это осознаётся, и государство это делает, тогда все вопросы о том, чем наполнить содержание образования и воспитания, каким оно должно быть — дальше является задачей профессионалов, а не какого-то массового опроса общественного мнения. Люди решают свои бытовые повседневные вопросы и, как правило, не имеют возможности грамотно решать государственные проблемы в области образования, не разбираются ни в методике преподавания, ни в фундаментальных дисциплинах, ни в возрастных особенностях учащихся. И даже оценка дальнейших перспектив какой-либо профессии для большинства дело неосуществимое. Это прекрасно показали предыдущие десятилетия, когда большинство родителей считало за благо и способствовало получению для своих чад либо экономического, либо юридического образования, либо обучению менеджменту. Перенасыщенность рынка труда этими профессиями сейчас очевидна, и многим «менеджерам» приходится заниматься совсем другими делами. А вот нехватка людей рабочих профессий сейчас налицо.
Поэтому главная практическая задача образования, понимаемая как познание фундаментальных Законов Бытия и овладение методологией творческого их применения в трудовой деятельности, может быть поставлена и решена только государством.
Государство в свою очередь должно поставить национально ориентированному сообществу профессионалов в области педагогики конкретные задачи поформированию современного актуального содержания учебного материала, включающего в себя и политическую тематику, в которой четко показано место и миссия Россиии Русского мира среди других стран и народов. То состояние войны, которую против нас развязал Запад, требует перевести патриотическое воспитание в содержание образовательного процесса в качестве доминанты. Но более всего сейчас требуется духовное осмысление этой войны, понимание демонического характера сил, с которыми идет столкновение. Нам приходится иметь дело непосредственно с сатанизмом, который невозможно одолеть без помощи Божьей, а следовательно, само патриотическое воспитание должно формироваться на фундаменте духовно-нравственной (для большинства - православной) традиции.
Сам процесс воспитания технически достаточно хорошо разработан в Советском Союзе и может быть представлен множеством средств, в том числе: проведением политинформаций, встречей с духовенством и героями войны и труда, освещением каких-то вопросов на общих собраниях, выпуском стен-, радио- или интернет-газет данного образовательного учреждения. Но без духовного наполнения, без обращения к образам святых отцов, святых воинов защитников Отечества, к образам исторических и современных героев - задача победы в новой войне не может быть решена. Нам уже пора понять, что если новая война не осознается какВторая Великая Отечественная, то она будет проиграна, а таковой она может стать только при восприятии своих православных корней, возросших от Крещальной Купели и давших свои плоды в тысячелетней Святой Руси.
Основная практическая цель, как представляется, — это поставить задачи на национально ориентированное воспитание и образование именно в формате государственного заказа и собрать соответствующих традиционно и православно ориентированных педагогов, которые решат эту задачу.
Кстати, могу сказать, что у нас имеется Проект, разработанный под руководством члена-корреспондента Российской академии образования, бывшего директора Института психологии и педагогики детства Виктора Ивановича Слободчикова. Нашу разработку недавно обсуждали в Общественной палате — это проект «Национальная доктрина образования Российской Федерации». По крайней мере, есть группа людей, и я думаю, что не одна группа, есть ещё группы, работающие в нашей большой стране, которые могут предложить для обсуждения свои виды того, какой должна быть национальная доктрина образования Российской Федерации.
Хочется, чтобы власть имущие обратили на это внимание, в том числе в соответствующих министерствах. Поэтому хочется сказать — давайте решать задачи в режиме внутренней духовной мобилизации, в понимании того, что Отечество находится в опасности, что враг силен и коварен, но наше дело правое и враг будет разбит! «Разумейте языцы, и покаряйтеся, услышите даже до последних земли, могущие покаряйтеся: аще бо паки возможете, паки побеждени будете. И иже аще совет совещаете, разорит Господь, и слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас, яко с нами Бог!)» (Ис.8:9-10).