«С Новым годом, с новым счастьем!» — будем говорить мы все сегодня друг другу. Я не знаю никого, кто не искал бы счастья. Даже самые счастливые на свете люди редко бывают удовлетворены своей судьбой. Потому что счастье — это как любовь. Им нельзя в полноте насытиться. И даже если мы насыщаемся им, то только на краткое время. Как любовь, как радость, счастье всегда перед нами, и оно всегда — предмет нашей надежды. Само собой разумеется, если счастливые люди не перестают устремляться к большему счастью, несчастные надеются обрести его еще более страстно — вплоть до отчаяния, до готовности покончить с собой. Не удивительно ли?
Но как найти счастье? И как сохранить его, если оно уже у нас есть? И что надо делать, чтобы оно возрастало? У каждого свои представления об этом. Одни скажут, что счастье обретается в малом. Другие — что оно в великих испытаниях, посылаемых нам.
Не только перед новым годом — в течение всего Рождественского поста (а на самом деле в течение всей нашей жизни) Церковь зовет нас задуматься о счастье и искать его, глядя на жизнь со стороны Бога. Не только мы желаем друг другу счастья. Бог желает его нам. Он посылает к нам Сына Своего Единородного ради нашего счастья. Рождество Христово, которое мы будем скоро праздновать, — праздник благовестия и дара великого счастья. Сам Бог заботится о том, чтобы мы были счастливы. Мы как бы постоянно одеты в одеяние несчастья, а Бог предлагает нам сбросить его и одеться в Христову радость, возложив на головы наши венцы вечной славы. «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям», — говорит Ангел Рождественской ночи. Вот подлинное обещание счастья. Бог всегда исполняет Свое обещание. И Он знает, как дать нам это счастье. Но надо еще, чтобы мы приняли его.
Время Рождественского поста и вся наша жизнь — время принятия счастья, которое предлагает нам Бог. Счастье, которое предлагает нам Бог, имеет различные имена. Его счастье — это Его Царство, это истина, которую Он открывает, это правда, которую Он хочет всюду утвердить, это прощение грехов, которое Он так щедро дает всем кающимся, это надежда новой нетленной жизни, которой Он касается глубины наших сердец. Все это — счастье, но прежде всего счастье — это Он Сам. Счастье, обещанное и даруемое нам Богом, — это Сын Его Единородный («Сын, и дадеся нам»), Которого рождает Пречистая Дева и о Котором возвещает святой Иоанн Предтеча. Как приготовить путь и сделать прямыми стези для прихода к нам Господа? Апостол Павел хорошо объясняет это: «Молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов» (Филип. 1, 9—10). Постараемся не пропустить здесь слово «любовь». Самое главное слово, и самое стертое от употребления всуе, так что оно уже не воспринимается большинством. Более всего из всех слов подвергаемое искажениям. Но только любя, можно открыться счастью, предлагаемому Богом. Любовь, о которой говорит апостол, нелегко обрести, и даже как будто невозможно. Она — именно дар. Такая любовь не колеблется, когда от нас требуется забыть о себе. Часто она также — прощение. Говоря о любви, апостол Павел утверждает, что только любовь различает, где находится самое важное. Искать самое важное и жить им, предавая себя водительству любви, — вот, без сомнения, лучшее определение счастья. Разве не тогда, когда мы закрываем глаза на самое важное и отказываемся от любви, охватывают нас уныние и печаль, чем бы мы ни обладали, и мы удаляемся от счастья? Что является главным в нашей жизни? Кому и чему посвящаем мы большую часть времени, лучшее, что в нас есть, — из недели в неделю? Не теряем ли мы с возрастом ревность о том, что было для нас основополагающим десять или двадцать лет назад в нашей устремленности к счастью? Не заполняется ли наша жизнь пустотами? От чего могли бы мы освободиться, чтобы начать учиться любить? Это вопросы, которые мы должны ставить себе в течение Рождественского поста, ибо это время дается, чтобы мы могли устранить все, что мешает нам. Это вопросы, которые мы должны ставить себе в течение всей нашей жизни. Речь всегда идет о нашем счастье — о том, какой будет наша встреча с Сыном Божиим, когда наступит праздник Его Рождества и день Его Второго Пришествия во славе.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
1. Новогоднее поздравление