Как сообщалось, в Москве состоялась Международная научная конференция «От Империи к Содружеству: пути России».
Организаторы Конференции – Институт стран СНГ, Российская Государственная библиотека, Государственный Исторический музей, Фонд «Наследие», Международная Славянская Академия наук, журнал «Историк», исторический факультет МГУ.
В рамках Конференции рассматривали ряд вопросов и тем: «Империя как вид государственного образования», «Роль, значение и отношение к империям в истории и современности», «Масштаб свершений Российской империи и ее вклад в мировую цивилизацию», «Положительный и отрицательный опыт имперской организации пространства России», «Российская империя и национальный вопрос (национальные государства)», «Правомерно ли считать СССР Российской империей?», «Российская Федерация, как продолжатель Советского Союза и Российской империи», «Интеграция – императив евразийского пространства» и др.
На конференции выступил главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания» Анатолий Дмитриевич Степанов:
Хотел бы поблагодарить руководство Института стран СНГ за важную инициативу. Благодаря этой конференции славная дата нашей истории, 300-летие Российской Империи, отмечается у нас на достаточно хорошем уровне. Доклады, прозвучавшие на конференции, свидетельствуют о высоком научном уровне мероприятия.
Я бы хотел остановиться на двух проблемах, которые связаны не только с контекстом появления Империи, но и с вопросами исторического просвещения и методологии исторических исследований. Это – 1) проблема символизма провозглашения Империи и 2) проблема хронологии, правильного расчёта дат юбилеев, что вызывает нередко недоразумения.
Как многим известно, 30 августа 1721 года закончилась Северная война. Это было тяжелейшее испытание для нашего Отечества, можно сказать, Великая Отечественная война петровского времени, война, которую мы вели с тогдашней крупнейшей мировой державой – Швецией. Война длилась 21 год и закончилась великой победой России. Мир в Ништадте как раз был подписан 30 августа 1721 года.
Через три года именно к этой дате Император Пётр Великий распорядился перенести в новую столицу, Санкт-Петербург, мощи святого благоверного князя Александра Невского. И с тех пор эта дата, день подписания Ништадтского мира, вошла в церковный и государственный календари как праздничная дата – Александров день, день переноса мощей Великого князя Александра Невского. А в этот день наша Церковь праздновала уже день памяти еще одного Александра, одного из выдающихся святых Русской Православной Церкви, великого подвижника преподобного Александра Свирского.
Собрание, на котором Россия была провозглашена Империей произошло 22 октября 1721 года. И это тоже не случайно, а глубоко символично, что Царь Пётр приурочил ко дню изгнания польских интервентов из России, дню Казанской иконы Божией Матери.
Здесь уже приводились слова, которые произнёс на этом заседании Пётр Алексеевич, обращаясь к своим соратникам. Он подсчитал необходимым на этой встрече фактически объяснить смысл тех реформ, которые он проводил. Его фраза очень сакраментальна: «Чтобы с нами не стало, как с Империей Греческой». В 1721 году Русский Государь вспоминает события 1453 года. Эта нарочитая геополитичность мышления, нарочитое увязывание предназначения России с теми событиями, которые произошли задолго до этого, подчеркивает, что Пётр Великий мыслил глобальными геополитическими категориями.
Когда я впервые об этом прочитал, то у меня сразу возникла ассоциация со знаменитым словом Сталина после победы над Японией, в котором содержались слова: «Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня». Сталин те самым подчеркнул, что СССР является правопреемником Российской Империи, потерпевшей поражение в 1905 году. И вот русские вернулись!
Поэтому сегодня перед исторической наукой, перед нашим историческим просвещением, перед учеными-популяризаторами исторического знания стоит, на мой взгляд, важнейшая идеологическая задача общественной реабилитации Императора Петра Великого. До сих пор в патриотической среде преобладает негативная, сформированная старообрядцами и отчасти славянофилами, трактовка правления Петра Великого, который якобы разорвал преемственность нашей истории, насадил западничество, обезглавил Церковь. И вообще действовал, чуть ли не во вред России. Это событие – провозглашение России Империей – как оно происходило, символизм этого события, подчеркивают, что Пётр Первый был православным русским государем, преемником царской Руси и Византийской имперской традиции.
Второй аспект проблемы, связанной с 300-летием Империи, который я бы хотел затронуть, – это вопрос хронологии. Здесь уже прозвучало, что это провозглашение России Империей произошло 2 ноября, т.е. событие датируется по европейскому григорианскому календарю. Однако такое слепое следование григорианскому календарю нередко приводит к искажению исторической правды. Я не буду вдаваться в астрономические проблемы, в выяснение, какой календарь более правильный – Юлианский или Григорианский. Хотел бы только подчеркнуть, что 22 октября 1721 года – это был день Казанской иконы Божией Матери, потому что 22 октября по юлианскому календарю народное ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, предводительствуемое Казанской иконой Божией Матери, взяло Китай-город. В честь этого события на Красной площади на средства князя Пожарского был построен Казанский собор, в котором и пребывала та самая Казанская икона Божией Матери, а сам день стал отмечаться как московский местночтимый праздник. А во времена Царя Алексея Михайловича этот день стал праздноваться как всероссийский праздник, как день Казанской иконы Божией Матери, который мы знаем и сегодня.
Церковь празднует память Казанской иконы 4 ноября. В этот же день мы празднуем государственный праздник День народного единства, вспоминая подвиг Народного ополчения и спасение России. Но если следовать григорианскому календарю, то вообще-то день этот надо праздновать 1 ноября, поскольку в XVII веке расхождение Юлианского и Григорианского календарей составляло 10 дней. Однако наше государство в этом случае пошло вопреки собственной традиции пользоваться Григорианским календарём на то, что День народного единства празднуется 4 ноября, т.е. по Юлианскому календарю. Это должно стать для нас примером, и мы должны, вспоминая 300-летие Российской Империи, помнить, что произошло это событие в день Казанской иконы Божией Матери, и отмечать этот день нужно не 2-го, а 4-го ноября по Григорианскому календарю.
Путаница, которую создали большевики, перейдя на привычный для них, иностранцев, Григорианский календарь, вызывает сегодня сложности в понимании исторических событий. Например, известно, что Бородинская битва произошла 26 августа 1812 года, это был день Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Но если следовать Григорианскому календарю, то годовщину великого сражения надо праздновать сегодня 7 сентября, а не 8-го, т.е. на день раньше, потому что разница в календарях в XIX веке была 12 дней, а сейчас 13 дней. Но тогда мы попадаем совершенно в другой день, не в тот день, когда доблестные воины Русской армии сражались под Бородиным и умирали с молитвой к Пресвятой Богородице. Искажается духовный смысл события.
Это происходит со всеми юбилейными и неюбилейными датами: день рождения А.С. Пушкина, который мы празднуем сегодня как День русского языка, мы отмечаем за два дня до того, как появился на свет раб Божий Александр. То же самое происходит и с днями памяти других выдающихся деятелей. Когда это цифры, то вроде это и неважно, но когда это событие происходит в важнейшие даты церковной жизни, то это очень важно, потому что люди, которые участвовали в этих событиях, знали, что они сражаются в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Или воины Куликова поля знали, что они сражаются в день Рождества Пресвятой Богородицы. Но если сейчас дать волю нашим переводчикам на Григорианский календарь, то нам предложат праздновать день Куликовской битвы не в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, а на тринадцать дней раньше.
Все это важно понимать, потому что и сам Царь Пётр специально именно в этот день, в день Казанской Божией Матери, организовал это собрание. Поэтому мы должны праздновать День рождения Российской Империи именно 4 ноября, в День народного единства, в день Казанской иконы Божией Матери. Возвращение к исторической правде в вопросах хронологии, на мой взгляд, очень важно для формирования исторического сознания. И сегодня, когда мы вспоминаем 300-летие Российской Империи, очень важно этот принцип реализовывать.
На мой взгляд, обозначенные мною проблемы очень важны, они позволяют нам не только понять контекст провозглашения России Империей, но и ее сущность. Империя есть высшее проявление государственного служения России как Третьего Рима. Как тонко заметил известный русский мыслитель Александр Панарин, звание Третьего Рима должно соответствовать определённой высоте задачи. Третьим Римом не может быть маленькое государство. Им может быть только великая держава, потому что сама задача, само предназначение, которое стоит перед страной, взявшей на себя бремя Третьего Рима, к этому обязывает. И это прекрасно понимал Царь Пётр Алексеевич.
86.
-Вы написали а анкете. что бездетны. у вас же - сын и дочь!
-Разве ж это дети? Это сволочи!
-Написали. что нет родстенников за границей.У вас брат в Израиле!
-азве это он за границей? Это я за границей!
-Вы написали. что вам 40 лет. Вам же 45!
- 5 лет в тюрьме - разве это жизнь?
И т.д.. до бесконесности.
85. Ответ на 84, р.Б. Алексий:
84.
Причем здесь манихейство-то? Я что, добро и зло где-то уравнял? Старайтесь не пользоваться словами, значения которых не знаете, р.Б.Алексий. И не путайте манихейство с монофизитством. ... серьёзно? Манихейство в чистом виде довольно запутанная система для непосвященных и нет нужды для обычного христианина разбираться во всех его бесовских хитросплетениях. Хватит и поверхностного ознакомления и некоторых практических выводов и следствий - как например объявление материи , земного мира - злом, тела врагом души ит.д. и тп. еретической бредятины вроде отдания тела на откуп страстям и очищения души через блуд...эти идеи и в других ересях тоже отражены. Из всего тут Вами написанного, Сергей Швецов, следует, что как только
разговор приближается к чему- то конкретному Вам в обличение, сразу лукаво перепрыгиваете на другое, Пример - ссылка на параграф 157 о царском служении Иисуса Христа - - перепрыгивает с царского служения Иисуса Христа на тему образа земных царей как Царя царей, о чем разговор был в другом месте. В разговоре о манихейства как о материи как порождении зла, перепрыгивпете на манихейство, уравнивающем добро и зло, что есть другой аспект манихейства, приплетая сюда монофизитство. Я о том что 11 анафематизм не отменен, а выпущен- замолчан - Вы о царебожии. 11 анафематизм принят Синодом, Вы набросились лично на Екатерину, хотя строкой раньше аппелировали к власти епископов и т.д. попутно вываливая то, о чем и говорить не хочется... Вы явились себя во всей красе , Сергей Швецов!
83. р.Б. Алексий
82. Ответ на 80, р.Б. Алексий:
это уже побольше , чем трижды анафемаКоронованная, миропомазанная шалава во главе поместной церкви, это похлеще копыт на антиминсе, безусловно.
81. Ответ на 72, Сергей Швецов:
это уже побольше , чем трижды анафема 11 анафематизма непризнающим благодати царского миропомазания ... сродни объяснения чудотворения Иисуса Христа силою веельзевула...
80.
миссии с замыслом её погубления в конечном итоге. Вы этого хотите, Сергей Швецов? гонений на Церковь со стороны отделенного от Церкви и отданного силам зла государства?
79.
Насчёт "антицерковных" - это к ларионовым.
.
78. С. Югов
77. Какя-то билиберда в "уранополитистском" ключе.