Украинский пример раскольнической деятельности против Русской Православной Церкви не даёт покоя прозападным режимам в Литве и остальных прибалтийских государствах. Запад, Ватикан, Константинопольский патриархат и марионеточные прозападные прибалтийские власти, похоже, одержимы идеей раскола.
И вот, находясь под прессом врагов Церкви, митрополит Виленский и Литовский Иннокентий утерял благоразумие. Как сообщала РНЛ, глава Виленско-Литовской епархии РПЦ 17 марта этого года соизволил своим официальным обращением осудить действия России, Патриарха Кирилла и выступил, по сути, в поддержку Украины. «У нас c Патриархом Кириллом разные политические взгляды и восприятие текущих событий. Его политические высказывания по поводу войны в Украине – это его личное мнение. Мы в Литве с этим не согласны», – наряду с прочим дерзновенно провозгласил митрополит Иннокентий.
Думается, что обращение 17 марта не в полной мере отражает внутреннее состояние самого митрополита. Как отмечают люди немного его знающие, не мог он в одночасье поменять свои принципиальные позиции и вообще осмысление происходящего в мире. Но перед лицом раскола Церкви в Литве решил, как предполагаю, проявить некую изворотливость-оборотистость, пойдя на соглашательство с врагами, податливость их основным требованиям по отвержению освободительного похода Русской армии на Украину, желая сбить уровень раскольнических явлений РПЦ в Литве.
Враги России, как понятно, выступают рьяно против спецоперации России на Украине, в их первых рядах – раскольники. И вот митрополит Иннокентий, жертвуя принципиальностью в вопросах денацификации Украины, решил «задобрить» самих раскольников, предполагая, что те урезонятся хотя бы на какое-то время. В результате, что неудивительно, обхитрил всех, и самого себя, только – не врагов, введя в смущение и полное непонимание своё духовенство, паству, патриотическую общественность. Ибо, как известно, неправедной позицией правда не достигается. А соглашательство, да ещё в данном случае – инициативное соглашательство, ни к чему кроме худа привести не может.
А что литовские раскольники? Еще больше возгордились! С дополнительным запалом стали вести пропаганду против действий России на Украине, позиции Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, призывать к переходу в Константинопольский патриархат. Последнее обстоятельство заставило митрополита Иннокентия освободить от занимаемых должностей трёх священников. А двух из них – даже запретить в служении.
«ИА Regnum» отмечает: «На прошлой неделе глава православной епархии Московского патриархата в Литве, митрополит Виленский и Литовский Иннокентий освободил от должности священника Виталиюса Моцкуса, а Гинтарас Сунгайла и Виталис Даупарас, были полностью отстранены от какого-либо активного служения в Церкви. Это произошло после того, как священники заявили, что переживают «конфликт совести» в связи с поддержкой Русской православной церковью действий России на Украине».
От себя добавим, что движущей силой их «конфликта совести» является именно раскольничество, стремление выслужиться перед Константинополем.
Но и это, запрещение раскольников, митрополит Иннокентий сделал в странной дуалистической манере, продолжая осуждать «агрессию» Москвы.
В заявлении от 18 апреля он пишет: «В связи с публикациями в СМИ о якобы изменении моей позиции, изложенной в обращении от 17 марта сего года, я, Иннокентий, митрополит Виленский и Литовский, считаю необходимым сообщить следующее. Моя позиция, выраженная в вышеупомянутом обращении, была, есть и будет неизменной, ибо она принципиальна и не зависит от каких-либо внутренних или внешних обстоятельств… Утверждение о том, что священники Православной Церкви в Литве поддерживают войну и оправдывают агрессию являются злонамеренными и не соответствуют действительности… Наконец пришло время открыто сказать о том, от чего мы пока воздерживались. В недрах Православной Церкви в Литве сформировалась группа священнослужителей, которые уже давно вынашивали планы перехода в Константинопольский Патриархат. Все делалось в тайне, но заговорили они об этом открыто теперь, в связи с трагическими событиями на Украине. Кто же эти священники? Их имена известны. Они представляются героями, мучениками и страдальцами, но на самом деле перед нами обыкновенные раскольники, тяжко согрешающие пред Богом и Церковью. Они сами встали на путь раскола, а теперь несут соблазн другим священникам и мирянам…».
Один из отстранённых священников Гинтарас Сунгайла после встречи с мэром Вильнюса заявил: «Обращение мы сейчас готовим… Будет отдельное обращение духовенства и национальных общин, и обращение властей в поддержку нас». По мнению Сунгайлы, из служащих в Литве 60 православных священников, обращение к Константинопольскому патриархату обязательно поддержат семь, а когда «начнётся процесс», их станет ещё больше. Он считает, что при поддержке прихожан и властей Литвы, их просьба может быть удовлетворена достаточно быстро.
Мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс сказал, что неестественна и неуместна ситуация, когда Православная церковь в Литве принадлежит Московскому Патриархату. Он призвал вернуть Церковь в подчинение Константинопольского патриархата. «Мне, как гражданину Литвы, неприятно, что церкви, напоминающие о временах Великого княжества Литовского, принадлежат незаконной организации, развязывающей войны и убийства мирных людей. Мое предложение – вернуться во времена до 1686 года, когда православные церкви перенял Московский Патриархат, все предпосылки имеются», – сказал городской голова…
Думается, что вышеизложенная схема является антологией одного большого отступничества. По недомыслию или возомнив из себя тонкого «политика», или в целях реализации каких-либо своих личных треб митрополит Иннокентий пошёл на сговор со своей совестью. В результате только усугубил негативные процессы, сам стал пособником раскольников. Лучше бы он вообще ничего не делал, не выступал ни с какими заявлениями…
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, секретарь МОО «Русское Собрание»
4. Ответ на 1, Катя:
Чтобы упрекать митрополита надо знать реалии жизни Литвы. Мнения, отличного от мнения властей, не может быть. Иначе будут очень суровые санкции. Согласен, осуждать митрополита нельзя. В тоталитарной стране священноначалию приходится идти на какие-то компромиссы с властями. Митрополита Сергия (Старогородского) многие осуждали, но осуждающие судили со своих позиций, а он делал то, что мог на своём месте.
3. На 1 комментарий: Вопрос на засыпку
2. Ответ на 1, Katja:
«Чтобы упрекать митрополита надо знать реалии жизни Литвы... «
///////////////////
А «реалии» одни – и там, и там – жизнь не по Богу…. Доказывается с пол-оборота?
Katja:
«Мнения, отличного от мнения властей, не может быть. Иначе будут очень суровые санкции.»
/////////////////////////
Может! И это «предусмотрено» не только Евангелием, но… даже (!) (набрались же однажды разово смелости?) Основами социальной концепции РПЦ. Другое дело, что имеется проблема «хитромудрых пескарей»… И недостаточной глубины-целостности понимания предмета к коему «приставлены».
1.