Вчера министр иностранных дел России Сергей Викторович Лавров выступил в ходе совместной пресс-конференции с министром внешнеэкономических связей и иностранных дел Венгрии П.Сиярто, сообщает пресс-служба внешнеполитического ведомства.
В частности, глава МИД РФ ответил на вопрос о посреднической роли России в Афганистане.
«Много лет занимаемся содействием афганским сторонам, политикам, этноконфессиональным группам, - ответил министр. - В Российской Федерации был созван Московский формат с участием всех пяти стран Центральной Азии, Китая, Пакистана, Индии, Ирана, США, России, с участием бывшего правительства и движения "Талибан" (движение запрещено в России. – РНЛ). В контексте продвижения такого всеохватывающего формата был создан более узкий – "тройка" (Россия, Китай и США). Затем сложилась "расширенная тройка" – присоединился Пакистан. "Тройка плюс" до последнего времени работала в Дохе, участвовала в поощрении сторон к достижению договоренностей».
«Кто бы как ни относился к произошедшему в Афганистане "на земле", – это реальность, - констатировал глава МИД РФ. - С ней придется считаться. Были контакты с главами внешнеполитических ведомств США, КНР, Пакистана. У всех есть заинтересованность в продолжении работы. Называйте это посредничеством или взаимодействием с целью создать благоприятные условия, чтобы афганцы сами между собой договорились, – от этого ничего не меняется. Остаемся приверженными задаче установления мира и стабильности на территории Афганистана, чтобы оттуда больше не исходили угрозы для всего региона (терроризм, незаконный наркотрафик). Надеюсь, все те, кто сейчас наблюдает за событиями в Афганистане, будут руководствоваться именно этим, а не политизированными, идеологизированными фобиями».
«Высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Боррель сразу после ухода США из Афганистана, заявил, что нельзя допустить, чтобы Афганистан "достался" России и Китаю. Если глава внешней политики ЕС думает такими категориями, то мне жаль страны-члены ЕС, которые вынуждены слышать и поддерживать эту философию, - жёстко заявил Сергей Лавров. - Не о том беспокоится Ж.Боррель. Надо заботиться о том, чтобы афганцы как можно скорее "успокоили" свою страну. Менталитет "нельзя отдавать Афганистан России и Китаю" – это из серии рассуждений "или-или": пускай страны выбирают либо они с Западом, либо с Россией и Китаем. Печально, если именно такие люди вырабатывают внешнеполитическую линию Европейского союза».
Далее последовали вопросы министру о том, «не хочет ли Совет Безопасности ООН разработать какую-то общую точку зрения в отношении Афганистана? Если да, то присоединится ли к этому Россия? Есть ли какие-то условия, связанные с этим? Если есть, что они собой представляют?»
«Это уже давно происходит, - ответил министр иностранных дел России. - Есть резолюции Совета Безопасности ООН, решения специального комитета, созданного для наблюдения за выполнением этих резолюций. Не понял, в чем заключается вопрос. Если нас опять подозревают в том, что будем блокировать работу СБ ООН, это не так.
Президент Франции Э.Макрон в разговоре с Президентом России В.В.Путиным 19 августа с.г. предложил собраться в составе пяти постоянных членов СБ ООН, провести обмен мнениями по Афганистану. Готовы. В Нью-Йорке предлагают созвать заседание СБ ООН в полном составе (с непостоянными членами). Тоже готовы».
«Главное, чтобы разговоры в такого рода форматах были посвящены не попытке пропагандировать то или иное действие, а нацелены на осознание реальности "на земле", не были оторванными от этой реальности. Дискуссии должны быть нацелены на выработку подходов, которые помогут достичь договоренностей между талибами и остальными политическими силами в развитие уже начавшихся контактов», - заключил Сергей Лавров.