Секулярность и религиозность

Секулярный мир и Церковь Христова – не враги, это – пересекающиеся понятия

0
2937
Время на чтение 8 минут
Фото: Из личного архива автора

Для того, чтобы адекватно понимать друг друга, уточним понятия.

Изначально латинское слово секулярный означало механические колебания небесных тел, не зависящие ни от каких магических причин.

В эпоху борьбы против политической власти, которую на Западе узурпировала Римско-Католическая церковь, слово секулярный стало означать свободный от контроля со стороны церкви. Собственно, с этого и началось отделение Церкви от государства, которое законодательно в России закрепили большевики.

Свобода вероисповедания в современных государствах означает свободу всякой веры, всяких обрядов, всякого оккультизма, магизма, включая открытый сатанизм.

Таким образом, на практике в бывших христианских странах слово «секулярный» означает не свободу от религиозности или оккультизма или магизма, а свободу от политического влияния христианской (именно христианской) Церкви. Не случайно усиление социальной роли Русской Православной Церкви на рубеже 20-21 веков вызвало такие истерические вопли о надвигающемся клерикализме. Кстати, слово клерикализм также латинское и означает политическую власть именно латинской католической церкви.

Теперь раскроем объём понятия религиозность. В академическом (т.е. секулярном) словаре оно трактуется как «одна из форм общественного сознания, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу или личность). Эта вера – основной признак и элемент любой религии».

Таким образом, светское, секулярное сознание смешивает в одну кучу любую веру – в Бога, в Богочеловека Иисуса, в сверхъестественное, магическое, мистическое. И это вопреки тому, что само слово религия (как признаёт академическая наука) означает «воссоединение». Воссоединение с Богом.

Такая религиозность действительно существует, причём в массовом порядке. Это религиозность в суевериях, в поиске душевного комфорта, а в главном, в цели и смысле жизни она ничем не отличается от секулярности.

Казалось бы, вопрос академический, но, думаю, многим батюшкам приходилось сталкиваться с тем, что смешение религии с суевериями, гаданиями, колдовством и магией – довольно характерно для обыденного сознания. Бывает, даже обращаются за магической помощью к батюшке. А уж просьбы: «Дайте молитву, дайте иконку, чтобы подействовало, помогло», – это сплошь и рядом. Заказывая сорокоуст, спрашивают: «А когда действовать начнет?».

В нашем православном понимании религиозность – это нацеленность верующих на воссоединение с Богом, со своим Творцом, чтобы себя сделать орудием в руках Божиих для Его целей. А магические, оккультные практики нацелены на овладение сверхъестественными силами, на использование их в своих интересах, для своей пользы. Религиозность протестантского толка тоже нацелена на пользу. Пусть не материальную пользу, а на чувство достоинства, приличия, на чувство своей праведности, на душевный комфорт. Такая религиозность носит массовый характер. В США, например, тысячи религиозных сект, называющих себя церквами. Они торгуют душевным комфортом и покупателей достаточно. Польза – это своего рода бог секулярного мира.

В православном понимании цель нашей жизни – Сам Бог, а не блага, которые Он может дать. От блага, конечно, никто не откажется, но это побочный эффект, это то, что «приложится», если искать, прежде всего, Царствия Божия, искать воссоединения с Богом, просить Его «прииди и вселися в ны». Православная религиозность – это понимание того, что все беды человеческие от утраты связи с Богом. Для восстановления связи с Богом важно исполнение заповедей Божиих, жизнь по Евангелию, важно регулярное причащение Тела и Крови Христовых.

Таким образом, мы видим, что и у человека секулярного мира, и у человека религиозного могут быть одинаковые, а могут быть и разные цель и смысл жизни.

Значит, противопоставлять секулярный мир религиозному было бы неправильно. Более того, истинно религиозные люди, цель которых – соединиться с Богом и получить бессмертие, играют важную социальную роль в секулярном мире.

Сам Господь Иисус Христос, когда фарисеи и книжники упрекали его учеников в том, что они не соблюдают правила, говорил: «Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Мф. 9: 16, 17). Речь шла о новых правилах, о новых общественных формах, которые предстояло создать христианам. А формы общежития, правила одинаково важны как для религиозных, так и для нерелигиозных членов общества.

За две тысячи лет Церковь канонизировала многие тысячи людей как святых, то есть как образец для подражания. Слово канон означает правило. Значит, канонизированные члены Церкви – это правильные люди, соблюдавшие правила, нормы поведения, установленные Богочеловеком и Его учениками.

А зачем вообще нужны правила? Можно, конечно, на примере Священной Истории, да и просто истории показать, как создавались человеческие общности и как в них вырабатывались правила, нормы поведения. Но это происходит и в наше время.

Для примера возьмем общность людей самых агрессивных и самых несклонных к соблюдению каких-либо правил. Это среда разбойников – уголовников, бандитов, воров. Известно, что даже в этой среде существуют правила, которые они называют «понятия». Жить «по понятиям» – значит, жить по правилам. А кто нарушает правила, тот «беспредельщик» и подлежит ликвидации руками своих же сообщников. Если бы не «понятия», то люди такой общности просто поубивали бы друг друга. Правила дополнены еще и организационной структурой, иерархией: рядовые «братки» должны подчиняться авторитетам, те подчиняются «смотрящим», «смотрящие» подотчетны «паханам». А для решения проблем взаимоотношений между большими территориями «паханы» собираются на совещание, где и принимают согласованные решения.

Так организованы относительно небольшие группы людей для их совместной грабительской, паразитической деятельности.

Для непаразитической жизни, но для соблюдения экономического интереса каждого индивида создаются общности численностью в десятки и сотни тысяч людей. Так возникли республики, города-государства и в Древней Греции, и в Древней Руси. Новгородская и Псковская республики потому и сопротивлялись великокняжеской власти, что имели устоявшийся свод правил поведения, который обеспечивал защиту экономических интересов всех слоёв города-государства.

Однако выросшие и вооружившиеся соседние племена, в частности, западные, грозили не только экономическим интересам новгородцев, а самому существованию жителей древней республики. И тогда новгородцы призвали на помощь профессионального полководца, великого князя. Как только опасность миновала, они прогоняли князя. Они три раза прогоняли св. блгв. Александра Невского, а затем снова приглашали. Пока, наконец, не поняли, что наступило время, когда князь нужен постоянно.

Но большое, объединённое государство с великокняжеским правлением нуждалось в более сложных и утончённых правилах поведения, многие из которых были непонятны населению республик и казались излишними. И только религиозная вера, авторитет Церкви помог людям примириться с непонятными правилами. А правила эти были жизненно необходимы для мирного сосуществования уже не тысяч, а миллионов людей.

Но и этих правил недостаточно для мирного проживания миллиардов людей. Чтобы удерживать людей, страдающих духовной болезнью, от взаимного истребления, нужно еще что-то поверх правил, законов, норм. Это тонкие и углубленные моральные принципы и правила. И даже правила психологические, правила внутренней жизни.

Богочеловек Иисус Христос принёс это людям. Неслучайно Он сделал это в такой исторический момент, когда империи уже возникли, и им предстояло расти и расширяться, объединяя уже миллиарды людей. Чтобы они не уничтожили друг друга в беспощадной войне, Богочеловек и дал новую духовную связь с Собой, новую иерархию (не пирамидой, а деревом), а также новую закваску – так Он называл стиль отношений между людьми.

Возлюби ближнего своего как самого себя; как хотите, чтобы люди вам делали, так и вы делайте людям. Легко любить тех, кто вас любит, это и грешники умеют. А вы возлюбите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, делайте добрые дела тем, кто вам делает злые дела.

В православной религиозности главный канон – святость. Святость как норма жизни! Вот что обеспечивает живучесть и семьям, и общинам, и государствам, и цивилизациям. Наш народ это давно выразил в поговорке: «Не стоит село без праведника, а город – без святого».

Таким верующим Господь сказал: «Вы – соль земли… Вы свет миру». Богочеловек всегда выбирал слово предельно точно. Соль даже в небольших количествах имеет сохраняющую силу. Трехпроцентный раствор поваренной соли – это очень крепкий рассол, в котором сохраняются продукты. А свет дает возможность видеть цель.

Так и верующие во Христа люди. Даже в небольших количествах они выполняют важную социальную роль в секулярном мире. Самим своим существованием они удерживают окружающих людей от полного осатанения и взаимного истребления, они имеют цель и смысл жизни и тем самым показывают путь, дают пример.

Т.о., секулярный мир и Церковь Христова – общность, не противники, не враги, это пересекающиеся понятия, они имеют общую «территорию». Линия разделения (даже линия фронта) проходит не между религиозностью и атеизмом, а между разницей в цели и смысле жизни. Разница между сынами Бога и сынами дьявола, как назвал их Господь наш Иисус Христос в притче о пшенице и плевелах (Мф. 13: 24-43).

И то, что происходит сейчас в обществе и в Церкви – это не проникновение секулярных идей в религиозность. Это подмена целей. Разрушение православного богословия в интеллектуальной среде, «либерал-православие», неообновленчество и т.н. «непоминающее» неостарообрядчество – это всё имеет одну природу – подмена целей. Не Бог становится целью, не воссоединение с ним, а земная польза, утверждение собственной правоты, собственной праведности.

Дьявол стремится отвлечь внимание людей от истинной войны (его войны против Бога) войной показной – между людьми, странами, классами, этносами, цивилизациями. Но это всё «разрисованные холсты», закрывающие от людей реальность. И социальные сети как виртуальный мир, виртуальная Вавилонская башня делают это всего эффективнее.

Главное противостояние – внутри каждого из нас. Тут дьявол борется с Богом, а поле битвы – сердце человеческое.

Священник Виктор Максимов, настоятель храма св. Георгия Победоносца п. Белоносово

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Прекрасная статья. Хотелось бы ещё добавить, что такие подмены целей осуществляются людьми зачастую весьма сознательно, ибо те кто отступил от пути ко Христу и осознал, что не может и далее идти этим путём, те хотят и других увлечь на свою кривую дорожку. А безграничная почти свобода «демократического мира» в сочетании с неограниченным финансированием «правителей мира сего» создают повсеместно условия и направляют действия этих несчастных. Люди, будьте бдительны! Враг не дремлет!
Владимир+ / 15.11.2021, 22:12
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Виктор Николаевич Максимов
Преображение Господне
Вера, которую принес нам Сын Божий, дает нам цель и смысл на всю жизнь
18.08.2024
День рождения Церкви
Сойдя на апостолов в день Пятидесятницы, Святой Дух соединил их со всею Святою Троицею
25.06.2024
Огонь мерцающий в сосуде
Религиозность – это рабская психология ли самоконтроль?
01.04.2024
Приметы нового мира
Россия строит новый мир не потому, что она так решила, а потому, что Бог так решил
22.02.2024
О русском мировоззрении
Святое неизмеримо выше любой ценности, даже общечеловеческой
30.01.2024
Все статьи Священник Виктор Николаевич Максимов
Последние комментарии
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.12.2024 08:32
Возродить стройотряды!
Новый комментарий от Александр Волков
13.12.2024 08:04
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
13.12.2024 06:56
«Дракон глобализма смертельно ранен, но всё ещё жив»
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
13.12.2024 06:55
Месть и закон по-коченевски
Новый комментарий от Ленчик
13.12.2024 06:33
О жертвах ювенального Молоха помолимся!
Новый комментарий от Ленчик
13.12.2024 06:19