Круглый стол на тему культурного наследия старообрядчества прошёл 18 ноября рядом с нашим храмом в Институте Наследия (в Палатах Думного дьяка Аверкия Кириллова – памятнике федерального значения XVII–нач. XVIII вв.). В процессе экскурсии выяснилось, что подклеть Палат относится не к эпохе царствования Ивана Грозного, как до этого считали, а более раннему периоду – правлению Ивана III (по крайней мере, отдельные ее фрагменты). Кстати, на будущий год исполняется 400 лет со дня рождения Аверкия Кириллова; он был убит во время Стрелецкого бунта 1682 года; погребён у крыльца северного входа в церковь свт. Николы на Берсеневке.
Организаторы Круглого стола: Центр краеведения, мосвоведения и крымоведения, Московская Митрополия Русской Православной Старообрядческой Церкви, Московское краеведческое общество, Культурно-Паломнический Центр имени протопопа Аввакума. Круглый стол был посвящён 250-летию образования в Москве Рогожского и Преображенского кладбищ. Заявлено было участие старообрядческого митрополита Корнилия. В ожидании его приезда стою у въездных ворот. Всё внимание на левую сторону набережной, откуда заезжают машины на территорию нашего комплекса. Неожиданно митрополит с сопровождающими появляется справа. Довольно экзотическая картина – шествие старообрядческого митрополита с посохом по набережной Москвы-реки.
Круглый стол предваряла выставка «Памятники культуры старообрядчества» из собрания руководителя Культурно-Паломнического Центра М.Б.Пашинина: книги, иконы и изделия из медного литья. Книги: Толковый Апокалипсис и Псалтырь начала XX в., «Поморские ответы», сборник духовных стихов. Из икон особенно примечательны заказные семейные с изображениями святых покровителей членов семьи. Икона «Ставротека» - с медным крестом по центру и несколькими святыми по краям.
Выставка проходила в музее Института Наследия (открыт в 2018 году). Основная экспозиция музея – быт старой Москвы и экспозиции, посвящённые Уварову и Васнецову. Музей находится в подклети Палат – в него идёт узкий проход. Обратно поднимались по широкой лестнице. Один из сотрудников митрополита обратил внимание на эти лестницы, как символы узкого и широкого путей.
Владыка в своём выступлении отметил, что закончился второй этап восстановления ансамбля Рогожского посёлка – Духовного Центра РПСЦ. Современный его вид стал более привлекательным, чем до революции, особенно благодаря подсветке. Запомнились слова митрополита Корнилия: «Традиция – это передача огня, а не поклонение пеплу». Наш главный краевед В.Ф.Козлов ещё раз рассказал о своей книге «Москва старообрядческая», вышедшей в этом году. В книге повествуется о почти 30 старообрядческих церквях Москвы. Приводятся тексты двух с половиной десятков документов – жалоб прихожан на действия властей по закрытию их храмов. Власти оставили по одному храму каждому крупному старообрядческому согласию. Владимир Фотиевич предложил установить памятные доски на стенах закрытых старообрядческих храмов. «Государство должно всё вернуть и восстановить».
Интересным было выступление отца Евгения Чунина, настоятеля Покровской старообрядческой церкви в Ржеве Тверской области, об опыте работы церковного музея. Запомнилась реакция о. Евгения на те случаи, когда духовенство РПЦ негативно реагировало на попытки исследователей включить информацию о старообрядческих храмах в справочники храмов в каком-либо регионе: «Трудно поместить гонителей и гонимых в одном ряду». О. Алексий Лопатин, настоятель Никольской старообрядческой церкви на Белорусской, посвятил своё выступление автору фотографии старообрядческого архиепископа Иринарха (+1952 г.), сделанной в 1943 году. Батюшка выяснил, что фотограф был прихожанином Рогожского и одно время даже преподавал здесь в Духовном училище.
В.Боченков, сотрудник Архивно-библиотечно-музейного отдела Московской Митрополии РПСЦ, рассказал о Петре Шмакове, авторе двух очень популярных в старообрядческой среде песнопений, написанных в начале XX века. Посвящены они протопопу Аввакуму («В Даурии дикой») и боярыне Морозовой («Снег белый»). После революции Шмаков был заведующим Отдела просвещения и сотрудником газеты «Красное Прикамье». С ним, судя по его стихотворным дифирамбам Ленину и обличению адмирала Колчака, после революции произошла поразительная перемена. Виктор Вячеславович также поделился планами по созданию «Словаря старообрядческих писателей, начётчиков и апологетов» и об опыте изучения старообрядческой деревни Гавриловка в Калужской области.
Я поделился опытом издания приходской газеты «Берсеневские страницы». Более чем за четверть века вышло почти 200 его номеров. В первых номерах повествовалось об истории храма, его последнем настоятеле до закрытия прот. Иоанне Цветкове, чудесном мироточении Казанской иконы, борьбе за Дом притча и пр. Освещались приходские события и юбилеи членов общины, поездки и встречи с интересными людьми, некрологи по усопшим, деятельность Союза Православных Братств. Цикл статей о бедственном положении деревни, разрушении сельских храмов, алкогольному геноциду и вымиранию населения. Ряд моих интервью, посвящённых трагическим событиям Раскола XVII века и преодолению его последствий («Пора бы возвращаться к нашему исконному двуперстному крестному знамению», «Чем скорее вернёмся к дониконовскому богослужебному укладу, тем лучше» и др.).
Повествовалось о многочисленных поездках. Наиболее яркими из них были поездки в Крым, Донбасс, на Святую Землю, в Румынию, Рим и Сербию. В Сербии больше всего запомнилась личность Патриарха Павла, в частности, его неподражаемый юмор. Однажды Патриарх летел на самолете над океаном, самолёт попал в зону турбулентности, стало трясти, казалось, что может произойти катастрофа. Архиерей, сопровождавший Патриарха Павла, спросил его, что он думает по поводу того, что самолет может упасть в воду. Патриарх ответил: «В отношении себя лично я восприму это как акт справедливости, в жизни я съел стольких рыбок, что не удивительно, если они теперь съедят меня».
Один игумен монастыря в шутливой форме попросил Патриарха, чтобы он после смерти завещал похоронить себя в его монастыре. На что Патриарх ему сказал: «Отче! Находясь у тебя в обители, я заштопал столько-то ряс, починил столько-то пар обуви и т.д., а ты хочешь ещё и после моей смерти нажиться на мне». Патриарх Павел был единственным из Предстоятелей Поместных Православных Церквей, кого Патриарх Алексий II встречал у трапа самолёта. Как-то на вопрос, как он себя чувствует, Сербский Патриарх ответил, что хорошо, и надеется, что в следующем 90-летии будет также себя неплохо чувствовать.
«Берсеневские страницы» являются своеобразной приходской летописью. Их тематика выходит далеко за рамки приходской жизни. На каждом мероприятии, в котором я принимал участие, обязательно раздавались номера нашего печатного органа. Удивительно, что несмотря на то, что издание стало узнаваемым и читабельным, благодаря ему в наш храм пришли лишь единицы.
Краевед Ю.В. Титова привела новые сведения о жизни и деятельности выдающегося старообрядческого мецената К.Т. Солдатёнкова. Ему было свойственно острое чувство социальной ответственности. Он основатель Боткинской больницы. Регулярно передавал на содержание Румянцевского музея тысячу рублей. Свою библиотеку, картины и скульптуры он завещал этому музею, за что удостоился благодарности царя.
Интересными были также выступления о династии старообрядческих меценатов Мараевых и о старообрядцах Серпухова (на месте разрушенного старообрядческого кладбища здесь был установлен Памятный Крест).
Для старообрядцев – участников Круглого стола при нашем храме была устроена трапеза. На трапезе одному из старообрядцев, почему-то более всего запомнившему из моего репортажа о праздновании юбилея Рогожского то, что я с помощником по окончании трапезы в Доме причта на Рогожском забрал с собой несколько вкусных пирожков, я заметил, что теперь, надеюсь, мы с лихвой окупили взятые тогда пирожки.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма Николы на Берсеневке, член Союза писателей России
4. Ответ на 2, учитель:
3. Ответ на 2, учитель:
А "никонианство"- это Вера преподобного Серафима Саровского, святого праведного Иоанна Кронштадтского, Святого Царя Страстотерпца Николая.
2. Ответ на 2.
1. РПСЦ - безблагодатная!!!
Чадо! Если тебе надо будет умереть за Святую свою веру, со дерзновением иди на смерть. Так и святые умирали за Веру, а ныне живут во Христе. Если увидишь, чадо, иноверцев, спорящих с православным и хотящих оторвать его от Православной Церкви – помоги православному. Этим ты избавишь овча от пасти льва. Если же смолчишь и оставишь без помощи, то это все равно, как если бы ты отнял искупленную душу у Христа и продал ее сатане.
Если кто тебе скажет: «Ваша и наша вера от Бога», то ты, чадо, ответь ему так: «Кривовер, или ты и Бога считаешь двоеверным? Не слышишь, что говорит Писание: "Един Бог, едина Вера, едино крещение» (Еф. 4:5). Не слышишь ли Апостола Павла, поучающего: «Аще и... ангел с небесе благовестит вам не яко же мы благовестихом, ...да будет проклят» (Гал. 1:8). Иноверцы отвергли проповедание апостольское и постановления святых отец и приняли неправую и развращенную веру, исполненную всякой погибели, потому и отвергнуты нами. Они мертвые и мертвую жертву приносят. Мы же Живому Богу Живую Жертву приносим, чистую и непорочную, чтобы обрести живот вечный о Христе Иисусе Господе нашем. Ему же слава. Аминь." С НАМИ БОГ!