Состоялось заседание Валдайского клуба. Тема форума: «Глобальная встряска – XXI: человек, ценности, государство». Выступление Президента России Владимира Путина, прозвучавшее на форуме, понравилось почти всем участникам. Это была программная стратегическая речь, при этом немало деталей было высвечено в дискуссиях после основного выступления Президента. Наверняка многие, кто слушали, смотрели, читали Слово первого российского лица, могут сказать, что Путин блистал. Блистал в своем содержательном монологе, блистал в ответах на вопросы присутствовавших на встрече.
«Президент Путин показал себя как сильный лидер с человеческим лицом», – поделился впечатлениями от встречи директор Центра государственного управления и общественной политики Карлтонского университета (Канада), профессор Петр Дуткевич, задававший вопрос президенту.
О плохом здоровье Президента не может быть и речи. Путин в отличной форме, всем бы нашим гражданам пожелать такого. После изучения выступления Путина на Валдайском клубе сложилось вполне определённое ощущение, что мы слушали речь мирового политика, претендующего на одну из ведущих ролей в общемировых координирующих структурах. Понимание глобальной ситуации в ракурсе ООН, размах мысли и изящная гибкость в лавировании между ожиданиями граждан России и международными интересами, уверенный взгляд глобального координатора – это, безусловно, может указывать на то, что Владимир Владимирович в ближайшем будущем мог бы как минимум возглавить Организацию Объединенных Наций. Президент Путин особо остановился на позитивной роли ООН в мире, уделил этому, пожалуй, наибольшую часть времени в своем выступлении. Он, в частности, отметил, что ООН – это «главный международный институт», который «остаётся для всех непреходящей ценностью». Он заявил: «Считаю, что именно ООН в нынешнем турбулентном мире является носителем того самого здорового консерватизма международных отношений, который так необходим для нормализации ситуации».
О здоровом консерватизме было сказано немало в речи президента. Глава государства подверг критике реформы большевиков, разрушавших консервативные ценности. Путин заметил, что сейчас на Западе пытаются внедрять то, что делали в СССР после революции. Вместе с тем, обращалось внимание, что далеко не всё было плохо в Советском Союзе. Путин продемонстрировал свое негативное отношение к капитализму и чётко дал понять, что участие государства в экономике лучше, чем надежда на законы свободного рынка. Социалистический акцент в выступлении Президента был заметен. При этом подчёркивалась необходимость консервативного взгляда на политику в меняющемся мире. «Умеренный консерватизм – самая разумная, во всяком случае, на мой взгляд, линия поведения», – заметил Президент. Правда, понимание консерватизма показалось несколько размытым. «Консервативный подход не бездумное охранительство, не боязнь перемен и не игра на удержание, тем более не замыкание в собственной скорлупе. Это прежде всего опора на проверенную временем традицию, сохранение и приумножение населения, реализм в оценке себя и других, точное выстраивание системы приоритетов, соотнесение необходимого и возможного, расчётливое формулирование цели, принципиальное неприятие экстремизма как способа действий».
Президент Путин ссылался на философа Николая Бердяева, примерно напомнив его слова: «Консерватизм – это не то, что мешает идти вверх и вперед, а то, что мешает идти назад и вниз, к хаосу». Среди тех, чьи социально-философские идеи интересны Президенту, был упомянут Иван Ильин. При этом более подробно Путин остановился на теории Льва Гумилева, не называя, правда, фамилии «последнего евразийца».
Нам нет смысла напоминать, что популяризируемые сегодня небольшой группой людей теории Гумилева противоречат христианскому взгляду на Россию и ее историческое призвание. Однако в рамках развивающегося геополитического проекта «Большая Евразия», с ведущим участием России и Китая, гумилёвские идеи последовательно вводятся в сознание масс, будущей «евразийской нации», устремлённой к построению единого мирового государства. Конечно, не просто объединить разные народы в какое-то общее международное, пусть даже не глобальное, но широкомасштабное «евразийское» государственное образование.
Ведущего встречи интересовал вопрос: «Как можно объединяться всем на одних традиционных ценностях, у всех традиции разные?»
Владимир Путин пояснил, что «есть и нечто такое, что объединяет всех людей. Мы же все люди, мы все хотим жить. Ценность жизни является абсолютной».
Очевидно, что не все согласятся с такой точкой зрения. На основе такого критерия, как «все хотят жить», можно объединить не только людей, но и всю природу. Причём, с точки зрения современных «зелёных», человек – вовсе не венец Божьего творения, а всего лишь частица природного мира, причем такая частица, которая наносит наибольший вред этому миру. Такой взгляд на человека полностью соответствует стандарту ООН. Надо заметить, что тема природы, климата была затронута в выступлении президента в первую очередь. «Климатические деформации и деградация окружающей среды столь очевидны, что даже самые беспечные обыватели неспособны от них отмахнуться. Можно продолжать вести научные споры о механизмах происходящих процессов, но невозможно отрицать, что эти процессы усугубляются и надо что-то делать. Природные катаклизмы – засухи, наводнения, ураганы, цунами – практически чуть ли не нормой стали, мы к этому начали привыкать. Достаточно вспомнить разрушительные, трагические наводнения в Европе минувшим летом, пожары в Сибири – примеров очень много. Не только в Сибири – у наших соседей в Турции какие пожары были, в Соединённых Штатах, вообще на Американском континенте».
Из указания на экологические проблемы, которые, по мнению главы нашего государства, стоят сегодня на первом месте, президент делает вывод: «Любое геополитическое, научно-техническое, идейное соперничество просто в таких условиях, иногда кажется, теряет смысл, если его победителям будет нечем дышать или нечем утолить жажду». То есть, по всей видимости, экологический императив должен заставить всех на планете перестать соперничать и начать заниматься вопросами природоохраны. Неужели для этого нужен вовсе не Господь Бог, а единый мировой координирующий орган, наподобие ООН, который будет определять стандарты жизни всех народов на земле?
Современные «зелёные», экологи, природоохранители видят главным условием продолжения человеческой жизни на земле не духовное состояние общества, не нравственные ценности, не отношение людей к Богу – Творцу и Создателю Вселенной и человека, а физическое состояние природного мира, сбережение природных ресурсов. «Зелёные» утверждают, что человек – часть природы, что он создан самой природой. Природа у «зелёных» порой занимает место Бога. Человек, по мнению «зелёных», уже нанёс непоправимый вред природе. Поэтому человека надо ограничивать, контролировать. Все общество надо ограничивать, и количественно, и качественно. Это взгляды «зелёных». И, судя по выступлению Путина, есть небезосновательные предположения, что наш президент как будто находится в плену подобных взглядов.
Не трудно заметить, что многое, о чём говорил Президент в своем выступлении и в том, что он делает в российской политике, немало соответствует мировой повестке и «целям устойчивого развития» ООН. Это и «ликвидация нищеты», как первая «цель устойчивого развития», и «ликвидация голода», и «хорошее образование и благополучие», «борьба с изменением климата»… Но зачем России и Путину это нужно?
Вообще-то, если внимательно и вдумчиво изучить «цели устойчивого развития» ООН, то можно заметить, что в них просто сквозит ненависть к человеку, прикрытая лукавой заботой о нем. Вот хотя бы цитата из представленного содержания одной из «целей»: «Мы должны попытаться понять и оценить, до каких пределов люди могут выжимать из природы все соки, прежде чем наше воздействие станет негативным. Эти пределы должны быть отражены в наших моделях потребления и производства. COVID-19 может стать катализатором социальных преобразований. Мы должны обеспечить более эффективное восстановление и перейти от моделей производства и потребления к более устойчивой практике… Если население планеты достигнет 9,6 миллиарда человек к 2050 году, потребуются ресурсы трех планет Земля, чтобы обеспечить всех необходимыми ресурсами». То есть, чтобы сохранить ресурсы, людям просто нельзя размножаться.
Создатели ООН и строители Нового мирового порядка не просто исключают Бога из своих теорий, они ведут войну с Ним. Войну, направленную на уничтожение человечества, сокращение численности населения Земли, установление контроля над рождаемостью, над семьей, над всей жизнью человека. Они против Бога, потому что сами хотят быть как боги. Бог даёт человеку «природные ресурсы», Бог даёт человеку жизнь. Люби Бога, благодари Его, прославляй Его, живи по заповедям Его. Провозгласи первой целью устойчивого развития «Любовь к Богу», а второй – «любовь к ближнему». И так ты можешь обрести спасение в Боге. Живи со Христом, во Христе, для Христа. Так ведь и жила Россия тысячу лет. Так стремилась жить. Зачем нам сегодня идти в русле, заданном ООН? Зачем постоянно делать поклон в сторону Китая и «китайского социализма», именно с этого начиналось выступление Путина. К чему такое равнение на устремлённый к материальному благополучию Китай, который совершенно далек от великого христианского опыта державного строительства, имеющегося у России?
Очевидно, что наша сегодняшняя власть не решится на то, чтобы твёрдо идти православным путем в государственной политике России, путём, которым шла наша страна много веков. Выбор уже сделан. Мы идём общемировым путем в соответствии с целями ООН, правда, с учетом евразийской специфики. Это еще раз подтверждает выступление Путина на форуме Валдайского клуба…
Романов Игорь Анатольевич, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»
1.
Противоречие. Как может человек нанести непоправимый вред Богу? Абсурд.