Как уже сообщалось, в Брянске в рамках Круглого Стола, организованного «Балканским Клубом», освещали вопросы взаимоотношения православных славянских народов. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей текст беседы помощника главного редактора «Русской народной линии» Павла Тихомирова с одним из постоянных экспертов «Балканского Клуба», профессором Зораном Милошевичем.
Павел Тихомиров: Господин профессор, Вы - частый гость нашей страны, знаете и столичные Москву с Петербургом, и областные центры, и даже провинцию. Скажите, пожалуйста - как, на ваш взгляд, меняется облик России и настрой людей, с которыми вы регулярно встречаетесь?
Зоран Милошевич: Для нас, людей с Балкан, Москва, кроме того, что прекрасна, представляется ещё и «безобразно богатой». Создаёт впечатление, что денег много. Питер – город-история. Хорошо, что сохранено ядро, потому что оно свидетельствует не только о том времени (аристократическом), но и о многом другом, что действует на человека отрезвляюще.
Что касается провинциальных городов, они медленно меняются. Мне кажется, что только с недавнего времени и здесь наблюдается заметный сдвиг в лучшую сторону.
Что касается коллег, которых я встречаю в Москве, то складывается впечатление, что они проявляют незаинтересованность в Балканах и Украине. Как будто эти темы далеки и даже чужды им.
Напротив, коллеги из небольших городов лучше понимают не только проблемы Украины, но и проблемы Балкан.
Впрочем, и одни, и другие во время встреч сердечны, стараются показать как можно больше памятников и достопримечательностей.
То, что меня неприятно удивило – так это проникновение оккультизма в театр. Даже в рекламных проспектах авиакомпании анонсируются невообразимые для вроде бы христианской страны театральные постановки.
Павел Тихомиров: Вы были одним из первых, кто во всеуслышание заявлял об опасности возрождения Турции - как Неоосманской империи. И теперь именно турки являются очагом, генерирующим специфическую культуру, которая стала альтернативой как безбожному «Евросодому», так и фанатичному «Арабоисламу». Как Вы полагаете: насколько реально то, что на обломках шатающегося Евросоюза сможет возродиться нечто типа обновлённой Австро-Венгрии? Я имею в виду государственный союз, который стал бы очагом генерирования культуры, альтернативной лжеценностям «Евросодома». Ведь на наших глазах происходит формирование некоего объединения Междуморья, новой Речи Посполитой, которая, кстати говоря, уже начинает преподноситься в качестве альтернативы как «Евросодому», так и «азиатчине и неототалитаризму». Под последним подразумевается, как вы уже догадались, РФ.
Зоран Милошевич: Что касается турецкой политики, которая отчетливо присутствует на Балканах, я проанализировал это в книге «Турция и неоосманизм», а также в сборнике переведённых статей «Турция и пантюркизм - что нужно знать о современной внешней политике Турции» (пантюркизм является одним из идеологических элементов неоосманизма).
Для понимания логики политики Турции важно знать, что за ней стоит Великобритания, и её влияние очень часто проявляется в политике, проводимой этой страной. Вот почему эта политика по отношению к России противоречива: то приязненная, то – неприятельская.
Неоосманизм (через пантюркизм) является большой опасностью как для Сербии и Болгарии, так и для России. Тюркские народы на некий начин делят Россию на две части, и если образуется турецкий коридор, то это очень опасно. Поэтому вы должны быть осторожны.
Турция не только укрепилась экономически и военно, но кто-то также грамотно сформировал интересный спектр «мягкой силы». Этой «мягкой силой» ей удалось даже воздействовать на сербов, казалось бы, относящимся к туркам традиционно настороженно.
Понятно, что некоторые круги в Европе ищут альтернативу «Евросодому» и что одной из идей является обновление Австро-Венгрии. Мы чувствуем это в Воеводине, которая была в составе этой империи. В этой сербской провинции активно восстанавливается позитивное преподнесение Австро-Венгрии. В качестве рупора используются некоторые (небольшие) политические партии, средства массовой информации, а то и просто - популярные личности и т.д.
И вот потому, что речь идёт об отторжении части нашей территории, мы с опаской воспринимаем «среднеевропейскую альтернативу».
Интересно, что все геополитические альтернативы Евросоюзу – так или иначе – оказываются заинтересованы в том, чтобы сократить территорию Сербии в пользу кого-то третьего.
Для нас, например, по-прежнему лучшим решением является Балканский Союз, но если кто-то упомянет об этом, то сразу же обрушивается медиа-лавина, и ни о каком развитии идеи уже и речи не идёт! Даже не заикайтесь, дескать, на эту тему!
Тема Балканского союза «торпедируется» информационными кампаниями, напоминающими о болгарских преступлениях – как имевших место в войнах ХХ века (2-й Балканской и обеих Мировых), так и преступлениях вымышленных. При этом «забывается тот факт, что во главе Болгарии в этих войнах была немецкая династия, которая проводила западную политику разделения и удаления болгар от сербов.
В Болгарии всегда было сильное желание объединиться с Сербией.
Напомним, эту политику проводил болгарский премьер Александр Стоименов Стамболийский. Его, так скажем, сербофильское движение было буквально уничтожено за две ночи и два дня, когда он был убит (после мучительных пыток, которыми его подвергли болгарские националисты). Затем его обезглавили, и его голова была отправлена в Софию в коробке для торта. В то же время было убито около 20 000 человек. Части болгар-сербофилов удалось сбежать в Сербию. Таким образом, на целое столетие Идея Балканской Федерации была умерщвлена.
Вскоре после резни болгарских сербофилов и их лидера Стамболийского в Марселе практически теми же руками был убит король Югославии Александр Караджорджевич (убийство совершили болгарские националисты и хорватские усташи). Таким образом, была похоронена идея Балканского союза, то есть единства Болгарии и Сербии.
Поскольку рано или поздно придёт время переформатирования Европы, т.е. ЕвроСоюз – в том виде, в котором он существует на сегодняшний день – канет в Лету, то необходимо развивать Славянскую альтернативу. Которую я вижу в Балканском Православном Союзе.
Павел Тихомиров: Есть ли шанс у России стать очагом генерирования такого культурного уклада, который был бы привлекателен для умеренно консервативного европейца? Что должны делать агенты «мягкой силы», для того, чтобы авторитет России не угасал?
Зоран Милошевич: Конечно, у России есть шанс, однако Россия мало работает над этим. Западные СМИ так генерируют ненависть к русским (и сербам), что нейтрализация этой деятельности требует титанической и хорошо продуманной работы. Сейчас всё делается усилиями «народной дипломатии». Но этого, конечно же, недостаточно.
Потому что с противоположной стороны стоят огромные ресурсы и хорошо организованные мозговые тресты, которые быстро реагируют, и если что-то и попадает в глаза или уши западных людей, то попадает уже изрядно очернённым.
Россия является культурной силой, но ещё где эта культура?
Нет программы продвижения ценностей, составляющих суть Русской культуры.
Павел Тихомиров: Да, наши стратеги оперируют категориями геоэкономики...
Зоран Милошевич: Газопроводы, нефтепроводы и армия, конечно, могут сделать противника сговорчивее, но всё это – временные меры.
Конечно, никто не спорит с тем, что энергетика – это кровь цивилизации, но смысл цивилизации даёт идея, облечённая в формы произведений культуры.
Пока что Россия не занимается продвижением своей культуры даже в Сербии, где всё открыто для неё, и люди не могут дождаться её появления.
Павел Тихомиров: В заключение – вопрос на злобу дня. Обострение на севере Косова.
Зоран Милошевич: Отторжение Косова и Метохии НАТО в 1999 году было самым грубым видом унижения Сербии и сербского народа. Конечно, до этого это было сделано в сегодняшней Хорватии, когда было изгнано 250 000 сербов. За что, кстати, вот поистине чудеса обращения с законами логики, - была обвинена Сербия!
Нечто подобное происходит сегодня и на Космете.
Ситуация в Боснии показала, что существование сербов и Республики Сербской мешает этому квази-государству войти в НАТО и получить сапоги для того, чтобы маршировать в строю, шагающем в сторону России. Вот почему Запад хочет «освободить» Космет от сербов. Конечно, исполнителями работы являются мусульмане, на этот раз албанцы. (Они всегда находят экстремистов - националистов и тому подобное, чтобы использовать для нападения на сербов).
Смотрите, что получается. Матрица выглядит следующим образом: экстремисты нападают на мирных сербов; и если государство (или кто-либо другой) защищает их, то эти атаки не имеют результата.
Однако, если нет защиты, сербы ведут себя по следующей схеме: часть остается на данной территории и ассимилируется в агрессивное меньшинство. Часть уходит в Сербию, а часть остаётся и молчит. Эта часть обычно ассимилируется, но чуть позже. (Поскольку сербского государства не существовало на протяжении нескольких веков, то множество сербов были ассимилированы окружающими народами. Или превратились в носителей вновь сфабрикованных идентичностей).
Однако обстоятельства и соотношение сил изменились.
Если в 1999-м году Россия стояла на коленях, то сейчас нет.
Если Запад в 1999-м был на пике власти, то теперь нет.
В-третьих, Сербия с помощью России восстановила армию, и мне кажется, что есть готовность Вооруженных сил защитить сербов на Космете.
1.
Понятно, что с нынешней Болгарией "как государством" союз нереален пока - она в ЕС и НАТО (вообще Сербия в кольце стран НАТО). Но, чтобы были шансы на изменение ситуации, надо, чтобы болгарский народ был за союз с Сербией. А как он настроен, как вообще сербы и болгары "на бытовом уровне" друг к другу относятся? Насколько тесны чисто человеческие, деловые, родственные связи между болгарами и сербами? Сербы часто приезжают в Болгарию, и наоборот?
Честно говоря, я, например, не особо-то в курсе, и как болгары сейчас относятся к русским и перспективам союза с Россией. Думаю, не я один такой дремучий.
Также интересно, а со стороны сербов, особенно - молодого поколения, есть интерес к России, русскому языку, культуре, есть желание приехать в Россию, поездить по России?
Мы, конечно, свою культуру слабо продвигаем. Это верно. Больше упор на "геоэкономику". Но Россия - она, сама по себе, довольно "раскрученный бренд", хорошо известный. А вот Сербия - нет. И у нас мало что о ней знают. Если о культуре говорить, то, наверно, только про Кустурицу большинство народа слышало, а больше ни о ком. Со стороны Сербии какое-то движение тоже было бы важно. Расскажите, например, какие у вас писатели есть хорошие. Или ещё кто. Может, даже рок-группы.
Да, значение "геоэкономики" в широком смысле слова я бы тоже не преуменьшал. Чем больше контактов - пусть они будут по геоэкономической, деловой, линии, между сербами и русскими, тем мы в итоге будем лучше знать друг друга. Культуру в том числе. Чем больше реальных общих дел, тем лучше. Если, условно говоря, мы будем вместе строить газопровод или проводить совместные военные учения, если русские будут работать в Сербии, а сербы - в России, от этого больше будет толку, чем, условно говоря, от "культуры" в шаблонном понимании - на уровне приезда фольклорных ансамблей с выступлениями. Хотя и это неплохо.
Да, я видел сербов, слушал сербские песни (Тамо далеко помню) и пробовал сербскую кухню года три назад на фестивале "Традиция" в Захарове, который проводит Захар Прилепин.
Ещё друг у него есть серб, который в Донбассе воевал. Деян Берич. Пишут, что в Сербии ему грозит тюрьма: "The national intelligence agency of Serbia included Berić on the list of war mercenaries and considers him a threat to Serbia's national security,[9] and in accordance with the Serbian laws, Berić could receive a multi-year prison sentence if he returns or if he is arrested and extradited to Serbia". Так что нашёл он теперь убежище в России.
Но Прилепин как бы левак. Вам, наверно, он не очень по душе, и его дружки тоже.)))
Да, есть ли сейчас, например, какая-то русская община/диаспора в Сербии, а сербская - в России?