Известный православный публицист Андрей Афанасьев опубликовал в своём тлг-канале пространный текст, посвящённый памяти первого священномученика из архиереев митрополита Киевского Владимира Богоявленского.
В этом тексте содержалась такая фраза, характеризующая деятельность Владыки на Петроградской кафедре: «Три года управления тогдашней столичной епархией оказались чрезвычайно трудными для него: в городе усиливалось влияние «распутинщины». За открытое неприятие и осуждение Распутина святой Владимир впал в немилость и в ноябре 1915 года переведен в Киев».
Тлг-канал «Русская народная линия» мы отреагировали на эту фразу репликой «Научимся ли писать без штампов о Григории Распутине?». Мы отметили, что такая постановка вопроса – «очевидное искажение истории», что так «бросается тень на Царя-Мученика Николая. Это ведь он отправил митрополита Владимира в Киев. Получается не то не разобрался Царь, т.е. проявил некомпетентность, не то, его ввели в заблуждение дурные люди».
В ответ Андрей Афанасьев написал: «Раз уж вы, дорогие друзья, упрекаете в «искажении» (чего я, напротив, всеми силами хотел избежать), то прошу подробно изъяснить свою позицию на основе фактов и исторических свидетельств, а не эмоций».
Главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов ответил на вопрос-замечание коллеги пространной репликой в тлг-канале РНЛ. Приводим её основные тезисы:
Факты без эмоций таковы. В ноябре 1912 года после смерти митр. Антония (Вадковского) на столичную кафедру был избран и стал Первенствующим членом Святейшего Синода московский митрополит Владимир (Богоявленский), который имел репутацию консерватора и даже черносотенца. 10 декабря он прибыл в столицу и приступил к своему служению.
В это время в полном разгаре была кампания против царского друга Григория Ефимовича Распутина. Про него распускали слухи, его имя шельмовалось в салонах и СМИ. В столичном обществе считалось дурным тоном хорошо относиться к Распутину, сразу человек зачислялся в «распутинцы» и губил свою репутацию.
Кампания захватила уже и Церковь. В декабре 1911 года будущий священномученик Гермоген (Долганёв), тогда член Св. Синода, будущий расстрига иеромонах Илиодор (Труфанов), писатель и казачий офицер И.А. Родионов заманили Г.Е. Распутина на квартиру и, угрожая оружием, потребовали от него перестать посещать Царскую Семью и уехать из столицы в свою деревню. Это было из ряда вон выходящее событие, за которое владыка Гермоген поплатился увольнением из числа членов Синода, а после его нарочитого отказа выполнить царское повеление – увольнением с кафедры и ссылкой в Жировицкий монастырь. Неистовый Илиодор был сослан в монастырь, откуда уже ушёл в монашеское небытие, стал расстригой.
Против Распутина выступил тогда и бывший ректор СПБ Духовной академии, бывший духовник Царской Семьи весьма авторитетный епископ Феофан (Быстров), ранее покровительствовавший Распутину и помогавший ему. Владыки Гермоген и Феофан, объясняя изменение своего отношения к Распутину, ссылались на некие сведения, полученные ими от женщин, совращённых Распутиным. Однако после революции, когда всё стало открыто и доступно, никаких фактов развратной жизни Распутина не было предъявлено. А всё, что опубликовал расстрига Илиодор в своей книжке «Святой чёрт», оказалось фальшивкой.
К сожалению, митрополит Владимир, оказавшийся в атмосфере этой «антираспутинщины», позволил вовлечь в себя в интриги и кампанию против Распутина, недопустимо вмешиваясь в вопросы его никак не касавшиеся. Этим он вызвал сначала неудовольствие Государя. А когда митрополит, стремясь угодить светскому столичному обществу, поставил вопрос об удалении Распутина от Царской Семьи, он был переведён на третью по статусу кафедру – Киевскую, но оставлен Первоприсутствующим членом Св. Синода, т.е. опала была не слишком сильной.
Но давайте зададим себе вопрос: а в чем выражалось «усиление влияния распутинщины», о котором идёт речь? И конкретно в Церкви?
1. Говорят, что Распутин, якобы, ставил своих архиереев на кафедры. Такой он был всесильный. Но кого же считают выдвиженцами Распутина? А всего лишь четырёх архиереев.
Митрополита Московского Макария (Парвицкого-Невского), ныне прославленного Церковью Святителя. Разговоры про влияние Распутина пошли после того, как владыка по воле Государя занял Московскую кафедру после перевода как раз митрополита Владимира в Петербург. Дело в том, что владыка был назначен не по принятой тогда «архиерейской лестнице», а из провинциальной Томской кафедры. Сразу пошли слухи про «влияния», хотя святитель был хорошо известен своими миссионерскими трудами на Алтае. Но даже если предположить, что Распутин его выдвигал, то ведь и правильно делал. Такие архиереи как святитель Макарий и должны были возглавлять Церковь.
Еще один якобы ставленник Распутина – архиепископ Варнава (Накропин) – простец, как и вл. Макарий, даже вообще без духовного образования, но зато любимый паствою. Благодаря его настойчивости был канонизирован святитель Иоанн Тобольский, несмотря на сопротивление обер-прокурора А.Д. Самарина. Опять достойного архиерея «выдвигал Распутин».
Еще один «архиерей-распутинец» – епископ Исидор (Колоколов), отпевавший потом Григория Ефимовича. Оклеветанный старец, настоящий подвижник, в последние месяцы жизни он нищенствовал и был расстрелян большевиками в Вятке в 1918 году.
И наконец – митрополит Питирим (Окнов), превращенный молвой в бездарность из-за дружбы с Распутиным, с позором свергнутый с Петроградской кафедры, сосланный во Владикавказскую епархию, где он жил в полной безвестности и поношении от местной публики. Умер во время Гражданской войны.
2. Якобы Распутин ставил и смещал обер-прокуроров Св. Синода. Но это не соответствует действительности, то уже не раз было доказано. Просто некоторые обер-прокуроры, напр. тот же А.Д. Самарин или его преемник А.Н. Волжин (люди в целом консервативных взглядов, кстати) вмешивались в те дела, которые касались только Государя (к примеру, принимать ему Распутина или не принимать, дружить с ним или не дружить). Их попытки давить (это называлось «влиять») на Императора и заканчивались отставками. А молва уже дорисовывала влияние Распутина.
Ну и последний штрих, логично вытекающий из этой истории. О нем сообщает в своих мемуарах товарищ обер-прокурора князь Н.Д. Жевахов. В трагические февральские дни 1917 года они с обер-прокурором Н.П. Раевым обратились к митр. Владимиру, как Первенствующему члену Св. Синода, с просьбой, чтобы Святейший Синод выступил с призывом к пастве не участвовать в беспорядках. Правильная просьба и своевременная. Митрополит, по словам князя, отказался, заявив, что-то вроде, что раньше нас не замечали, а теперь вот, когда вас припекло, мы понадобились и сразу стали нужны. Слова Синода общество не дождалось. Говорили даже, что царское кресло из зала заседаний Синода митрополит выносил лично вместе с революционным обер-прокурором В.Н. Львовым.
Эти факты не обязательно, конечно, упоминать в заметке к дню мученической кончины митрополита Владимира. Многие в то смутное время ошибались. Но и про «распутинщину» не стоило бы писать. Иначе история выглядит однобоко. А нам надо принимать нашу историю во всей её трагической полноте.
11. .
10. Ответ на 8, Бармалей:
НУ ТЫ ПОЭТОМУ И БАРМАЛЕЙ, ПОЭТОМУ И ТАКОЕ У ТЕБЯ МЫШЛЕНИЕ--БАРМАЛЕЙСКОЕ ...
9.
8. Ответ на 3, Владимир Николаев:
7. Ответ на 3, Владимир Николаев:
6.
5. Анатолий Степанов Один штрих.
4. О Распутине и не только
3. Как мы должны относиться к митрополиту Владимиру ?
2.