Тема культуры уступает лишь теме войны на Донбассе.
Николай Бурляев
Вот и новая встреча с Донбассом 7 сентября 2021 года. Как изменилась граница между ДНР и Ростовской областью! Погранпереходы мощнейшие, как на границе Калининградской области с Литвой и Польшей. Огромные ангары, таможенные досмотры, пренебрежительные пограничники и таможенники. Не раз я слышала в Донецке жалобы на пограничников России, на их грубость, если ни сказать хамовитость, что неприятно задело и меня.
Но вот попадаешь на территорию ДНР. Какие симпатичные и человечные лица на границе здесь. Работают четко, и быстро, и доброжелательно. Здесь человек другой породы, семь лет живущий в условиях войны.
8 сентября едем к Саур-могиле из Донецка на машине, которую вел легендарный спортсмен, поднимающий гирю одним мизинцем, у которого медалей по весу столько, что даже его тренированное тело не может их носить вместе. Это президент Федерации гиревого спорта Донецкой Народной Республики Дяговец Александр Павлович, заслуженный мастер спорта; судья Международной категории; обладатель рекорда Книги Гиннеса; десятикратный рекордсмен мира, чемпион мира и Европы, России, Белоруссии, Греции, Германии, депутат народного совета ДНР, внимательный, легкий в общении, с чувством юмора.
По дороге к Саур-могиле столько охраны в камуфляже, на некоторых постах танки, что я интересуюсь, помогают ли сегодня в охране луганчане или все из ДНР. Александр Павлович улыбается: «Своих хватает». Мы с ним, а также с писателями: Сергеем Бережным и Юрием Хоба, - всматриваемся в тянущийся во все стороны далекий степной горизонт.
Вспоминается А.П. Чехов, его рассказ «Счастье»: — Экая ширь, господи помилуй! Пойди-ка, найди счастье! Тут, — продолжал он, понизив голос и делая лицо серьезным, — тут наверняка зарыты два клада. Господа про них не знают, а старым мужикам, особливо солдатам, до точности про них известно. Тут, где-то на этом кряже (объездчик указал в сторону нагайкой), когда-то во время оно разбойники напали на караван с золотом; золото это везли из Петербурга Петру-императору, который тогда в Воронеже флот строил. Разбойники побили возчиков, а золото закопали, да потом и не нашли. Другой же клад наши донские казаки зарыли. В двенадцатом году они у француза всякого добра, серебра и золота награбили видимо-невидимо. Когда ворочались к себе домой, то прослышали дорогой, что начальство хочет у них отобрать всё золото и серебро. Чем начальству так зря отдавать добро, они, молодцы, взяли и зарыли его, чтоб хоть детям досталось, а где зарыли — неизвестно».
Мое счастье было другим, наподобие того, как описывал Иван Бунин, когда брел по степи пешком в Святые горы: «Ветер стал ласковый, мягкий. Солнце согревало меня, и я закрывал глаза, чувствуя себя бесконечно счастливым. В южных степях каждый курган кажется молчаливым памятником какой-нибудь поэтической были. А побывать на Донце, воспетом «Словом», - это была моя давнишняя мечта. Донец видел Игоря, - может быть, видел Игоря и Святогорский монастырь».
Найденным кладом было для меня встреча и общение с моими собеседниками. Расспрашиваю Сергея Бережного об Игоре Стрелкове, как Сергей Александрович нашел Юрия Хоба и как издал его книгу «И вновь пылит чумацкий шлях». Оказалось, в интернете, как и я, и мы встретились сегодня вживую впервые.
Машин, мотоциклов и автобусов на дороге становится все больше. Мы приближаемся к Саур-могиле, встреча с которой в моем сознании подготовлена очерком (вернее, он назвал его песнью) «Саур-могила» Николая Федоровича Иванова:
«Донбасс порожняк не гонит! Если работать – то нет никого впереди Стаханова. Песни петь – неподражаемы Соловьяненко, Богатиков, Кобзон. Снимать кино – на форсаже Леонид Быков со своей поющей эскадрильей. Встать жертвенно против врага, никого не выдать и быть сброшенными в шурф шахты – всей Молодой гвардией.
А уж если иметь в своих степях высоту – то Саур-Могилу под триста метров над уровнем ближайшего Азовского моря. Захочешь, а не придумаешь более выгодного места для корректировщиков огня. Поищешь, а не найдёшь более погибельного места для пехоты, хотя в данном случае «могила» переводится всего лишь как «курган».
Мы наблюдаем огромный ряд автомобилей, проходим вдоль такого же ряда автобусов, а людей с каждой минутой становится все больше. У подножия Саур могилы построена огромная современная сцена, с экранами с двух сторон, с мощными микрофонами. Поставлены стулья для тех, кого сегодня наградят государственными наградами.
Еще дома я прочла в СМИ, что мотоциклисты «Ночные волки» совместно с ополченцами Донбасса подготовили акцию «Русский лес».
Саженцы дуба, олицетворяющие доблесть и героизм русского воинства, привезли со всех уголков России. Всероссийская акция «Русский лес» стартовала в Севастополе в 2019 году. С тех пор мотоциклисты во главе с лидером мотоклуба Хирургом (Александр Залдастанов) сажают деревья русского леса по всей стране.
Ямы под саженцы были выкопаны кем-то заранее, оставалось только набрать воды из машины с цистерной и полить. За водой сходили Сергей Бережной и Юрий Хоба, который активно еще и фотографировал прибывшее правительство ДНР во главе с Денисом Пушилиным.
Мы с Александром Дяговцем стали высматривать приготовленные для посадки молоденькие дубки и, не сговариваясь, остановились на маленьком, пышном и приземистом. Пусть станет частью «Русского леса», высаженного у подножия Саур-могилы. Растите, деревья, расти, русский лес! Сфотографировались вчетвером на фоне знамени ополченцев, а потом, проходя в сторону сцены, увидели несметное число мотоциклов.
Мы остановились у свежего перезахоронения погибших защитников Донбасса, молча почтили память. «На могиле гвардии старшины наконец напишут его имя: «Гришин Олег Григорьевич. «Медведь». 03.02.1966 – 28.07.2014». Отстоявших Саур-Могилу и оставшихся на ней под крестами и могильными холмиками окажется семеро. Семеро смелых. «Грек» – Хиргий Руслан Геннадиевич. «Урал» – Блажко Иван Васильевич. «Таксист» – Картуз Сергей Николаевич… А вот «Реве», «Бумеру» и «Сёме» повезло, выжили. Нельзя, чтобы погибали все. Никак нельзя: Донбассу ещё сражаться и сражаться» (Николай Иванов).
Это был грандиозный день — День освобождения Донецка от немецко-фашистских захватчиков в 1943 году. Собралось около 6000 человек: правительство ДНР, ветераны, общественники, военнослужащие из РФ, ДНР и ЛНР, Защитники России и Донбасса - духовные и реальные, кто проливал свою кровь за независимость республик.
Собрался съезд ветеранов «Защитники России», объединивший участников боевых действий: войны в Афганистане, чеченских войн, грузино-абхазской войны, конфликтов в Приднестровье, Южной Осетии и Донбассе.
Курган Саур-Могила, за который советские войска вели ожесточенные бои, стал и символом Славы героических защитников Новороссии в 2014-2015 годах.
В 1967 году здесь был открыт мемориальный комплекс, который включил обелиск, высотой 36 метров и скульптуру советского солдата у его подножия. Позднее здесь был зажжен Вечный огонь памяти воинов, погибших при штурме стратегической высоты в годы ВОВ. Но в результате боевых действий в августе 2014-го мемориал получил сильнейшие повреждения.
И снова вспоминается песнь Николая Иванова: «Пехоту изрешетили, но едва убийцы перешагнули взятый редут, из знойного июльского марева перед ними словно из земли вырос пилон с танкистами. Богатыри, красавцы в шлемах и комбинезонах! Несокрушимая силища, не выведи их скульптор из боевых машин, не выстрой в шеренгу прямо под пулемётную очередь. Воистину: ну что стоило спрятать гвардию за бронёй, глядишь, остались бы живы. А так… так маленькие, словно лилипутики в сравнении с горой и памятниками камуфляжные человечки с полуфашистскими эмблемами на украинских шевронах посчитали за честь и ухарство вновь вскинуть автоматы. И очередями, очередями по своим дедам – грузинам, русским, белорусам, по таким же, как они сами, украинцам: танковые экипажи всегда считались интернациональными».
Члены Союза писателей России и Союза писателей ДНР и ЛНР также прибыли на праздник, на котором вручали государственные награды участникам боев в 2014 году, в том числе родственникам павших в кровопролитных сражениях. Вечная Слава им!
Но приехали не только награжденные. Большинство людей прибыли, чтобы почтить память и возложить цветы к монументу. Потрясло единодушие, чувство братства, тепло и нежность друг к другу собравшихся людей. Я смотрела на широкую лестницу на Саур-могилу, заполненную нескончаемым потоком людей, и к горлу подкатывал комок чувств -причастности к тому, чему не находится слов и пониманию того, что «нефть подступает к горлу», как говорил поэт из Донбасса Алексей Парщиков, что как опять же написал Николай Федорович, что Донбассу еще сражаться и сражаться.
Вот и познакомились у Саур-могилы с полковником Ольгой Корса, она легенда командиров Донбасса. Воюет с 2014 года. Установки «Град» дивизиона «Корса» уничтожали колонны противника, накрывали его опорные пункты, отгоняя украинских оккупантов от Горловки, Донецка и Макеевки. Реактивный дивизион Корсы — самая мощная ударная сила корпуса ВС ДНР. Подразделение принимало активное участие в Иловайской операции, в Дебальцевско-Углегорской операции. Сейчас это уже давно не ополчение. Это настоящее воинское подразделение.
Ольга — потомственный военный. В 18 лет надела погоны и больше их не снимала. Вся жизнь подчинена четкому регламенту служебного устава. Кто же знает, не понимает, что у войны «не женское лицо», но без них невозможно. Как только на Донбассе вспыхнули первые искры противостояния, она осознала, что ее место в строю. В ополчение вступила в апреле 2014. С тех пор она на передовой.
В зарождающейся армии тогда ощущалась острая нехватка опытных офицеров, военспецов ее уровня можно было пересчитать по пальцам. По первой специальности Ольга — разработчик программного обеспечения для систем наведения баллистических ракет.
В Славянске она устраивала рейды в тыл врага и уводила оттуда технику, ставшую впоследствии костяком для создания реактивного дивизиона ВС ДНР.
После ухода из Славянска подразделение Корсы передислоцировалось в Горловку. Город находился почти в полном окружении украинской армии и постоянно обстреливался. Командование ВСУ несколько раз в ультимативной форме предлагало ополченцам покинуть город, угрожая сравнять его с землей. Требовалась активная работа артиллерии по подавлению огневых точек противника Тогда за дело бралась Корса. Действовали слаженно и четко, получали координаты, выезжали, отрабатывали цель и возвращались. Приходилось решать невыполнимые, казалось бы, задания. Спаси Вас, Господи, дорогая Ольга!
Хочу познакомить читателей с жителем Донецка - Виктором Михалевым. Это донецкий кузнец, которого однажды посетила идея - гильзу от снаряда, прилетевшего с Украины, перековать в розу. С 2014 года донецкий мастер говорит: «Они нам — снаряды, а мы — искусство. Снаряды — это страшно, это гибель, душа кричит». И он создает образ мечты о мире: гильза прорастает кованой розой.
Виктор Петрович переосмыслил войну в жизнеутверждающей и созидательной манере, создавая свои изящные и антимилитаристские работы. На пробитых касках, на гильзах зацвели нежные кованые розы. А неразорвавшийся снаряд от вражеского «Града» мастер превратил в корону Российской Империи. Кузнец создал памятник защитникам Саур-Могилы, взяв за его основу снаряд от реактивной системы залпового огня «Ураган», перековав то, что несет смерть, в красоту жизни.
Возвращаюсь в Донецк, успела принять участие в Круглом столе, продолжении Купринских чтений. Встретилась с писателем Валерием Герланцем, подарившем книгу-миниатюру «БезУМНЫЕ МЫСЛИшки», в которой собраны афористически оформленные мысли, юмористические и сказочные миниатюры, собранные автором за четыре десятка лет. Они публиковались в «Литературной газете», в «Аргументах и фактах», в изданиях Донецка.
Луганчане вручили сборник «История Луганщины в лицах: выдающиеся деятели родного края», известные не только в России, но и в мире: Владимир Даль, Алексей Стаханов, Всеволод Гаршин, Михаил Матусовский, Любовь Шевцова и других. А также пронзил меня сборник детских рассказов о незакончившейся войне, начиная с блокады 2014 года. Авторы – Татьяна Анпилогова и Нина Вострякова.
И вот совсем небольшая на этот раз прогулка по городу, к театру оперы и балета. В 2003 году в Театральном сквере была установлена скифская композиция, состоящая из трёх бронзовых скульптурных фигур: пекторали, воина и шлемовидного головного убора. Все три фигуры — копии произведений скифского искусства. Скульпторы: Юрий Иванович Балдин и Владимир Григорьевич Киселев. Столько читала о золотой пекторали скифского царя, и вот ее увеличенная бронзовая копия необычайной красоты. А подлинник хранится, а точнее хранился в музее исторических ценностей в Киеве. При Порошенко музей закрыли, просто закрыли, и никто не знает о судьбе скифского золота, видели отдельные вещицы на жене Порошенко, щеголяла в них и София Ротару, «прославившаяся» помощью ВСУ из денег, полученных на гастролях в России.
Надо было обязательно перед дорогой домой зайти в Спасо-Преображенский собор в центре Донецка, отстроенный вместо взорванного в 1936 году, где первая Пасхальная служба прошла в 2007 году. Острый запах белоснежных лилий накрыл меня при входе в храм. Редкие посетители. Службы не было, звучал в записи нежный церковный хор. Я остановилась у иконы святителя Николая Чудотворца и просила о мире на земле, о прекращении войны на Донбассе, прекращении в России жестоких, саморазрушительных действий, будь то выборная фальсификация, или игры в монархию, или пытки заключенных, всего того, что является свидетельством моральной деградации верхушки, молилась о том, чтобы человечество помнило о несломленном духом народе Донбасса как вершине нравственного подвига.
Фото: предоставлены автором