Новая книга писательницы Лидии Довыденко «Мой светлый, горячий Донбасс», вышедшая в начале этого года небольшим тиражом в Красноярске, читается на едином дыхании, никого не оставляет равнодушным. Автор, секретарь Союза писателей России, живущая в Калининграде, широко известна всей стране своими очерками, рассказами, повестями, книгами о героическом прошлом и настоящем Родины.
И вот вниманию читателей предложена серия очерков, созданных по итогам её трёх поездок в удивительный, уникальный шахтёрский регион. С момента начала военных действий в Донбассе в 2014 году сотни русских писателей ежегодно приезжали в Донбасс, оказывая его борющимся жителям материальную, моральную, информационную и прочую поддержку, но вклад Лидии Владимировны был особенно ценным: будучи главным редактором альманаха «Берега», она открыла в своём журнале постоянную рубрику – «Берега Новороссии». В ней публиковали свои стихи, рассказы, очерки, рецензии как поэты и писатели Донбасса, так и все, кто откликнулся на беду жителей края, сражающихся с укронацистами.
Более того, в первом номере альманаха за 2019 год в вышеуказанной рубрике, Лидия Довыденко опубликовала Открытое письмо с призывом признать независимость двух провозглашенных республик Донбасса и призвала сделать то же самое своих коллег – редакторов других толстых журналов. Под письмом – более ста подписей, не только известных писателей, публицистов и журналистов, но людей самых разных профессий, душой болеющих за ситуацию в Донбассе.
Открытое письмо в первоначальном варианте было размещено на портале «Русская народная линия», Вконтакте, в живом журнале одного из пермских философов. Оно разошлось по многим городам и весям России и Донбасса, а вскоре было отправлено в администрацию Президента РФ, в профильный комитет Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, в другие государственные инстанции. Итогом письма стало решение В.В.Путина выдавать российские паспорта жителям Донбасса.
Прошло три долгих года с момента публикации Открытого письма до долгожданного признания независимости Донецкой и Луганской народных, но с 2015 года до настоящего времени появился мощный пласт литературы о войне в Донбассе и о героях этой войны. Замечательно название книги Лидии Довыденко: оно насквозь пронизано лирическим, личностным отношением ко всему происходящему, восхищением мужеством и отвагой донбассцев. При чтении очерков мне, проработавшей семь с половиной лет доцентом кафедры литературы Луганского пединститута, а с 2015-го года трижды съездившей в Донбасс, всё было знакомо! И города, и события, и имена писателей...
Отличительная черта прозы Лидии Владимировны – сострадание, сопереживание, сопричастность ко всему увиденному и услышанному. Вскоре после прибытия в Луганск она вместе с Андреем Черновым, зампредседателя Союза писателей ЛНР, прошла по ухоженной, засаженной кустами роз улице Советской до здания городской администрации. По дороге услышала рассказ Андрея о страшном дне 2 июня 2014 года, когда два украинских самолета на бреющем полете сбросили авиационные ракеты на это здание, и пролилась первая кровь невинных людей. Произошло беспрецедентное по своей жестокости преступление. Память о жертвах этого обстрела священна.
Очеркам Лидии Довыденко присущ панорамный охват событий. В центре внимания автора встречи с самыми различными людьми – представителями правительства, работниками культуры, студентами, библиотекарями. Автор предлагает вниманию читателей живые портреты своих собеседников – поэта Елены Заславской, прозаика Глеба Боброва, писателя и публициста Сергея Прасолова и многих других.
Впечатляют и выразительные художественные детали: аккуратные горки веток во дворах на случай перебоя с электричеством: «Люди объединялись, чтобы варить на общем костре общую еду из того, что удавалось собрать сообща. Эти так называемые полевые кухни у подъезда сплотили людей, подружили навсегда. Это невозможно забыть тем, кто смотрел в лицо смерти». Примечательны ёмкие строки в аннотации: «Несмотря на обстрелы, потери самых близких людей, часто стариков и детей, писатель не обнаружила расшатанности души, а нашла людей самодостаточных, идущих на самовыручку, поддержку».
В республиканской библиотеке имени М. Горького Лидию Владимировну потрясли фотографии разрушения, историю которого поведала ей директор Наталья Антоновна Расторгуева: «Все события 2014 и 2015 годов были для нас шоком: библиотека республики попала под обстрел артиллерии в 2014 году. Фотографии с дырой в стене библиотеки облетели весь мир. Снаряд пробил стену, посыпались стекла, но само здание стояло, как ни в чём ни бывало. Библиотека стояла раскрытой, и никто ничего не взял, не вынес, не стащил, такое было уважение к библиотеке. Такой пиетет».
Уважение к книге, к слову, к культурному наследию прошлого и настоящего присуще всем луганчанам, а в годы войны оно возросло многократно. С теплотой и любовью воссоздана в цикле очерков встреча их автора с поэтами и писателями Луганска, состоявшаяся в республиканской библиотеке. Лидия Владимировна получила в подарок 10-й взмах альманаха «Крылья», где уже были широко представлены «опалённые войной» материалы. Все они были пронизаны верой в Победу, поэтому особенно проникновенно прозвучало стихотворение Светланы Сеничкиной:
Нас гонят из дома —
Ракетами, минами,
Блокадой, разрухой,
Наветами, «сливами».
Кричат, чтоб бежали,
Скорей, что есть силы:
«Хотели в Россию?
Валите в Россию!».
А уезжать не хочется – до слёз.
Умом-то понимаешь: всё всерьез.
Умом-то понимаешь: всё надолго.
И, может быть, там лучше будет, только
Как, если корни вырвешь из земли,
Живым остаться?
Очерк, посвящённый пребыванию Лидии Довыденко в Донецке, основан на приёмах контраста, антитезы, противопоставления войны и мира. Один из разделов не случайно называется «Раны большого города». После тёплой, дружеской встречи на автовокзале с Владимиром Скобцовым. Ириной Горбань и Владиславом Русановым гидом писательницы по Донецку стал Валентин Пехтерев, талантливый писатель и врач-психиатр, открывшей дорогой гостье свой город. Лидия Владимировна воочию увидела контраст между прекрасным, ухоженным центром Донецка и опасной зоной, куда направил Валентин, он же – Иван Донецкий – свою машину: «Я увидела стены жилых домов, побитых осколками, дома без крыш с пустыми проёмами окон, искорёженные металлические изгороди и калитки, раненые снарядами деревья».
Огромное, неизгладимое впечатление произвела на писательницу Аллея Ангелов – памятник погибшим детям ДНР. За время ведения боевых действий от обстрелов украинских карателей по состоянию на конец августа 2015 года погибло около 70 детей. Сейчас их число перевалило за 150. В память этих безвинных жертв фашистской агрессии появилась Аллея Ангелов. На каменном прямоугольнике в алфавитном порядке высечены имена погибших в этой войне детей Донбасса, указан их возраст. Автор памятника – донецкий кузнец Виктор Михалёв. Его замысел потрясает: на середине арки висит символический колокол – гильза от 152-миллиметрового снаряда.
Много тёплых, признательных слов в очерках Лидии Довыденко посвящено этому уникальному художнику, перековавшему множество гильз, осколков снарядов и мин в розы. Его выставка кованых роз с успехом проходила в Москве. Достопримечательность Донецка – Парк кованых фигур, каждая из которых будит воображение. Запомнилась Лидии Владимировне и встреча с писателями ДНР, с их мужественным лидером Фёдором Березиным, активным участником боевых действий в Донбассе.
И снова – Луганск, открытие Русского центра в республиканской библиотеке, работа практической конференции «Право на слово», портретные зарисовки луганчанок, переживших все испытания войны, поездка в Краснодон, в Музей Молодой гвардии. Как созвучен подвиг молодогвардейцев подвигам их юных сверстников, вступивших в сражение с неонацистами! Посещение музея имени Владимира Ивановича Даля, «казака луганского», великого земляка луганчан, и уникального парка каменных скульптур на территории педуниверситета. Другого такого парка нет нигде в мире! Воистину, Луганску есть чем гордиться – с момента его основания до наших дней.
В 2021 году Лидия Владимировна стала участницей Купринских чтений, организованных на высочайшем уровне в республиканской универсальной научной библиотеке имени Н.К.Крупской в Донецке с привлечением многих известных учёных из России. В своей книге она особо отметила актуальность очерка А.И.Куприна «Донбасс», сопереживание писателя за всё, происходящее на Родине.
Торжественным аккордом прозвучала в книге песнь «Саур-могила» Николая Федоровича Иванова, председателя Союза писателей России, много раз побывавшего в Донбассе за годы войны, оказавшего большую и разностороннюю помощь его защитникам: «Донбасс порожняк не гонит! Если работать – то нет никого впереди Стаханова. Песни петь – неподражаемы Соловьяненко, Богатиков, Кобзон. Снимать кино – на фор-саже Леонид Быков со своей поющей эскадрильей. Встать жертвенно против врага, никого не выдать и быть сброшенными в шурф шахты – всей Молодой гвардией.
А уж если иметь в своих степях высоту – то Саур-Могилу под триста метров над уровнем ближайшего Азовского моря. Захочешь, а не придумаешь более выгодного места для корректировщиков огня. Поищешь, а не найдёшь более погибельного места для пехоты, хотя в данном случае «могила» переводится всего лишь как «курган».
У Саур-могилы, куда почтить память героев Донбасса приехали в 2021 году многие русские писатели, произошла встреча Лидии Владимировны с полковником Ольгой Корса: «Она легенда командиров Донбасса. Воюет с 2014 года. Установки «Град» дивизиона «Корса» уничтожали колонны противника, накрывали его опорные пункты, отгоняя украинских оккупантов от Горловки, Донецка и Макеевки. Реактивный дивизион Корсы – самая мощная ударная сила корпуса ВС ДНР. Подразделение принимало активное участие в Иловайской операции, в Дебальцевско-Углегорской операции. Сейчас это уже давно не ополчение. Это настоящее воинское подразделение. Ольга – потомственный военный. В 18 лет надела погоны». Примечательно, что в серии очерков Лидии Довыденко наряду с портретами женщин – поэтов, работников музеев и библиотек, скромных тружениц тыла появился яркий портрет женщины-воительницы.
При чтении замечательной книги «Мой светлый, горячий Донбасс» читатели могут представить себе знойное солнце Донбасса, ощутить неповторимый запах степных трав, зримо увидеть терриконы, бескрайние степи, шахтёрские посёлки и города, ставшие признанными центрами русской культуры. Главным героем очерков стал непокорённый, несломленный народ этого удивительного края.
Книгу Лидии Довыденко, актуальную во всех смыслах, ставшую своеобразным мостом между художественными мирами Донбасса и России, необходимо издать в Луганске и Донецке, когда закончится спецоперация и жизнь войдёт в нормальное, мирное русло, восторжествует единый Русский мир.
Галина Васильевна Чудинова, кандидат филологических наук, член Союза писателей России, Пермский край