«А как вы делаете корабли в бутылках? - Ну, берём деревяшки, тряпки, нитки, клей, кидаем в бутылку и долго трясём. Получается какая-то хрень. Иногда – корабли» (сайт студии Доминион)
«Человек, желающий познать тайны Божии с помощью научных теорий, подобен дураку, который пытается разглядеть рай в телескоп» (прп. Паисий Святогорец)
Цифровизацией – т.е. программированием и компьютерными технологиями – я занимаюсь уже более 30 лет. И в современном электронном концлагере – я не просто пользователь или наблюдатель, но активный участник стройки, моими руками и мозгами в этом концлагере построен не один десяток комфортных и не очень бараков.
Следует отметить, что в самом начале этого увлечения, году в 89-90-м моей мечтой и идеалом было – не больше и не меньше – создание технологии программирования мозга людей как компьютера! И начал я, естественно, с себя. Ну, скорее это было что-то вроде аутотренинга и попыток самоанализа, до настоящего трансгуманизма было далеко…
Закончил факультет Информатики Самарский государственный аэрокосмический университет (СГАУ) им. С.П. Королёва, 20 лет я занимался автоматизацией учёта и управления компаний – бэк офисом. В основном – 1С, но также SAP и разные самодельные системы.
Последние 6 лет занимаюсь проектом copter.space – БПЛА комплексы для образования.
А недавно мы создали и своего робота – летающую гиперспектральную камеру.
РОБОТ – ГИПЕРСПЕКТРОМЕТР. Для начала, пожалуй, стоит читателю объяснить, что это за страшные слова такие – гиперспектр, гиперспектрометр. Всё довольно просто. Человеческий глаз различает цвет как комбинацию из 3 каналов – красный (Red), зелёный (Green) и синий (Blue, вместе - RGB).
Мультиспектральная камера снимает больше каналов – например RedEdge снимает 5 каналов, к сине-красно-зелёному добавляется край красного спектра (между красным и ближним инфракрасным) и диапазон ближнего инфра-красного (что-то вроде тепловизора).
Гиперспектральная камера – разбивает видимый диапазон + ближний ИК – на десятки и сотни каналов.
Гиперспектральное изображение может содержать десятки или сотни слоёв – оттенков цвета – т.е. на порядок больше информации, чем обычное изображение. За счёт этого на гиперспектральном изображении можно автоматически различить то, что не различить глазом и методами обычного машинного зрения – например, сорта и болезни растений, сорта одинаковых с виду белых таблеток, сорта пластика/мусора/тканей, и так далее.
Для получения гиперспектрального изображения используется щелевое сканирование – т.к. за один кадр камеры мы можем отснять только сотни оттенков одной узкой, в один пиксель, полоски изображения. Камера последовательно снимает линию за линией, перемещаясь на небольшой угол. Похоже на планшетный сканер. По завершении сканирования получается гиперспектральное изображение, или гиперкуб, с информацией о сотнях оттенков цвета каждой точки.
Но наша камера не простая – она ещё и летающая. Она может не только работать на штативе, но и летать на квадрокоптере/самолёте и сканировать при этом заданный участок земли – поля/леса… И привезти из полёта готовый гиперкуб заданной местности.
И в процессе создания робота (который сам по себе интересен и сложен) я размышлял – роботы всё больше становятся похожи на живых существ. Вот и мой «детёныш» – я его улучшаю/тестирую, улучшаю/тестирую – и до хорошей работы всё ещё так далеко… Но, побывав в шкуре конструктора-создателя – надеюсь, удаётся получше понимать нашего Создателя. Как Он нас конструировал, что Он в нас вложил?
Мне давно не давал покоя вопрос – чем Душа отличается от Духа? В Святоотеческой мысли нет единого понимания – некоторые Отцы разделяют душу и тело, но многие – ставят отдельно тело, душу и дух, и даже противопоставляют душевное и духовное.
И вот что я понял на примере робота.
Тело – это аппаратное обеспечение, hardware. В случае моего робота – микрокомпьютер Raspberry + камера + оптика. Ещё там есть корпус, механизм вращения камеры, если на штативе, и целый квадрокоптер – если летающий. Одним словом – «железяки».
Душа робота – это его работающие программы, software. Linux, ROS, mavlink, python, драйверы камер, программы съёмки и управления, web-интерфейс для пользователя. Всё это живёт на маленькой SD карточке памяти. Для живого существа душа – это психика, живущая в нервной системе.
А что является «духом» робота? Если вообще так можно вопрос поставить. В строгом виде – конечно, нельзя. Но для нашей аллегории? «Дух» робота – это совокупность моих + огромного сообщества разработчиков знаний, идей, методов подходов и программ, результатом и проявлением которого и является конкретный действующий робот. Следует пояснить, что, например, «психику» моего робота (предустановку ПО) – собирает отдельный робот, и не на микрокомпьютере Raspberry, а «в облаке», выдавая мне готовый образ SD карты. И собирается он автоматически – из разных кусков ПО, которые разрабатывали разные люди, не знакомые между собой, и с которыми я не знаком. Я – лишь автор программы сборки «кубиков», которую и то не сам написал с нуля, а позаимствовал набор скриптов для Докера у моего товарища. Основной сущностью «духа» робота является его пользователь – человек.
Главная отличительная особенность «духа» от всего остального – наличие воли, целеполагания. Конкретный робот не знает, что он снимает и зачем. Он просто выполняет задание: пролетает траекторию и привозит гиперкуб. Только пользователь – «дух» робота – знает, зачем ему гиперкуб, что и как он будет там различать: сорняки, или арбузы, или таблетки, или камуфляж людей в лесу…
Владея технологией сборки и запуска в работу – я могу не так сильно заботиться о «душе» и «теле» конкретного робота. В случае полного разрушения робота – я могу его совершенно спокойно воссоздать, собрать нового и перезалить SD карточку из файла резервной копии – и он будет работать точно также.
Для описания взаимоотношений тела+души и «духа» робота давно придуманы термины: имманентный и трансцендентный. В переводе на русский язык – «посюсторонний», и «потусторонний».
Рассмотрим мир, в котором живёт мой робот. Переместим мысленно наблюдателя из нашего, материального мира – внутрь робота, и представим, что наблюдатель сам стал этим роботом.
В мире робота, его hardware и software – имманентны, а конструкция и исходный код, совокупность идей и людей-создателей-пользователей – трансцендентны («потусторонние», т.к. в самом роботе их нет). Но именно находясь в трансцендентном («потустороннем») относительно мира робота мире, мы с Вами, читатель, прекрасно понимаем, что всё, что происходит с конкретным физическим экземпляром робота – не является фатальной проблемой, и может быть исправлено/восстановлено.
Наблюдателю, который стал сам роботом – это совсем не очевидно! Внутри робота есть куча систем и программ, которые заботятся о самосохранении робота – чтобы он не завис, не упал, не сломался, не потерялся, и так далее. У моего робота пока нет программы, которая запрещает отключать от него батарейку. Но в серверных системах обычно обеспечивается резервное питание и работа без отключения 24 часа 7 дней в неделю – такая вот техническая попытка реализации «жизни вечной».
Я могу уронить робота, уничтожить, стереть его в порошок – и вот, у меня рядом резервная копия – я делаю новые платы, собираю новое устройство, прошиваю память – и точно такой же робот снова успешно «живёт» своей роботской жизнью.
Если я, обычный инженер, могу проделать такое – наипаче наш Создатель может всё исправить и восстановить!
Как будет происходить воскресение мертвых? Примерно также, и процесс этот в Священном писании описан. Почиваешь ты святыми мощами в гробнице или сгорел в крематории и пепел рассеяли – какая разница? В трансцендентном духовном мире у Создателя есть backup (по-русски – «резервная копия»). И Он может восстановить тебя, в любом состоянии, о чём открытым текстом и предупредил: «у вас же и власы на главе сочтены» (Мф. 10:30).
Мы, современные инженеры, всё время нащупываем границы познания нашего местного, материального, «объективно данного нам в ощущениях» посюстороннего имманентного мира. Вот, расшифровали ДНК, мозг томографом просканировали. И – что? Много информации извлекли, и вопросов – больше, чем ответов. Все попытки искать интеллект в мозге пока подтверждают вывод святителя Луки (Войно-Ясенецкого): «Я много раз вскрывал черепную коробку, но ума там ни разу не находил». Потому что личность человека – его дух, вместе с разумом/интеллектом, сердцем, когнитивными системами и прочими свойствами – также живёт в потустороннем, трансцендентном, относительно нашего материального, мире. И мозг – не вместилище разума, а просто сенсор, кэш и канал связи.
(Для нормальных людей переведу на русский язык упомянутые термины: сенсор – это датчик; кэш – это специальная быстродействующая маленькая область памяти в процессоре, куда временно забирается кусочек данных из основной большой медленной памяти, для быстрой обработки; канал связи – это физическая среда: например, провод, или радиоволна, через которую передаётся информация)
Таким образом, для развития робота (например, новые функции добавить, или хотя бы найденные ошибки исправить) – что мы должны развивать? «Дух робота» в первую очередь, конечно, – совершенствовать конструкцию и в репозиторий ПО правки вносить. А уж потом применять эти изменения на конкретном роботе, в его «душе» и/или «теле».
Тут также важно избежать соблазна излишне буквального понимания приведённой выше аллегории. Вся мною описанная трёхчастная система «тела-души-духа» роботов хорошо на практике знакома современным инженерам. Но проецировать образы и законы мира материального на мир духовный – это довольно опасное упрощение. Которое вместо улучшения понимания духовного мира может породить ложную интерпретацию, в стиле «переселения душ», «кармы», «переноса живого сознания в роботизированное тело», «подключение к матрице» и прочую эзотерику и трансгуманизм. Духовный мир не принадлежит нам, не нами сотворён, и устроен по-другому. Духовный мир не получится зажать в «испанский сапог эксперимента». Но от этого он не становится менее реальным, как не становится менее реальной моя программа сборки «души робота» из кусков кода, о которой сам робот уже ничего не знает.
Опасно думать, что в духовном мире мы можем творить свой произвол также свободно, как и здесь.
Вернёмся к вопросу о развитии. Как развивать человека? Как развиваться человеку?
Конечно, «общий» ответ на такой общий вопрос может быть только совершенно бестолковым – от «никак» до «как угодно». Для конкретного человека – ответ обусловлен доктриной, в рамках которой этот человек живёт. Дальше я буду рассуждать в рамках моей доктрины. Представители всех остальных конфессий, в т.ч. атеисты и агностики – пишите Ваш вариант ответа в комментариях.
Вопрос о развитии я сразу сужаю до «как развиваться человеку, осознанно самоидентифицирующему себя чадом Православной Церкви?». Есть и общий ответ: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей».
Но какой способ со стороны человека, что он должен делать, чтобы развивать свой дух? Ответ на этот вопрос, Святоотеческий, также есть: осознанное принятие страданий. Но одно дело – получить ответ, а другое – понять ответ, принять и усвоить. Порассуждаем о том, как нам, современным православным, усвоить таки наше вероучение.
ПРО ВАЖНОСТЬ ТЕРЗАНИЙ. О том, что принятие страданий противоречит самой сути современного «мира сего» – и говорить нечего. Но идея принятия страданий не является эксклюзивно православной. «Удовольствие – отрицательно, страдание - положительно» – эту мысль первый раз я вычитал лет в 15, например, у Шопенгауэра. Вопрос в том, как усвоить, обосновать лично для себя этот тезис, противоречащий гедонистической природе? Для начала, нужно понять – ЗАЧЕМ? Ведь Царствие Небесное – «иде же несть болезнь ни печаль, ни воздыхание», и «всегда – радуйтесь». Итак, «для развития», конкретно – ЗАЧЕМ нам усваивать и проживать страдания?
Для начала, попробуем проанализировать то, как мы, инженеры, «прокачиваем инженерные скилы». Переводя на русский – развиваем такое свойство духа, как интеллект (совсем по-русски – рассуждение).
В современной IT-индустрии существует уже масса доступных систем и библиотек – «кубиков», из которых специалист может собрать готовое решение. Практически все современные IT-решения – от роботов-пылесосов и веб-сайтов до космических кораблей – не изобретаются с нуля (на изобретение такой сложности точно не хватит жизни изобретателя), а собираются из готовых «кубиков». Важно, что для большой части кубиков доступен исходный код – библиотека не является «чёрным ящиком», при желании – ты можешь разобраться, как она работает изнутри, внести правки и предложить эти исправления сообществу разработчиков. Так был создан и развивается, например Линукс, и большое количество проектов открытого ПО. Обратной стороной такого быстрого развития является недостаточная документированность большинства этих кубиков. У тебя возникли проблемы при применении «кубика»? – Лезь в исходный код и читай, компилируй и отлаживай, так разберёшься. Когда я спросил своего друга-программиста – нет ли мне более простого способа решить проблему со сборкой ПО моего робота, чем лезть в исходный код? – он ответил: «Нет. Путь профессионала – только боль, только хардкор».
Но IT-индустрия засасывает всё больше людей, и все они имеют дело с «кубиками». Сама идея «кубика» – как кусочка паззла – ты просто применяешь его, вставляешь в нужно место, не ныряя внутрь. Таким образом, мы видим, что интеллектуальная деятельность IT-инженера ведётся как бы в двух режимах: совмещение/сборка шаблонов-кубиков и – отладка/изобретение/понимание и изменение сути конечного решения. Первый режим – манипуляция шаблонами (или паттернами), и второй – собственно, мышление. Манипуляция шаблонами постепенно автоматизируется, эту роль вполне может взять на себя машина. Начинает любой инженер – с игр на основе комбинаций тех или иных готовых шаблонов. Но ценность его навыков – скорее, в способности при помощи комбинации шаблонов с собственными изобретениями создать работающую систему.
Так вот, создание новой работающей системы – это «только боль, только хардкор». Каждый раз. Когда мозг работает в режиме мышления – он тратит много энергии, а человек – совершает и исправляет ошибки, и нередко при этом – страдает. Положительным эффектом «хардкора» является углубление понимания предметной области – «раз объяснил, второй раз объяснил, третий раз объяснил, наконец, сам понял». Думаю, все продвинутые инженеры опытно с этим знакомы – они изобретают собственные устройства, собственные программы, собственные библиотеки и прочие «велосипеды» – именно понимая, что глубоких знаний без «хардкора» не достичь.
Тиражирование системы – задача другая, с ней справляется роботизированная фабрика почти без людей. А навык инженера – проходить через «хардкор» каждый раз, предвидеть его и преодолевать. А не избегать. Это не отменяет шаблонов – кубиков, но позволяет осмыслить и повысить ценность именно человеческого интеллекта в IT-индустрии.
Так вот, 30 лет назад путь «хардкора» был естественным и, практически, единственным для программиста. Скудная документация, прочёл – и вперёд – кодить/отлаживать/творить, набивать шишки. Но современные специалисты решают проблемы не так – первым делом они ищут ответ в Гугле. Это не плохо и не хорошо, просто уровень развития технологий позволяет решить проблемы, которые раньше решались с помощью мышления – на уровне поиска по текстовому шаблону. Ведь гугл не понимает, что он выдаёт – он просто находит похожие фразы и слова. Цифровая индустрия – программы копируются и проблемы копируются. Для решения большинства скопированных проблем – текстового поиска вполне достаточно. Но когда в гугле ответа нет – современный начинающий специалист, если не умеет включить рассуждалку – впадает в ступор. И такое происходит всё чаще.
Для интеллекта вызов расчеловечивания – не в том, что нам наночипы введут или QR-коды на лоб наклеят, а в том, что процесс мышления сведётся к процессу манипуляции шаблонами. Процесс мышления для мозга намного более энергозатратный, поэтому человек, стремящийся экономить энергию на мышлении – переходит в режим манипуляции шаблонами автоматически, естественным путём.
БЕРЕГИТЕСЬ ШАБЛОНОВ. И это нормально при рутинной какой-то деятельности. Но когда при обсуждении серьёзных вещей мне православные люди заявляют: «Да знаю я всё про N» (сюда можно подставить любую медийную личность или предмет, на выбор, не буду специально никого всуе упоминать) – и выдаёт мне набор эмоций и паттернов из гугла вместо рассуждений – что на это ответить? «Продолжить обсуждение этой темы с Вами я смогу только, когда Вы выйдете из режима биоробота»? Лучше промолчать в ответ, конечно, подумать, в какой части я сам – биоробот...
Ведь слово имеет большую силу, в том числе и разрушительную. Так, труд сотен учёных и целых НИИ, врачей, добровольцев-испытателей и т.д. легко уничтожить одним коротким паттерном – «жижа». Интернет всё больше пестрит потоком эмоциональных кликбэйтных паттернов, вместо рассуждений – разные медиа утверждают прямо противоположные вещи. И один и тот же человек может сам себе противоречить. Человек – может с трудом отфильтровать крупицы фактов и логики из этих потоков, но многие люди, увы, самостоятельно и сознательно выбирают для себя эмоциональный путь биоробота – найти наиболее приятные им паттерны и их перепостить. Благо, технология способствует…
Другой пример совмещения паттернов – «православный социализм», даже «православный коммунизм» встречается. Наблюдая социальное неравенство, этически естественно желание изменить это, и распределить блага экономики «поровнее». И если рассматривать стремления исторических личностей, не принимая во внимание духовный аспект – получается, что и «красные», и «белые» боролись «за всё хорошее против всего плохого». Но причём здесь Православная вера? Ведь в Православии принципиально важно – не во имя чего, а во имя Кого, мы действуем. И соединяя паттерн «православный» с другими паттернами – мы часто осуществляем девальвацию нашей веры таким образом.
Борьба «за всё хорошее против ысего плохого» вообще-то, во многом уже такой шаблонизированный процесс в интернете, увы. Берёшь систему ценностей, нарратив, пропускаешь через неё актуальные события – и погнали «улучшать мир»! Я сроду б не узнал, например, о существовании каких-то там Моргенштерна, Дани Милохина и прочих неких странных личностей, если бы не (внимание!) некоторые сайты, предназначенные для проповеди «традиционных ценностей», не пытались бы «научить» меня «хорошему»!
ЧЕМ БОЛЬШЕ КОМФОРТА – ТЕМ СТРАШНЕЕ ЖИТЬ. Как ни странно, обратной стороной пребывания сознания в режиме манипуляции шаблонами, является именно страдание и страх.
Сначала мы усваиваем приятный паттерн удовольствия, «прогресса», «качества жизни».
Но т.к. жизнь в шаблоны не укладывается – только навык рассуждения позволяет пережить/преодолеть неопределённость в каждом конкретном случае.
Что же испытывает человек, сталкиваясь с непонятной ситуацией и не находя ответ в гугле? Страх, одиночество и гамму неприятных эмоций. Когда не было гугла – людям было проще жить, ибо о тех или иных проблемах они вынуждены были думать каждый день, навык думания, таким образом, развивался, или хотя бы сохранялся. В какой степени виноват гугл в страданиях людей, которым он заменил их собственный разум, а в какой – сами люди?
Тут, конечно, не обходится без синергии. Гуглу необходимы люди, для роста капитализации. Чем больше пользователей – тем выше возможности анализа, мониторинга, рекламы и пропаганды, тем выше и стоимость актива. Тут даже не столько уже о стоимости речь, есть нечто более ценное – власть над умами. Но большая власть может привести и к большой деградации – и «big tech» ничтоже сумняшеся демонстрирует признаки безумия, которые описаны Оруэллом и были свойственны немецко-фашистскому режиму. Из свежих новостей: Скотта Лайвли, традиционного американского правозащитника и публициста, PayPal отключил от своих сервисов, прямо на Рождество.
Но ведь это было так удобно! PayPal – признанный лидер американского платёжного рынка, через эту систему множество пользователей могли переслать деньги «в один клик» в любое удобное время. И никто и не думал, что какая-то корпорация, без всяких судебных решений, не обладая формально государственной властью и полномочиями, посмеет лишить своего пользователя денег просто по собственной прихоти. Но – добро пожаловать в новую реальность, корпорация – сама себе государство, и на государство ей плевать. Оруэлл предупреждал, но никто не верил…
Но у людей и на людей есть, остаётся и никогда не угаснет надежда. На то, что, в конце концов, люди таки останутся людьми. Главное отличие человека от биоробота, пожалуй, в том, что настоящий человек, в конечном счёте – сам себе и гугл и википедия, и PayPal, и Центробанк.
ПЕРЕХОД В РЕЖИМ МЫШЛЕНИЯ. Поняв всё вышеизложенное, вернёмся к православному вероучению. Как нам перевести ум из манипуляции паттернами в режим трезвого рассуждения? Обратимся к современным примерам, приведём несколько.
Кино «Где ты, Адам?» начинается с рассуждений Старца о том, какое это счастье и удача – когда тебя несправедливо обидели, оскорбили, проигнорировали и т.д. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Я полюбил страдание. Оно так очищает душу». Старец Иоанн (Крестьянкин) утверждал, что самые счастливые 5 лет своей жизни он провёл – в тюрьме. Преп. Паисий Святогорец звал всех и стремился сам «на сладкую Голгофу» и утверждал, что творящие нам напасти – наши главные благодетели. И что его онкология, от которой он и умер, дала ему больше развития, чем все его остальные аскетические подвиги вместе взятые.
Итак, Святые Отцы в один голос утверждают: принять страдание.
Для обычных не святых людей это выглядит безумием и отдаёт мазохизмом. Чего там такого сладкого, на Голгофе? Попробуем объяснить.
Для объяснения вспомним об искушениях Спасителя в пустыне. (Если читателю мало знаком этот исторический эпизод – можно прочитать у митрополита Вениамина Пушкаря). В отличие от Спасителя, нам не нужен внешний змей. В нас самих, если трезво вглядеться, живут эти змеи, которые периодически шепчут: «рцы камню, да будет хлеб», «верзися долу», «тебе дам царства сии и славу их».
Разглядев внутреннего змея, теперь мысленно переместимся на богослужение Страстной Пятницы. Мы на Голгофе, в состоянии бессильного плача, глядя на Того, Кто не делегировал никому полномочия пострадать за людей, а осуществил их Сам.
Служба Страстной Пятницы, вобщем-то, даёт нам трудный, но полноценный ответ на вопрос «как развиваться?», с пояснениями и деталями. Находясь на церковной службе, мы присутствуем на Голгофе в самый трагический момент истории, и наш дух, хоть и в небольшой степени, но выполняет работу по переживанию и проживанию этого трагического события.
На службе Страстной Пятницы мы даже видим «командную работу» команд – участников событий. Они – в состоянии крайнего ужаса и катастрофы – не бездействовали! «Иосифе, сходи к Пилату, испроси Тело!». Другая же команда «победителей» – «приставила ко Гробу стражу, привалила камень и приложила печать».
Именно и только в этом состоянии бессильного плача в катастрофе – бесполезно человека разводить и провоцировать на некую шаблонную реакцию. Бесполезно нам внушать «да будет хлеб» – не хотим ни есть, ни благ земных. Бесполезно намекать «верзися долу» – вся наша умелая работа с рисками и «успешный успех» – жалкая клоунада на фоне реальной катастрофы.
Бесполезно внушать: «Руководи своим коллективом лучше всех, веди к победе, несть яко же прочие человецы». Се, Руководитель на кресте умирает, и лучше я побуду с Ним. Без Него я больше никогда никого не поведу ни к какой «победе».
А потом ещё надо Тело Его снять с Креста, омыть, умастить, спеленать и положить во гроб. А потом ещё – подождать некоторое время, не понимая, что будет. Всё потеряло смысл. И жизнь потеряла смысл. Но мы, в отличие от Иуды Искариотского – не дерзаем самовольно потерявшую смысл жизнь прервать, и просто ждём, что будет дальше…
Вот что предшествует Пасхальной радости – экзистенциальная вселенская катастрофа. Но эта катастрофа – не случайность, она приносит пользу и возвращает опьянённого человека, думающего паттерн о том, как бы ему покомфортнее вечно жить в земном теле – в состояние трезвости и рассуждения.
Именно в условиях катастрофы шаблонное мышление – бесполезно, не работает, и оно отключается. Пожалуй, и сама смерть физического тела нам дана, запрограммирована биологически – именно с этой целью. Бессмертный дух человека – не приемлет смерти, не хочет её и всячески ей сопротивляется. Довлеет инстинкт самосохранения. Это происходит оттого, что дух не считает себя бессмертным духом – но считает себя производным от тела + психики. Но примеры пережитых катастроф – помогают проиллюстрировать и понять трёхсоставность человеческой природы, реальность духовного трансцендентного мира. И осознание этой реальности развивает и умудряет человека, помогая проходить через очередные катастрофы и просто испытания.
Под «проходить через катастрофы» я не имею в виду, конечно, сознательно эти катастрофы создавать или провоцировать. Проблем в современном мире и так хватает. Но даже в условиях полнейшего благоденствия, благодаря физической смертности, мы просто неизбежно вынуждены хотя бы немного поразмыслить над вопросом «а что будет, когда меня не будет?».
Таким образом, Нахождение на Голгофе, переживание катастрофы – это единственное духовно безопасное состояние для грешного человека. Святые Отцы опытно и глубоко и регулярно проживают его, и от нас этот опыт не скрывают.
Вот мы и пришли к простому выводу – для развития интеллекта – не обойтись без аскетики. А правильная аскетика, как мы знаем – невозможна без Церкви.
Я хотел бы особо подчеркнуть важнейшую роль и ответственность именно Церкви в современном хайтечном мире. Но расшифровка этого тезиса – пожалуй, тема отдельной статьи.
Мы же остановимся на важности нахождения в режиме мышления (а не воспроизводства шаблонов) для жизни каждого конкретного человека.
Благодарю Ирину Медведеву за просьбу изложить эти тезисы в виде статьи.
Илья Евгеньевич Петров, инженер-программист, www.byte-1c.ru, www.copter.space, Самара
11. Да уж
Мы, современные инженеры, всё время нащупываем границы познания нашего местного, материального, «объективно данного нам в ощущениях» посюстороннего имманентного мира. Вот, расшифровали ДНК, мозг томографом просканировали. И – что? Много информации извлекли, и вопросов – больше, чем ответов.
Дорогой автор, границы познания нашего материального мира раздвигаются теоретической физикой, а не инженерными (и не биоинженерными) изысканиями, которые совершенно рудиментарны по отношению, скажем, к современной теории поля. Вот там, действительно, наука уперлась в барьер, за которым Бог (по выражению академика Мигдала). Вы же играете в игрушки. Весь этот сыр-бор вокруг искусственного интелекта в реальности сводится просто к имитации человеческого интеллекта и только. Настоящий интеллект не разрывен с Творцом. Так же как и искусственный связан со своими творцами. И между ними - пропасть. "Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои". Все же параллели, приведенные Вами на осснове Ваших наблюдений- от лукавого. Ничего полезного в них для христианина нет. Скорее, они даже вредны, так как Божественное подменяют тварным.
10.
Как и прокомментировать будущее: "будет так" или "так не будет", это очень абстрактно всё - Святоотеческое Предание гораздо лучше отвечает на сложные и абстрактные вопросы, чем мои убогие измышления.
То же касается и вкусовых предпочтений - мне нравится бирчпанк, но возможно, это просто профотклонение.
Прошу меня простить и "в тапёра не стрелять".
9. Ответ на 6, ipetrov:
8. to ipetrov
Для интеллекта вызов расчеловечивания – не в том, что нам наночипы введут или QR-коды на лоб наклеят, а в том, что процесс мышления сведётся к процессу манипуляции шаблонами.
Посредством наночипов и куаркодов вынудят руководствоваться патернами, отклонение от которых "ИИ" определяет преступлением. Принятие договорных условий за прелести через наночип - в обмен на диктат определяющих патерны. Сознание в идеале определяет бытие, но с наночипом придется бытием ИИ патернов определять недосознание .
Я хотел бы особо подчеркнуть важнейшую роль и ответственность именно Церкви в современном хайтечном мире
Душа принимает дух мотивации от Создателя - Жизнеподателя или разрушителя. Если чел. считает, что он сам творит, скорее он разрушает, нарушает замысел творца в себе, так как утверждает, что "сам", тем отпадая от образца совершенства единительного "кода" Создателя , как это продемонстрировал люцифер. Бог Слово. Цифра творение Божее, но самочинно противопоставляемая врагом рода человеческого в духе раскола "двоичными плевелами".
Цель разрушителя сперва уничтожить Церковь - щит человекам, одно из направлений удара дискредитация.
Представьте реакцию обывателя не в теме деталей взаимодействия, на то, что церковь участвует в стоительстве электронного концлагеря. Подобие встречи патриарха с папой. Ответственность за электронный концлагерь трансцедентальный дух злобы скинет на церковь?
...Слава Богу, Церковь хайтехникам не заперта.
Так, труд сотен учёных и целых НИИ, врачей, добровольцев-испытателей и т.д. легко уничтожить одним коротким паттерном – «жижа»
Не каждому "жижа" патерн, встречаются осознано убежденные.
Я сроду б не узнал, например, о существовании каких-то там Моргенштерна, Дани Милохина и прочих неких странных личностей, если бы не (внимание!) некоторые сайты, предназначенные для проповеди «традиционных ценностей», не пытались бы «научить» меня «хорошему»
моргенштейны, милохины насаждаются как патерны,
это в СМИ интенсив. Патриотические истчники предупреждают о
пагубности таких патернов, но это малоэффективно, потребитель обычно либо там, либо здесь.
Илье Евгеньевичу Петрову, надеюсь Господь благославит вас на продолжение расшифровки.
к 7, вы шутите о позитиве цифровизации на деревне? По мне это кашмар
7. Ответ на 5, Владимир (пенсионер):
Есть и позитивный сценарий цифровизации:
https://www.youtube.com/watch?v=8HZ4DnVfWYQ
6. Ответ на 4, Андрей Карпов:
Я считаю, что искусственный "интеллект" никаким интеллектом на самом деле не является. Интеллект, осознающий самого себя - имхо, имеет трансцендентную природу.
Но человек, отрицающий существование трансцендентной реальности и считающий себя биороботом - может придерживаться прямо противоположного мнения - "это всё психика"...
5. Кто и как воспользуется плодами цифровизации.
В настройках можно выбрать субтитры на русском.
Господи, обрати и помилуй всех поклоняющихся ИИ - идолу современных язычников.
4.
3. Ответ на 2, allan:
Разве не аскеты не бывают интеллектуалами?
Почему на первом месте развитие интеллекта, а не стяжание Духа Свята?
Получилось, что ответ был выше вопроса:
Самоумствованием, если не сверять с патернами от Святых, легко впасть в ересь. Важно понимать в каком духе мыслим.
Тезис настораживает "роль", "ответственость", ждем расшифровки. Пожалуйста.
Это о том что мы далеки от Христианского идеала, несмотря на то что нам отвечать на Суде.
2.
БЕРЕГИТЕСЬ ШАБЛОНОВ
Самоумствованием, если не сверять с патернами от Святых, легко впасть в ересь. Важно понимать в каком духе мыслим.
Вот мы и пришли к простому[ выводу – для развития интеллекта – не обойтись без аскетики. А правильная аскетика, как мы знаем – невозможна без Церкви.
Разве не аскеты не бывают интеллектуалами?
Почему на первом месте развитие интеллекта, а не стяжание Духа Свята?
Я хотел бы особо подчеркнуть важнейшую роль и ответственность именно Церкви в современном хайтечном мире. Но расшифровка этого тезиса – пожалуй, тема отдельной статьи.
Тезис настораживает "роль", "ответственость", ждем расшифровки. Пожвлуйста.