Если дорога начинается с первого шага, то статья начинается с заголовка. И заголовок, и сама тема статьи таковы, что сразу отметают едва ли не всех современных читателей. Тема претендует на то, чтобы объять необъятное. А это никак невозможно. Время свободного мышления давно закончилось. Увы, увы…
Есть масса гениальных трудов (Аристотель, Платон, Парменид, Зенон, Лейбниц, Ньютон, et cetera, et cetera), которые требуют, настоятельно требуют своего рассмотрения. Говоря по существу, всё, что требуется для раскрытия темы, – ДАВНО ЕСТЬ!
Мы располагаем сегодня всем тем, чего просто не могло быть у античных мудрецов. У нас есть Евангелие; у нас есть Библия; и, конечно, Шестоднев; есть теория относительности; теория двойственной Истины; квантовая теория.
Удивительно! Есть всё необходимое, чтобы вопрос «Что есть Время?» перестал быть вопросом. Но чего-то не хватает… Чего? Не хватает нашего общечеловеческого понимания Истины, что вопрос, в конечном итоге, может решить только сотворённый Создателем наш коллективный людской Интеллект. В этом и есть главная трудность как для автора, так и для читателя… Всё разбивает на самостоятельные фрагменты всепроникающий наш индивидуализм…
И, тем не менее, заголовок свёрстан, – и далее начинается текст, как он есть.
Давным-давно сделаны многочисленные попытки (и – загадка! – более не делаются) вовсе не открыть – что есть Время. А изложить именно свою, личную, индивидуальную версию понимания Времени. А это – разные вещи. В конечном итоге есть то, что есть.
Есть искренняя, «невольная» демонстрация впечатляющей мощи высочайшей степени развития чистого человеческого Интеллекта. Чистый Интеллект есть «инструмент» исканий Истины, главным образом античных мыслителей. Вслед за тем начинается период угасания Христианства, которое сегодня уже стало пост-христианством (?!).
В Мире, который стал «умнее» Бога, возможны только отдельные, спорадические вспышки, как отражённый свет мудрости ПРЕДВЕЧНОГО БОГА.
Но даже только этих «искр» оказалось достаточно, чтобы появились неомудрецы: Лейбниц, Ньютон, Эйнштейн, Планк… Античные мудрецы оказались далеко впереди (!) разнонаправленного Времени.
Проблема одна – гордость. Никому не по силам признаться: мне это не по силам.
Вот это и есть причина, по которой философия не смогла и не сможет стать НАУКОЙ. Была, есть и всегда будет только демонстрация множества мнений, никогда между собой не совпадающих. Принцип единоначалия нами отвергнут, как противоречащий демократии (?). Самое интересное заключается в том, что принцип многоначалия мнится, как нечто несуществующее…
То есть мы всегда живём в состоянии безсистемного Мира. И само мышление мудрецов античности не ведало ни Бога, ни абсолютной точки отсчёта Времени. Точку отсчёта дало христианство. Эта точка есть Рождество Христово; это точка отсчёта Новой Эры.
Бог Отец есть Бог Предвечный, то есть Бог Преждесущий. Явление миру ипостаси Бога – Сына, Иисуса Христа, во плоти и есть единственная земная дата начала познания вечного Времени, «переставшего быть непознаваемым и вечным».
Стало очевидным, что множество взаимоисключающих мнений неспособно составить единый кодифицированный монолит, который и есть соподчинённая «цельнокованная» Наука.
Это и хорошо, и плохо. Плохо – потому что была «узаконена» интеллектом атомизация, разделение науки на её всё более дробящиеся разделы. Хорошо – потому что энциклопедизм полностью себя исчерпал, так и не сумев стать «Библией от Науки».
Чего стоит только постыдный конфуз французского энциклопедиста Дидро, который после нарочито провокационного вопроса Лейбница: «x+y=z, следовательно, Бог существует, не правда ли?» – смешался и не знал, что ответить…
Каждый из нас унаследовал право быть полностью свободным и самостоятельным исследователем. Просто мы забыли о том, что мы всего только люди, а не «боги»…
Этой Истины просто не могли принять, просто не знали великие античные мудрецы.
Библейский Шестоднев знаем сегодня мы, ныне живущие люди. Только из дарованного нам Господом Шестоднева мы достоверно знаем, что Предвечный Бог есть и Творец Времени. И нам показано: размышляйте, думайте, изобретайте, всегда творите, ибо в этом и есть дарованная нам Творцом свобода. Главная заповедь веры: всегда помни о Боге. И всё приложится!
Чтобы понять троичность человека, нужно стать христианином.
О существовании души размышляют и античные философы. Но размышление вовсе не есть прямое знание. Понятия ДУХ-ДУША-ПЛОТЬ даёт только Евангелие.
Вспомним слова Христа: «Дух животворит, плоть же немощна». Христианство переполнено Свободой! Мы знаем, что есть феномен ЖИЗНЬ. Но что такое Жизнь – мы не знаем. Мы знаем, что есть феномен Смерть. Но что такое Смерть, – мы не знаем. Мы знаем, что есть феномен Дух. Но что такое Дух, – мы не знаем… Мы знаем, что есть Предвечный Бог. Но, кто есть Бог – мы не знаем. Мир поистине двоичный.
Одновременное существование и Знания, и Незнания, – и даёт нам человеческую Свободу.
Одну старушку спросили: «А что такое счастье?» И она ответила: «Счастье – это когда нет несчастья». Поразительный ответ…
Нам, ныне живущим людям, даровано огромное преимущество перед мудрецами античности. Теперь мы имеем «подсказки», что живём в двоичном Мире! Электрон движется? – Нет. Электрон неподвижен? – Нет. Свет, это частица? – Да. Свет, это волна? – Да!
Сегодня мы можем сформулировать абсурдный вопрос и абсурдный ответ.
Вопрос: что есть раннее Христианство? Ответ: древнее Христианство. Зафиксированная, прежде «небывшая» точка отсчёта, Рождество Христово; становление Нашей Эры, ясно показывает нам слитную разнонаправленность времени.
Мы в состоянии понять, что раннее христианство и молодая Церковь – это только-только возникшие новые феномены. И что тогда? В таком случае, современная, устоявшаяся Церковь, и есть ДРЕВНЯЯ.
Современное двухтысячелетнее христианство, оно и есть ДРЕВНЕЕ.
Так куда идёт направление безостановочного течения Времени? Ответ: одновременно, и навстречу друг другу. Время открывается нам, как Двоичный феномен Двоичного Бытия.
Перенесёмся мысленно в молодой «древний» Египет. В Египет, привычно нами понимаемый, например, как Египет древнего Царства. В молодой, недавно возникший Египет фараонов; Египет воздвижения сфинксов и пирамид; в Египет рабства… Обратим внимание на нумерацию временных дат. Вся нумерация – от начала Нашей Эры, то есть от Рождества Христова, понимается нами идущей в обратном порядке. Скажем, Египет XX века до Р.Х. моложе Египта I-го века. Древний Египет – это современный Египет, отстоящий на многие тысяча лет от когда-то возникшего молодого Египта.
Но тогда вопрос: а где мы живём: в России молодой, в России Петровской или в России Древней, только-только сбросившей иго коммунизма? Удивительно, но – факт. При этом вопросе точка отсчёта (Р.Х.) только помнится существующей, но в осмыслении, в понимании самого поставленного вопроса парадоксальным образом выпадает из нашей памяти.
Какую Русь в 980 году крестил в Киеве князь Владимир? Конечно же молодую, ещё не знающую Христианской Веры, ещё только 980-ти летнюю! Но эта молодая Русь, XX века, понимается нами сегодня, как древняя Российская Федерация. Должна пониматься! Но не понимается…
Привычное Знание не справляется, пасует перед этой открывающейся двоякой реальностью Бытия. Время может идти вспять; может идти навстречу себе самому; и туда, и сюда.
19-ти летний Александр Невский, разгромивший псов-рыцарей, кто он? Время вновь открывает нам свою протяжённость, направленную одновременно вперёд-назад. Русь, молодая-древняя; Александр, – молодой, полный сил и энергии воин; Александр – наш славный пращур. Человеческий Разум вновь и вновь оказывается несостоятельным, как и перед «чудесами» теории относительности. Время – может протекать то быстрее, то медленнее; может быть направлено одновременно – вперёд и назад.
Так что есть Время?
Время есть двуединая сущность в себе и сущность вовне. Это особый парадокс в парадоксе. Парадокс в себе, и парадокс вовне.
Предположим, реально существуют три брата: Пётр, Павел и Андрей. Петру – 30 лет; Павлу – 15; Андрей – новорожденный младенец.
Рассмотрим очевидную хронологию, используя термины «раньше–позже». И нам откроются удивительные вещи! Пётр родился на 15 лет раньше, чем 15-летний Павел. При этом Пётр, оказывается, родился на 30 лет раньше только-только родившегося младенца Андрея.
На наших глазах, встречаются два разнонаправленных пучка Времени. Из прошлого в будущее – из будущего в прошлое. Миг между прошлым и будущим длится вечно!
Всё нами видимое, являясь по факту одним и тем же, как оказывается, воспринимается нами по-разному. И вслед за тем по-разному нами понимается.
Совсем недавно, гипотеза о 4-ом состоянии вещества была откровенным фантастическим бредом. А что же сегодня? С непонимаемой и существующей плазмой начали проводиться эксперименты. Что нас убеждает в истинности Теории относительности? Ведь в абсолютном людском большинстве никто и никогда её даже не читал? Поразительно! Практически никто из современных людей даже не знает, что Нобелевскую премию Эйнштейн получил вовсе не за создание Теории относительности! А за какую-то другую, почти неизвестную, малозначительную работу…
Так кто есть Эйнштейн? Шизофреник, безумец или гений? Нас убеждает только идущий впереди Эйнштейна его непоколебимый авторитет.
Если мы живём в парадоксальном двойственном Мире, в Мире двойственной Истины, что нас убеждает, что 80-летний старик, есть именно он?
Как оказывается, в этом нас убеждает именно то, что старик выглядит стариком. Какие могут быть сомнения? Точно также то, что младенец выглядит как младенец. Таковым он и воспринимается. Но Знание не тождественно Восприятию. Двойственность существует – двойственность сокрыта. Как существует – и сокрыто от нас Откровение.
Что ж, что заслужили – то и имеем. В чём смысл Искусственного Интеллекта. В том, чтобы мы не отвлекались на развитие живого человеческого Интеллекта.
Глобальной-индивидуальной мерой отвлечения «цивилизованного» человека стали сотни миллионов смартфонов. О таком «чуде» даже не помышлял Рэй Брэдбери в своём бессмертном романе «451º по Фаренгейту».
Человеку отовсюду грозит отупение и безверие… Есть и великая благая цель: отдать всё своё пришлым мигрантам, а самим колонизировать Марс, и туда же переселиться.
Словом: «Есть многое Горацио на свете, что недоступно здешним мудрецам…».
Владимир Александрович Сурин, независимый аналитик, Москва
1. 1