О культурном наследии старообрядчества

В Москве прошёл круглый стол «Культурное наследие московского старообрядчества. Опыт изучения, сохранения, возрождения и популяризации»

Игумен Кирилл (Сахаров) 
0
24.11.2021 613
Фото: heritage-institute.ru

Круглый стол на тему культурного наследия старообрядчества прошёл 18 ноября рядом с нашим храмом в Институте Наследия (в Палатах Думного дьяка Аверкия Кириллова – памятнике федерального значения XVII–нач. XVIII вв.). В процессе экскурсии выяснилось, что подклеть Палат относится не к эпохе царствования Ивана Грозного, как до этого считали, а более раннему периоду – правлению Ивана III (по крайней мере, отдельные ее фрагменты). Кстати, на будущий год исполняется 400 лет со дня рождения Аверкия Кириллова; он был убит во время Стрелецкого бунта 1682 года; погребён у крыльца северного входа в церковь свт. Николы на Берсеневке.

Организаторы Круглого стола: Центр краеведения, мосвоведения и крымоведения, Московская Митрополия Русской Православной Старообрядческой Церкви, Московское краеведческое общество, Культурно-Паломнический Центр имени протопопа Аввакума. Круглый стол был посвящён 250-летию образования в Москве Рогожского и Преображенского кладбищ. Заявлено было участие старообрядческого митрополита Корнилия. В ожидании его приезда стою у въездных ворот. Всё внимание на левую сторону набережной, откуда заезжают машины на территорию нашего комплекса. Неожиданно митрополит с сопровождающими появляется справа. Довольно экзотическая картина – шествие старообрядческого митрополита с посохом по набережной Москвы-реки.

Круглый стол предваряла выставка «Памятники культуры старообрядчества» из собрания руководителя Культурно-Паломнического Центра М.Б.Пашинина: книги, иконы и изделия из медного литья. Книги: Толковый Апокалипсис и Псалтырь начала XX в., «Поморские ответы», сборник духовных стихов. Из икон особенно примечательны заказные семейные с изображениями святых покровителей членов семьи. Икона «Ставротека» - с медным крестом по центру и несколькими святыми по краям.

Выставка проходила в музее Института Наследия (открыт в 2018 году). Основная экспозиция музея – быт старой Москвы и экспозиции, посвящённые Уварову и Васнецову. Музей находится в подклети Палат – в него идёт узкий проход. Обратно поднимались по широкой лестнице. Один из сотрудников митрополита обратил внимание на эти лестницы, как символы узкого и широкого путей.

Владыка в своём выступлении отметил, что закончился второй этап восстановления ансамбля Рогожского посёлка – Духовного Центра РПСЦ. Современный его вид стал более привлекательным, чем до революции, особенно благодаря подсветке. Запомнились слова митрополита Корнилия: «Традиция – это передача огня, а не поклонение пеплу». Наш главный краевед В.Ф.Козлов ещё раз рассказал о своей книге «Москва старообрядческая», вышедшей в этом году. В книге повествуется о почти 30 старообрядческих церквях Москвы. Приводятся тексты двух с половиной десятков документов – жалоб прихожан на действия властей по закрытию их храмов. Власти оставили по одному храму каждому крупному старообрядческому согласию. Владимир Фотиевич предложил установить памятные доски на стенах закрытых старообрядческих храмов. «Государство должно всё вернуть и восстановить».

Интересным было выступление отца Евгения Чунина, настоятеля Покровской старообрядческой церкви в Ржеве Тверской области, об опыте работы церковного музея. Запомнилась реакция о. Евгения на те случаи, когда духовенство РПЦ негативно реагировало на попытки исследователей включить информацию о старообрядческих храмах в справочники храмов в каком-либо регионе: «Трудно поместить гонителей и гонимых в одном ряду». О. Алексий Лопатин, настоятель Никольской старообрядческой церкви на Белорусской, посвятил своё выступление автору фотографии старообрядческого архиепископа Иринарха (+1952 г.), сделанной в 1943 году. Батюшка выяснил, что фотограф был прихожанином Рогожского и одно время даже преподавал здесь в Духовном училище.

В.Боченков, сотрудник Архивно-библиотечно-музейного отдела Московской Митрополии РПСЦ, рассказал о Петре Шмакове, авторе двух очень популярных в старообрядческой среде песнопений, написанных в начале XX века. Посвящены они протопопу Аввакуму («В Даурии дикой») и боярыне Морозовой («Снег белый»). После революции Шмаков был заведующим Отдела просвещения и сотрудником газеты «Красное Прикамье». С ним, судя по его стихотворным дифирамбам Ленину и обличению адмирала Колчака, после революции произошла поразительная перемена. Виктор Вячеславович также поделился планами по созданию «Словаря старообрядческих писателей, начётчиков и апологетов» и об опыте изучения старообрядческой деревни Гавриловка в Калужской области.

Я поделился опытом издания приходской газеты «Берсеневские страницы». Более чем за четверть века вышло почти 200 его номеров. В первых номерах повествовалось об истории храма, его последнем настоятеле до закрытия прот. Иоанне Цветкове, чудесном мироточении Казанской иконы, борьбе за Дом притча и пр. Освещались приходские события и юбилеи членов общины, поездки и встречи с интересными людьми, некрологи по усопшим, деятельность Союза Православных Братств. Цикл статей о бедственном положении деревни, разрушении сельских храмов, алкогольному геноциду и вымиранию населения. Ряд моих интервью, посвящённых трагическим событиям Раскола XVII века и преодолению его последствий («Пора бы возвращаться к нашему исконному двуперстному крестному знамению», «Чем скорее вернёмся к дониконовскому богослужебному укладу, тем лучше» и др.).

Повествовалось о многочисленных поездках. Наиболее яркими из них были поездки в Крым, Донбасс, на Святую Землю, в Румынию, Рим и Сербию. В Сербии больше всего запомнилась личность Патриарха Павла, в частности, его неподражаемый юмор. Однажды Патриарх летел на самолете над океаном, самолёт попал в зону турбулентности, стало трясти, казалось, что может произойти катастрофа. Архиерей, сопровождавший Патриарха Павла, спросил его, что он думает по поводу того, что самолет может упасть в воду. Патриарх ответил: «В отношении себя лично я восприму это как акт справедливости, в жизни я съел стольких рыбок, что не удивительно, если они теперь съедят меня».

Один игумен монастыря в шутливой форме попросил Патриарха, чтобы он после смерти завещал похоронить себя в его монастыре. На что Патриарх ему сказал: «Отче! Находясь у тебя в обители, я заштопал столько-то ряс, починил столько-то пар обуви и т.д., а ты хочешь ещё и после моей смерти нажиться на мне». Патриарх Павел был единственным из Предстоятелей Поместных Православных Церквей, кого Патриарх Алексий II встречал у трапа самолёта. Как-то на вопрос, как он себя чувствует, Сербский Патриарх ответил, что хорошо, и надеется, что в следующем 90-летии будет также себя неплохо чувствовать.

«Берсеневские страницы» являются своеобразной приходской летописью. Их тематика выходит далеко за рамки приходской жизни. На каждом мероприятии, в котором я принимал участие, обязательно раздавались номера нашего печатного органа. Удивительно, что несмотря на то, что издание стало узнаваемым и читабельным, благодаря ему в наш храм пришли лишь единицы.

Краевед Ю.В. Титова привела новые сведения о жизни и деятельности выдающегося старообрядческого мецената К.Т. Солдатёнкова. Ему было свойственно острое чувство социальной ответственности. Он основатель Боткинской больницы. Регулярно передавал на содержание Румянцевского музея тысячу рублей. Свою библиотеку, картины и скульптуры он завещал этому музею, за что удостоился благодарности царя.

Интересными были также выступления о династии старообрядческих меценатов Мараевых и о старообрядцах Серпухова (на месте разрушенного старообрядческого кладбища здесь был установлен Памятный Крест).

Для старообрядцев – участников Круглого стола при нашем храме была устроена трапеза. На трапезе одному из старообрядцев, почему-то более всего запомнившему из моего репортажа о праздновании юбилея Рогожского то, что я с помощником по окончании трапезы в Доме причта на Рогожском забрал с собой несколько вкусных пирожков, я заметил, что теперь, надеюсь, мы с лихвой окупили взятые тогда пирожки.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма Николы на Берсеневке, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Ответ на 2, учитель:

Древнее благочестие - это вера преподобного Сергия Радонежского , святых князей. Тогда и рабства на Руси никакого не было , вольная Русь была.


"Благочестие" - это не вера. Вера прп. Сергия Радонежского не тождественна вере прп. Серафима Саровского? Да?Нет. Ответьте, пожалуйста.
Наталия 2016 / 26.11.2021 22:41

3. Ответ на 2, учитель:

Древнее благочестие - это вера преподобного Сергия Радонежского , святых князей. Тогда и рабства на Руси никакого не было , вольная Русь была.



А "никонианство"- это Вера преподобного Серафима Саровского, святого праведного Иоанна Кронштадтского, Святого Царя Страстотерпца Николая.

2. Ответ на 2.

Древнее благочестие - это вера преподобного Сергия Радонежского , святых князей. Тогда и рабства на Руси никакого не было , вольная Русь была.
учитель / 24.11.2021 15:48

1. РПСЦ - безблагодатная!!!

Преподобный Феодосий Печерский: "Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру. Кто хвалит чужую веру, тот все равно, что свою хулит. Если кто будет хвалить свою и чужую, то он двоеверец, близок к ереси. Итак, чадо, берегись их и всегда стой за свою Веру. Не братайся с ними, но бегай от них и подвизайся в своей вере добрыми делами. Твори милостыню не своим только по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого, или голодного, или в беду попавшего будь-то жид, или другой какой иноверец, или латинянин, – ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо и Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только, но и на неверных. О язычниках и иноверцах Бог в этом веке печется. Но в будущем они будут чужды вечных благ. Мы же, живущие в Православной вере, и здесь получаем все блага от Бога, и в будущем веке спасет нас Господь наш Иисус Христос.

Чадо! Если тебе надо будет умереть за Святую свою веру, со дерзновением иди на смерть. Так и святые умирали за Веру, а ныне живут во Христе. Если увидишь, чадо, иноверцев, спорящих с православным и хотящих оторвать его от Православной Церкви – помоги православному. Этим ты избавишь овча от пасти льва. Если же смолчишь и оставишь без помощи, то это все равно, как если бы ты отнял искупленную душу у Христа и продал ее сатане.

Если кто тебе скажет: «Ваша и наша вера от Бога», то ты, чадо, ответь ему так: «Кривовер, или ты и Бога считаешь двоеверным? Не слышишь, что говорит Писание: "Един Бог, едина Вера, едино крещение» (Еф. 4:5). Не слышишь ли Апостола Павла, поучающего: «Аще и... ангел с небесе благовестит вам не яко же мы благовестихом, ...да будет проклят» (Гал. 1:8). Иноверцы отвергли проповедание апостольское и постановления святых отец и приняли неправую и развращенную веру, исполненную всякой погибели, потому и отвергнуты нами. Они мертвые и мертвую жертву приносят. Мы же Живому Богу Живую Жертву приносим, чистую и непорочную, чтобы обрести живот вечный о Христе Иисусе Господе нашем. Ему же слава. Аминь." С НАМИ БОГ!
Валерий / 24.11.2021 07:52
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Игумен Кирилл (Сахаров)
О культурном наследии старообрядчества
В Москве прошёл круглый стол «Культурное наследие московского старообрядчества. Опыт изучения, сохранения, возрождения и популяризации»
24.11.2021
1418 шагов по дорогам войны
Об уникальной экспозиции мемориального музейного комплекса «Дорога памяти» в Парке «Патриот»
19.11.2021
На Ваганьковском кладбище
В год его 250-летия. Часть 2
18.11.2021
«Идеальный тип русского человека»
В Москве отметили очередную годовщину памяти Вячеслава Михайловича Клыкова
28.10.2021
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Что такое Путинизм?
Новый комментарий от Георгий
05.12.2021 03:09
Экуменизм умер раньше глобализма
Новый комментарий от Vladislav
05.12.2021 02:33
Позорный тренд Перестройки
Новый комментарий от Наталия 2016
04.12.2021 22:29
Этот «страшный и ужасный» кьюар-код
Новый комментарий от Анатолий Степанов
04.12.2021 22:17
Синицы против журавлей
Новый комментарий от Наталия 2016
04.12.2021 21:18
Что такое идеология?
Новый комментарий от Сергей иванович
04.12.2021 20:21