В Московском художественном академическом театре имени Горького (МХАТ) после ухода Э.Боякова обнаружили «молельную комнату» с иконами и даже мощами. Пресса загудела… Казалось бы, ну и что? Такие комнаты есть и в аэропортах и на вокзалах, сейчас вот обсуждается вопрос о создании «молелен» даже в метрополитене.
«У нас во многих крупных офисах организованы молельные комнаты, – рассказывает пользователь сети, комментируя инцидент, – правда, для мусульман. И уже давно никто не считает это дикостью. Если что, к примеру, в одной из крупнейших российских IT-компаний есть. И никто не возмущается, не называет мракобесием. Для христиан, кстати, таких комнат нет, и некоторые даже говорят, что это дискриминация».
Но нет, почему-то новость с «молельней Боякова» оказалась в топе и застряла в ленте чуть ли не на целых две недели. Так в чем же дело? Интрига тут, конечно, есть и не всё так однозначно, как могло показаться вначале.
Чтобы заинтриговать моего читателя, сразу скажу главное – со слов Кехмана (а такими вещами под камеру не шутят), «переосвящать» МХАТ после Боякова ему велел не кто-то, но сам Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Владимир Абрамович заявил, что как только Святейший узнал о существовании во МХАТе комнаты с мощами и иконами, он сказал, что театр нужно «немедленно освятить», на что дал своё благословение. Татьяна Доронина также одобрила сие сакральное действо, обозначив его, как «необходимое».
Кто-то из команды Боякова в те дни обиженно писал, что их «выкуривают» из театра, точно бесов. И, нужно сказать, что этот «кто-то» в своём сетовании оказался не так уж далёк от истины.
Ну вот, а теперь тезисно о том, в чём же, собственно, соль, ибо патриархи, как известно, в таких вопросах не ошибаются. Будьте уверены, осведомлённость высших церковных иерархов велика и может конкурировать разве что с осведомлённостью специальных служб, либо, кстати, гармонично дополнять друг друга.
Да, именно появление фигуры Святейшего во всей этой довольно скучной истории, перекрасило её из цвета желтого в победные цвета государственного флага, обнаружив позицию Церкви в отношении отдельных групп граждан, затесавшихся каким-то загадочным образом в лоно соборной и апостольской.
Для того, чтобы «намекнуть» читателям на истинную причину «гонений» на «праведного» Боякова со стороны «иконоборца» Кехмана (так Владимира Абрамовича успели окрестить редкие голоса в защиту «друга Эдуарда»), нам будет вполне достаточно материалов находящихся в открытом доступе, плюс свидетельств непосредственных участников недавних событий.
Но прежде хочу обратить ваше внимание на поведение самого Кехмана. Это очень интересно и показательно. Посмотрите, а «иконоборец»-то вызывает огонь на себя, но при этом молчит. При полной осведомлённости ни в одном интервью Кехман даже не намекнул об истинной причине конфликта. Насколько же Владимир Абрамович оказался дипломат и «нордически выдержан». Более того не обмолвился он и о своей собственной воцерковлённости (25 лет в лоне Церкви – это, согласитесь, не шутка). Новый гендиректор говорит всё больше загадками, отмечая, что комнату с иконами и святыми мощами ему показали Бояков и актёр Валентин Клементьев, «это сопровождалось определенными обстоятельствами», о которых он пока говорить не хочет.
В том же «нордическом» духе Кехман ответил и на критику в свой адрес, поступившую со стороны «специфических» священников РПЦ, хладнокровно указав на принцип единоначалия, согласно которому в стране существует как один президент, так и один патриарх, который не знал, что во МХАТе существует комната с мощами и иконами. А главное – всё это было сказано без единой гримасы на лице и… абсолютно взаправду. Ничего не скажешь, классическая мхатовская школа и основной принцип актёрской работы в комедийном жанре, когда об ужасно смешном, но с самой серьёзной физиономией – в исполнении Кехмана налицо. В этом же ключе на вопрос какого-то корреспондента: «Говорят, Вас сам Путин на эту должность поставил», с серьёзной миной, через мхатовскую паузу Кехман заявил: «Меня назначила на эту должность министр культуры Любимова». По законам жанра, на этом месте зал должен взрываться гомерическим хохотом.
А между тем в интернете появлялись вполне ожидаемые опусы наподобие этого.
«Кощунник Кехман. Вопрос к Кехману В.А., устроившему кощунственное "переосвящение" ранее освящённых помещений МХАТ им. М. Горького, зачем он это сделал, остаётся открытым. Но сейчас не об этом. Боюсь, этот персонаж просто нездоровый (нет-нет, мыло на завтрак не ест, а потому история с хищением им 18 миллиардов – не плод воспалённого сознания, но факт). А потому этот его сегодняшний комментарий Агентству "Москва" сначала вызвал смех сквозь слёзы. Ну а потом – возмущение:
«Когда я вошел в театр и увидел у персонажа Эдуарда (Боякова - прим. Агентства «Москва») в кабинете рабочем горящие лампады, меня это привело в удивление, честно сказать. Кроме этого, я обнаружил в театре комнату, где хранятся мощи – целая молебная комната, где раньше сидели водители. Более того, приходили некоторые персонажи от Эдуарда и просили – оказывается, в этой комнате есть какие-то личные иконы или еще что-то. Я сказал, конечно-конечно, мы все отдадим тогда, когда разберёмся, как это в принципе попало в театр. И что делалось в этой комнате с этими иконами, с этими мощами. Странная история».
Это возмущается на своей странице Фейсбука близкий друг Боякова журналист Михаил Тюренков.
«Получается, Владимир Абрамович Кехман, – наивно продолжает Михаил, – принявший православие, считает, что только он правильно почитает иконы и мощи, а остальные, включая православного христианина Эдуард Бояков (во Святом Крещении Феодора) «что-то не то» делают с иконами и мощами?!»
Далее недоумевающий автор обращается к известным московским протоиереям Владимиру Вигилянскому и Артемию Владимирову с просьбой заступиться за друга, мол «отцы и многие другие православные христиане, как знающие Эдуарда лично, так и нет, скажите: мне так показалось, или в этих словах Кехмана налицо попытка обвинить нашего брата во Христе чуть ли не в чернокнижии?»
Обращение к отцам Артемию и Владимиру, конечно, были неслучайны. Дело в том, что отец Артемий являлся частым гостем и лектором бояковского МХАТа, на малой сцене театра была даже поставлена его литературная композиция, а ещё при Боякове, в начале одного из театральных сезонов, именно он, отец Артемий Владимиров, освящал Художественный театр. Владимир Вигилянский также был связан с бывшим худруком, правда, через свою супругу поэтессу Олесю Николаеву, чьи вечера и встречи также проходили на подмостках театра.
В итоге вступился за «друга Эдуарда», и то весьма прохладно, лишь отец Владимир. Протоиерей Артемий многозначительно промолчал. То же касается Ларисы Бравицкой (печальницы судьбы отца Алексея Уминского и иже с ним «гонимого за судьбы Отечества» господина Навального), некогда в компании отца Артемия усердно обивавшей пороги бояковского МХАТа, но не сказавшей в итоге ни слова в защиту «гонимого» товарища тогда, когда сказать было бы нужно. Такова она – дешёвая дружба «дворян» и «потомков» Станиславского с Пушкиным.
«Дорогой отец Владимир Вигилянский, – радостно восклицал единственный до конца верный Боякову господин Тюренков, перепубликовывая пост Вигилянского в защиту Боякова, – низкий Вам поклон за эти слова в поддержку Эдуарда, в очередной раз оболганного новым гендиректором МХАТ им. М. Горького Кехманом В.А.: «Для церковного человека совершенно нормально иметь иконы в комнате, кабинете... Меня немного поражают слова Владимира Абрамовича Кехмана – это как-то недостойно. Бояков никого не клянет, не обвиняет, не изрыгает проклятия, хотя уход из театра для него, конечно, драма. Этот человек (Кехман) пришёл в чужой коллектив, в чужие помещения, и, честно говоря, мне даже его как-то жалко. Это накладывает отпечаток – начинать свою жизнь в театре с подобного рода недостойных словес неинтеллигентно, у нас в традиции так не поступают».
Михаил Тюренков из всей компании «друзей» Боякова оказался самым порядочным. Но, думается мне, что судьба свела Михаила с нерукопожатным ныне Бояковым лишь по какому-то недоразумению. Трудно поверить, что православного человека, может что-то всерьёз идейно связывать с погрязшем в оккультизме «православным йогом». Может быть, кто-то мне возразит, как возражал некогда небезызвестный Валентин Клементьев, кстати, тоже предательски набравший в рот воды и позорно не промолвивший в защиту «друга Эдика» ни слова, что человек меняется и что Господь, принимая покаяние, возрождает душу… Никто не спорит, все мы знаем, кем был и кем стал для Христа Савл. Ну, что же, молитесь за вашего друга, может быть когда-то эта духовная трансформация с ним и произойдёт, но не сейчас, ибо дела этого человека говорят сами за себя.
Известно, что в 2017 году Бояков зарабатывал тем, что проводил тренинги, среди которых был, например, такой: «Секс или Творчество? Встреча с собой». Вконтакте сохранилась страница, где подробно описана суть тренинга. Прочитайте и вы поймёте, что суть тренинга – это какая-то мерзопакостная и Богу противная дрянь. Для тех, кто не зарегистрирован Вконтакте, опубликую кое-что с той страницы:
«Осталось два дня до начала семинара Эдуарда Боякова «Секс или Творчество? Встреча с собой». Что вас ждет? Ощущение прикосновения к чему-то секретному, доступному не всем. Вас ждет сочетание мощнейших практик со всего мира, открывающих Канал восприятия и понимания себя и друг друга. Самое главное – эти техники будут подкреплены обсуждениями, давно требующих переосмысления, важнейших тем. Выслушав их, проговорив, обсудив, вы поймете, как глубоко эти темы сидят в нас, как мешали адекватно воспринимать происходящее, двигаться дальше.
Занятия Эдуарда Боякова – это чередование лекционной формы с интенсивными телесными практиками. Это авторская попытка синтеза древних восточных и современных западных методов психотренинга, синтеза знаний и опыта, полученных в путешествиях по всему миру и в своей профессиональной деятельности. На встрече 17 апреля Эдуард Бояков подробно расскажет ключевые моменты концепции предстоящего семинара, практиках помогающих перейти на новые уровни самоопределения и о взаимодействии сексуальной энергии с высвобождением творческого потенциала.
…О сексе не принято говорить открыто, не принято задавать прямых вопросы, не принято сопровождать описания людей этими характеристиками. Является ли это показателем нравственной чистоты? Секс – это мощнейшая сила, которая определяют наши поступки, независимо от того, осознаем мы это или нет. Современные культурные практики, целые жанры искусства, очень часто связаны с подавлением, табуированием сексуальности. Это подавление очевидно несмотря на видимую свободу, обилие плоти в произведениях как авангардного так и массового искусства. Живого творчества, радостного вдохновения в современном искусстве, увы, мало.
Современная цивилизация не учитывает фундаментальных различий между мужчиной и женщиной. Мы теряем понимание того, кто мы. Женщина не мыслится как существо с сильнейшей сексуальной энергией, значительно превосходящей мужскую. Мы не осознаем, что финансовый, политический, художественный мир построен и сконструирован мужчинами, которые, увы, были далеки от состояния свободы и чистоты. В основе этого больного и бездуховного мира – комплекс неполноценности, попытка замены сексуальности на финансовую или медийную успешность.
Обязательно ли делать выбор между архаическим, животным, сексуальным началом и подавлением? Есть ли третий путь?
Для начала надо разобраться в себе. Вроде мы все читали Фрейда. Но насколько глубоко мы осознаем влияние сексуальной энергии на наши мысли и поступки? На наше тело и жесты? Тело – это зеркало, оно реагирует на происходящие в психике процессы и отражает их. Стрессы, зажимы приводят к тому, что нашу «интеллигентную» речь заполняют эвфемизмы… Мы начинаем злоупотреблять едой, алкоголем и т.д… Работа с телом – это первый шаг к осознанию того, кто мы есть.
…Вопрос интеграции Православной традиции и русского культурного кода с медитативными практиками Востока и творчеством, современным искусством, вопрос, который последнее время интересует меня все больше».
В подобную концепцию прекрасно вписывается и спектакль Боякова с голым мужчиной на сцене, и его акция «Хутин – пуй», и самораспятие на кресте, и хиппи, и далай-ламы, и буддизм, шиваизм, даосизм, наследие Фрейда и Юнга, труды эзотерика Петра Успенского, всё такое прочее и, конечно же, духовничество скандального Алексея Уминского.
Ну и что же, скажете вы… Это когда всё было, а вот съездил Эдуард (во святом крещении Фёдор), в Оптину пустынь и переродился. И теперь на сцене МХАТа схимники расхаживают, колокола звонят, молельню вот даже с мощами открыли! Но, как замечали очевидцы мхатовских событий времен Боякова, Эдуард из Гоа, может быть, и выехал, но вот Гоа из него – нет, и это чувствуется.
Посмотрите, к примеру, что в обязательном порядке предлагал «гуру» Бояков артистам МХАТ перед началом работы над своим якобы православным спектаклем «Лавр» по книге Водолазкина.
Прикрепленный файл – фотография ПАМЯТКИ АРТИСТАМ, КОТОРЫЕ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ДОЛЖНЫ ПРОЙТИ ТРЕНИНГ... перед тем, как приступить к работе над «Лавром». Цитируем:
1. Каждый день тренинга разговорная часть будет чередоваться с телесными практиками. Поэтому необходимы: мягкая свободная одежда; коврик для йоги; смена футболок; плед; повязка на глаза.
2. Тренинг не предполагает никаких особенных интимных упражнений и сцен. Будет работа в парах и, следовательно, контакты с людьми.
3. Во время занятий вам придется оставить мобильные телефоны в коридоре перед Сценой 14 и Малой сценой.
4. Настоятельная просьба к участникам тренинга – ограничить сексуальную жизнь в период с 14 по 18 марта.
5. Питание во время тренинга должно быть постным. Побольше пейте воды. Нельзя голодать. Алкоголь исключен.
6. Уменьшите эмоциональный фон, избегайте шумных компаний, кино и тв. Занимайтесь больше собой.
7. Время тренинга: понедельник 11.00 до 13.00; вторник 10.00 до 22.00; среда 9.00 до 12.00
Ну и что, опять скажете вы… Может быть, они там молитву «Отче наш» с 10.00 до 22.00 читали, удобно расположившись в парах на ковриках для йоги, периодически меняя мокрые от усердного молитвословия майки. Конечно же, нет.
Ну, во-первых, есть свидетельства очевидцев… тех, кто на этом мероприятии присутствовали. И эти свидетельства, конечно же, давно находятся в нужных инстанциях. А во-вторых, пройдите по той же ссылке «Секс или Творчество» Вконтакте от 2017 года и вы увидите там точь в точь такую же инструкцию, какую получили участники спектакля «Лавр» во МХАТе.
Увы, но никакого чудесного перерождения с Эдуардом (во крещении Фёдором) пока не произошло. Конечно же, мы всячески желаем ему спасения, но это тот частный вопрос, который к судьбе МХАТа не имеет никакого отношения. А поэтому всё идёт своим чередом. Как и положено Патриарху, он зачищает Церковь от деструктивных явлений. Так что, пусть отец Алексей Уминский, распивая коньячок в студии «непознера», не спешит радоваться вожделенной вседозволенности, похлопывая при этом Святейшего по плечу, как «свояка». У нас на Руси говорили: не буди лихо, пока оно тихо.
Мария Андреевна Мономенова, член Союза журналистов России
/
Фото из личного архива автора
5. Ответ на 4, Адриан Послушник:
4. Замылено
3. Праведники о театре
«Приходилось слышать, что некоторые называют театр порогом Церкви. Пожалуй, с этим можно согласиться, что театр есть порог Церкви, только с заднего крыльца. Спросим еще: все, делающееся в театрах, какое должно иметь влияние на неиспорченную натуру молодого человека? Без сомнения, оно должно породить и укрепить в нем звериные чувства с низменными скотскими потребностями. О преимуществе же храмов Божиих перед театром я считаю и говорить излишним». Преподобный Амвросий Оптинский
2. Ответ на 1, катин:
1. Сам факт освящения ТЕАТРА низводит тему до карикатуры.