Слово «спонсор» нынче хорошо знакомо всем. Вошло оно в оборот относительно недавно, совпав с распадом СССР и нашей поспешной переориентацией на Запад. В русском же языке есть другие слова, хотя отчасти и иностранного происхождения, но более привычные нашему слуху. Например, меценат или ещё лучше – благотворитель.
Имени себя - любимого. С некоторых пор у нас в России 13 апреля в России отмечают День мецената и благотворителя. Эта дата связана с днем рождения Гая Цильния Мецената, родившегося в этот день в 70 году до н.э. — известного римского аристократа, покровителя художников, артистов, музыкантов. От его фамилии, как можно догадаться, и произошло это слово, ставшеенарицательным. Человек этот происходил из богатой аристократической семьи, привилегированного сословия. По своим политическим взглядам Гай слыл убежденным монархистом и рано вошел в ближайшее окружение Октавиана — будущего императора Августа, оказывая ему всяческую, не в последнюю, очередь финансовую поддержку. Благодаря своим природным талантам, дарованиям и доброму сердцу, Меценат был любим и народом, и быстро стал вторым лицом в государстве, не имея при этом никакой государственной должности. Став Императором, Август, покидая Рим оставлял за себя друга управлять огромной Империей. И тот его ни разу не подвёл.
Интересно, что сам Гай Цильнийпри этом был человеком открытым и искренним, что импонировало его высокому патрону, хотя и не всегда нравилось, особенно когда Меценат публично выражал своё несогласие. Так, однажды, когда разъярённый Август готовился подписатьмассовые смертные приговоры, Гай остановил его словами: «Да полно же тебе, мясник!». В другой раз, когда Меценат, раскрыв заговор против цезаря, в котором участвовал брат его жены, а потом сам же и предупредил того о возможных репрессиях. Однако, обескураженный Император не разгневался и даже не лишил его своей дружбы. Правда, с тех пор отстранил от участия в государственных делах.
Но Меценат по этому поводу нисколько не расстроился! Властолюбие ему было чуждо, и он целиком посвятил себя высокому искусству, которым славился древний Рим. При раскопках в его роскошном дворце, было найдено немало художественных ценностей. Но он слыл не просто коллекционером — Меценат стал фактически основателем первого литературного кружка, создав в нём очень доброжелательную атмосферу и дух благородства. Ему удалось собрать под своё крыло лучших поэтов и писателей своего времени. В кружок входили, например, Вергилий, Гораций и многие другие таланты, не забывавшие воспевавшие Мецената в своих произведениях. А тот, в свою очередь, почти по-отечески опекал своих подопечных, всячески поддерживал и защищал их, заботился об их благосостоянии, дарил поместья. Умирая, Меценат попросил Августа взять на себя заботу о Горации.С тех пор с его именем связывают подобную деятельность: покровительство талантам.
Творить добро в тайне! Конечно, со смертью этого достойного человека, подобная благотворительная деятельность не прекратилась. Особое развитие она получила в России, где всегда хватало талантливых людей, нуждавшихся по разным причинам в поддержке. Не было недостатка у нас и в состоятельных людях, ценителей искусства, готовых жертвовать на эти нужды немалые суммы. Трудно определить первого такого мецената на Руси, хотя ещё Креститель Руси князь Владимир Святославович ввёл обычай развозить по домам нуждающихся явства и питиё. Но возможно им стал покровитель известного нам агиографа и историка –монаха Киево-Печерского монастыря Нестора (Летописца), автора первого исторического рукописного памятника «Повести временных лет», жившего в 1056—1114 годах во времена междоусобиц и борьбы за Киевский престол.
Незадолго до смерти Нестора его занял один из лучших Русских князей – Владимир Мономах.Он был не только выдающимся военным и политическим деятелем, но мыслителем и писателем. Это, кстати, свидетельствует о том, что Древняя Русь в отличии от современной ей Европы была вполне просвещенной страной, где грамотой владели не только все князья, но и многие простолюдины. Мономах строил не только храмы и дворцы, но открывал и школы. Организовал он и издание улучшенных редакций «Повести временных лет», которые именно в таком виде дошли до наших дней. Сам же написал и издал несколько собственных произведений:автобиографические «Пути и ловы», адресованное своим потомкам «Поучение Владимира Мономаха» и свод законов «устав Владимира Всеволодовича».
Эта традиция была продолжена и его потомками. Меценатство или как будет вернее, применительнее к тем временам – благотоворительностьна Руси считалось обязательным видом деятельности для состоятельных людей и уклонение от неёобществом порицалось. Много богатых людей жило в крупных торговых городах, какими были кроме Киева (до его разорения монголами) Великий Новгород, Тверь, Торжок, Рязань, Муром, Владимир, Ростов Великий, Чернигов.Эти люди, как правило, и становились меценатами и жертвователями на строительство и содержание каменных зданий – прежде всего храмов и монастырей, где и хранились библиотеки и произведения искусства Древней Руси, изготовленные прежде всего русскими мастерами. Расширилась и сфера приложения усилий меценатов,ведь в помощи нуждались не только поэты, художники и писатели. Объектом их внимания становились малоимущие, беженцы, больные, пострадавшие от стихийных бедствий, войн и катаклизмов.
Особенностью благотворительной деятельности, как на Руси, так и позже в России было, во-первых, непременноеличное участие жертвователя, во-вторых об этом не должны знать посторонние. Знаменитый историк Владимир Ключевский писал об этом так: «Древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную, благотворительность, милостыню, подаваемую из рук в руку, притом "отай", тайком не только от стороннего глаза, но и от собственной "шуйцы"». Поступать так учило Евангелие: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука (шуйца) твоя не знает, что делает правая (десница)».
И Рюриковичи тож! Русская православная Церковь сама подавала пример благотворительности. Например, в годы монгольского нашествия, пользуясь в первое время относительным уважением татарских ханов, митрополиты и епископы в своих епархиях полностью брали на себя благотворительные функции: кормили, одевали, согревали оставшихся без крыши над головой, одежды или хлеба людей. В неурожайные годы церковь безвозмездно давала зерна для посева, во время войн, стихийных бед предоставляла кров и пищу. При многих крупных монастырях возникают богадельни, бесплатные больницы и школы.
Со времён Мономаха пример меценатства у нас традиционно задавали коронованные особы. Историкам известны случае благотворительности великих князей, одним из которых был Иван Грозный, жертвовавший большие суммы «на культуру». Ему принадлежала и одна из богатейших библиотек, которая насчитывала 800 томов или 30 (возможно даже 70) подвод, гружённых книгами. В 1551 году решением,руководимым им Стоглавого собора, было велено создать в каждом городе богадельни для мужчин и женщин и больницы. Средства на них должны были поступать от частных лиц, а контроль за их расходованием отдавался в руки духовенства и целовальников. Не уступали в делах благотворительности Грозному и другие Рюриковичи, а так же Борис Годунов и Василий Шуйский, недолго управлявшие страной. Этим последние хотели прилечь к себе и больше сторонников.
Активную благотворительную деятельностьвели супруги князей и монархов. И это тоже с временем стало традицией. На их попечении находились дома призрения для детей сирот, богадельни, лечебные и пенитенциарные заведения.Можно сказать, что первые леди даже конкурировали между собой в таком вопросе: кто больше опекает или патронирует подобных богоугодных заведений.
Уже в конце XVIII– начале XIX века были созданы научные, образовательные и художественные учреждения, которые курировали непосредственно члены Царской Фамилии. Часть из них были объедены впоследствии в отдельные структуры: в Ведомство Императрицы Марии (ВУИМ) и в специальные отделы в Министерстве Императорского Двора (МИД). Первое было создано по указу Императора Павла Iв 1796 году для своей супруги Марии Фёдоровны которая курировала и опекала создание целой сети воспитательных учреждений благородных девиц, которые включали в себя институты, т.н. «мариинские училища», гимназии, приюты, значительное число начальных школ, просуществовавших вплоть до 1918 года.В 1909 году только по ВУИМ насчитывалось 607 учебных заведений с 40 тысячами учащихся. В число же благотворительных учреждений МИД входили Высшее художественное училище, Училище живописи, ваяния, зодчества и другие художественные и театральные учебные заведения.
Коронованное благодеяние. Время правления династии Романовых вообще особый период для меценатствав Имперской России. Первый из Дома Романовых – Михаил Фёдорович, призванный на царство собором в 1613 году, был в этом примером. Его сын Алексей Михайлович пошёл дальше, узаконивв знаменитом «Соборном уложении» 1649 года понятие«общественного призрения». Возникают специальные приказы, в частности приказ, ответственный за постройку богаделен. В 1682 году уже следующий царь Фёдор Алексеевич своим указом строго предписывает «собрать в Москве всех нищих, выделить из них действительно нетрудоспособных и поместить в богадельни и госпитали или «раздать» по монастырям».
Своеобразно повёл себя, вступив на престол Пётр Первый. В его время грандиозных преобразований появилось много нищих и попрошаек, которые по мнению царя «приносило моральный и экономический вред государству», с которым он олицетворял себя. Он объявил своеобразную войну нищенству, издав несколько соответствующих указов.В то же время Пётр впервые попытался сформировать систему светских благотворительных заведений – гошпиталей, содержащихся на частные пожертвования и сочетавших в себе черты больницы, богадельни и сиротского дома. Он велел помещать неспособных к труду в сиротские дома, больницы, дома призрения, выдавать инвалидам из казны «кормовые деньги», а состоятельных жителей призывал вкладывать средства и продукты в богадельни и госпитали. Святейшему Синоду указано было выделить несколько монастырей, где «всех сирот обоего пола принимать… и убогих». Особенное внимание царь уделял изувеченным в войнах, столь частых в его царствование.
В эпоху Екатерины II, когда в Россию стали проникать новые веяния – идеалы европейского гуманизма, – фактически открывается очередная страница истории российской благотворительности. Согласно екатерининскому «Учреждению для управления губерний Российской империи» от 1775 года в каждой губернии были созданы приказы общественного призрения – система государственной помощи, осуществлявшая всю социальную политику в стране. Приказы открывали и брали под свой контроль народные школы, заведения для умалишенных и неизлечимо больных, богадельни, сиротские дома… Приказы подчинялись непосредственно верховной власти и Сенату, деньги они получали как от государства, так и от частных лиц. Создание приказов законодательно утвердило призрение как область государственного управления. Надзирать за исполнением этой сферой деятельности поручено было полиции.
Особо хочется сказать о Воспитательных домах для младенцев, учреждённых Екатериной в 1763 году. По мысли императрицы, воспитательные дома должны были состоять «навеки под особливым монаршим покровительством», но содержаться «общим подаянием». Со временем они развились в целую систему заведений для малолетних сирот, просуществовавшую до 1918 года.
«Именем революции». В позднейший, дореволюционный период благотворительность и меценатство лишь набирали обороты и росла его популярность в народе. Быть богатым и при этом не поддерживать какие-то благотворительные проекты считалось дурным вкусом, порицалось обществом. Примером для подданных был и последний Российский Император.
Так, в начале Первой мировой войны Николай II, ни минуты не колеблясь, пожертвовал из своих средств 200 млн. рублей на нужды армии, на помощь раненым, увечным и их семьям. Во время войны его расходы по статье «Пособия богоугодным, лечебным и разным общеполезным учреждениям» многократно возросли. В 1916 и 1917гг. на эти цели он потратил соответственно 427 763 и 431 583 рублей. Пожертвование от лица Императора и его супруги в Благотворительный комитет Великой Княжны Татьяны Николаевны «по оказанию временной помощи пострадавшим от военных действий» составили ещё 425 тысяч руб. Из тех же, личных средств царь пожертвовал 100 тысяч рублей в Международный комитет Красного Креста в Женеве для оказания помощи русским военнопленным, находившимся в плену. Сама же Императрица со старшими дочерями, окончив курсы сестёр милосердия, ухаживали за ранеными в построенные на их средства госпиталях. В результате всех расходов, связанных с войной, царская казна опустела. В марте 1917 года ревизия Временного правительства выявила, что у бывшего царя вместо предполагаемых миллионов на счету всего 908 тысяч рублей.
К крупнейшим меценатам этого периода можно отнести Сергея Строганова (1794-1882) – основателя знаменитой «строгановки», куда принимали всех талантливых детей, вне зависимости от их происхождения и сословия;ГавриилаСолодовникова (1826-1901) - одного из самых богатых московских купцов, который отдал на благотворительность около 20 млн. рублей, братьев Третьяковых, основавших знаменитую картинную галерею, переданную городу. А ещё были миллионер Козьма Солдатенков, банкиры Александр Штиглиц,Савва Морозов, заводчик и железнодорожный магнат Савва Мамонтов, купец Василий Кокорев, целая династия предпринимателей Бахрушиных и многие другие.
С приходом советской власти тема благотворительности сошла на нет. Все функции и обязательства перед нуждающимися категориями граждан полностью берёт на себя государство, ведь согласно принятой идеологии в стране развитого социализма нет и не может быть несчастных людей, которым необходима помощь.
В наше время благотворительность постепенно возвращает утраченные позиции, что в целом благотворно влияет на общество и способствует смягчению и облагораживанию нравов, пошатнувшихся в период жесткой рыночной экономики переходного периода.
Роман Алексеевич Илющенко, подполковник запаса, ветеран боевых действий, религиовед, член Союза журналистов Москвы