Кто-то мне, вполне допускаю, может возразить, опираясь на собственное, и совсем не философское отношение к нынешнему миру – мол, не нужно так жёстко и однополярно относиться к действительности: обманом века нужно считать боевые действия без объявления войны, заманивание известных исторических личностей во вражеские сети, отказ от ранее данных обещаний, который повлёк за собой трагические последствия… Нужно полагать, что эти три варианта и десятки, которые можно поставить в один ряд, — трагичны не только для конкретной человеческой судьбы, – они в целом губительны для общества.
Мало кто знал в начале девяностых, а, точнее, редко, кто был допущен из самых приближённых к «великому комбинатору» Сергею Мавроди, имел редкое счастье услышать его главное откровение: «Лохи – не мамонты. Они не вымирают!». За этим, бесспорно, цинизмом, просматривалась оценка ситуации и возможность приложения к ней своих умственных способностей, которые, очевидно, до нынешнего времени были просто невостребованными в той мере, на которое они претендовали. Наверное, мысль высказал витиевато, а ведь всё предельно просто: сложилась ситуация сорвать «бабки» - воспользуйся! Да почему, собственно, об этом разговор! Каюсь, его нужно было проводить как можно раньше, но эффективность таких пропагандистских припарок, если откровенно, - нулевая. И это доказал, как я считаю, выдающийся комбинатор и математик Сергей Мавроди. Конечно, о его «учении» можно говорить всегда и в любое время года, особенно тем, кто на своем исхудалом кошельке почувствовал великие позывы «кормчего», жить в полном, в два раза полном, да что там! – в десятки тысяч раз полном материальном совершенстве по отношению к нынешней, унылой, в материальном плане, жизни… Подобным мавродиевским сказкам сегодня, казалось, можно только снисходительно улыбнуться и этим самым ответить на своеобразный юбилей: ровно тридцать лет тому назад появилась реклама пирамиды «МММ». Мы ни в коем образе не пропагандируем эту дату, которая, бесспорно является позорной отметкой в непростой и противоречивой истории России последний трех десятилетий. Этот непростой исторический временной отрезок чаще всего стараются просто забыть, но иногда характеризуют совсем нелестными эпитетами. Давайте для пользы дела возьмём сегодня во внимание определение самое гадостное, самое мерзкое в духовном плане, самое продажное – в патриотическом…
Кто может поспорить с тем, что именно такая шаткая, непредсказуемая, идеологическая основа девяностых годов прошлого века стала благодатной для процветания таких негодяев, как Мавроди? А потом и десятков тысяч его последователей? Это время отличалось разгулом предпринимательской инициативы и пассивным участием государства в экономической жизни общества. Именно тогда, как грибы после теплого дождя, появлялись «пирамиды» – коммерческие структуры, которые под лозунгом получения высокого дохода привлекали средства от населения. При этом высокие проценты на внесенные вложения обеспечивались за счет привлечения новых средств. Доходность находилась в заложниках необходимости лавинообразного вовлечения все новых и новых вкладчиков.
Первопроходцем в постановке такого финансового эксперимента в России стал Сергей Пантелеевич Мавроди и его предприятие «МММ». Если сегодня задать вопрос для подавляющего большинства россиян: почему вдруг такая аббревиатура, почему буква «М», даже в международном тренде повторяется трижды? Мало кто ответит на этот вопрос. Хотя ответ довольно прост: владельцами этого открытого акционерного общества, формально были три человека - это сам Сергей Мавроди (первая буква М), его брат Вячеслав Мавроди (вторая М) и Ольга Мельникова (третья М). В феврале 1994 г. началась продажа первой партии акций «МММ», которые выпускались номиналом по одной тысяче рублей на бумажном носителе. Они разлетались, как горячие пирожки, и предприимчивый деятель попытался зарегистрировать второй проспект эмиссии на один миллиард акций. Минфин России не утвердил эмиссию в таком размере, однако Мавроди нашёл выход из сложившейся ситуации: выпустил в обращение билеты МММ. Они не являлись ценными бумагами, а по внешнему виду напоминали советский червонец. Примечательно, что в центре «купюры» был размещён портрет Сергея Мавроди. Вкладчиков в пирамиду «великий комбинатор» привлекал активной рекламой во всех средствах массовой информации. Рекламные ролики со стремительно богатеющим «человеком из народа» Лёней Голубковым, роль которого сыграл Владимир Пермяков, давали свои плоды: всё больше и больше доверчивых граждан несли свои сбережения в «МММ». 15 миллионов человек пострадали от финансовых махинаций Мавроди. За полгода акции компании выросли в 127 раз, а число вкладчиков достигло 15 миллионов. По некоторым сведениям, только в столице заработок Мавроди составлял 50 млн долл. в день.
Оглядываясь на тридцатилетний сложный путь страны, имея, прежде всего, экономические проблемы, просто берёт оторопь: как такое могло случиться, что деятельность пресловутой «МММ» была настолько откровенно безнаказанной, что в главный офис деньги свозились мешками, сгружались до потолка в одной из комнат! Как свидетельствуют очевидцы, в эту «денежную комнату» мог беспрепятственно зайти любой и вопрос хищения банкнот возникал только в случае опустошения половины комнаты… Идиотизм? Не скажите… Тогда нашлись «взглядсмотрящие» и, умыкнув из денежной комнаты «МММ» средства, вложили их в некоторые нефтяные и газовые компании России. Как сейчас свидетельствует Нацбанк, ежегодно от вложенных средств за счёт Мавроди акционеры имеют в разные годы «плавающие» дивиденды в размере около 200 миллиардов рублей.
Страдала Россия, страдала Тверская область. Схема выманивания денег была довольно проста, можно даже сказать примитивна. Именно в примитивности и скрывалась гениальность: выплаты первым вкладчикам осуществлялись из денег вкладчиков новых. При таком подходе количество людей, несущих в фирму-пирамиду деньги, должно было постоянно расти. Пока все так и было, фирма жила, как только приток «свежей крови» прекращался, организация закрывалась, ее руководители скрывались, а огромная доля вкладчиков оставалась без сбережений. Будем откровенны: Сергей Мавроди был невольным гостем в каждой тверской семье. Ведь рекламной кампании этой конторы могли бы позавидовать даже крупные бренды нашего времени. Большинство тверитян, живших в то время, помнят телевизионную рекламу МММ, а конкретно – ее персонажа Леню Голубкова, простого парня, который, вложившись в АО «МММ», преумножил свои сбережения и купил жене новые сапоги, шубу, путевки на чемпионат мира по футболу себе и брату и уже копит на дом в Париже. Вспоминаете? Леонида сыграл актер-мосфильмовец Владимир Пермяков. Образ простого работяги полюбился народу, и рейтинг эфиров с этим персонажем намного превышал рейтинг передач с тогдашним Президентом РФ Борисом Ельциным.
По этому поводу вспоминается одна из публикаций того времени в районной газете «Ленинское знамя» Калининского района. Тогда в редакцию пришёл Игорь П., который трудился в 1994-м на заводе «Центросвар», а сам родом был из села Тургиново. Похоже, что парню нужно было просто выговориться. «При сладком слове "халява" забываешь, что бесплатным бывает только сыр в мышеловке. Вкалываю и кручусь, как могу, так как скоро свадьба. А тут эта навязчивая реклама МММ. Первый раз отнес им в офис 50 тысяч рублей, а через два месяца забрал 500 тысяч. Не слабо, правда? Это ведь в несколько раз выше, чем средняя зарплата по стране. Поневоле крышу снесет. Решил не мелочиться и заработать миллион. Отнес все деньги, но чудес не бывает. Сначала проблемы с выплатами, огромные очереди у офисов. А на днях в июле они вообще закрылись. Сейчас-то понятно, что связался с мошенниками, а невеста со мной уже неделю не разговаривает. Сказала только, что у меня вирус глупости…»
Фирма Сергея Мавроди, к сожалению, не единственная, нанесшая в девяностые годы серьезный экономический ущерб гражданам России. Вот шокирующая статистика, при чтении которой у кого-то вполне может защемить в сердце… На первом месте стоит легендарная МММ (20 трлн рублей мошеннической прибыли, 10 млн жертв обмана). Затем следует «Русский Дом Селенга», обдуривший 2,4 млн человек на 2,8 трлн неденоминированных рублей (далее приводятся суммы в аналогичном расчете), «Хопер инвест» — 2,6 трлн рублей (4 млн жертв). А ведь были еще «Русская недвижимость», «Тибет» и банк «Чара», «Властилина» и другие миллиардеры. Кстати, если цифры и отличаются от реальных, то, вероятнее всего, в сторону увеличения. Известно, что после обрушения акций компании «МММ» 50 человек покончили жизнь самоубийством. А Сергей Мавроди все-таки закончил плохо. Три года назад на остановке общественного транспорта у него прихватило сердце, и случайные прохожие вызвали ему «скорую». Спасти не удалось.
Пирамиды, подобные детищу Мавроди, и сейчас продолжают водить хороводы вокруг каждого из нас. Государство, как может, пытается оградить доверчивых граждан от надувательства аферистов: еще в 2011 году Общественная палата Тверской области призвала тверитян не участвовать в подобных афёрах. Ну и что? Не помогло, многие опять попались на удочку халявной прибыли, а потом долго обивали пороги судов и прочих инстанций в поисках справедливости Сегодняшний день – не исключение. В Казани на днях арестовали махинаторов некой фирмы-пирамиды «Финико». Согласно версии следствия, с июня 2018 года по декабрь 2020-го представители Finiko занимались привлечением средств под предлогом высокоэффективных вложений при игре на фондовых рынках, рынках криптовалюты и различных торговых площадках. Вкладчикам обещали ежемесячные доходы в виде высоких процентов. Но следствие уверено, что никакой инвестиционной деятельности Finiko не вела. На данный момент предварительный ущерб по делу исчисляется 70 млн рублей. В работе МВД находится более 100 заявлений от пострадавших вкладчиков.
Представляете, до каких горизонтов мог развернуться Мавроди, если бы в его пору интернет достиг сегодняшних колоссальных масштабов! Ведь все последователи «МММ» успешно используют для промывания доверчивых мозгов «мировую паутину»! Вот абсолютно свеженькая реклама, которая, пока её не удалил, возникала на моем мониторе каждые 15 минут (это, собственно, и побудило к написанию данной статьи): «Вступайте в Кассу Взаимопомощи им. Сергея Мавроди! Денег человеку на самом деле надо не так уж много. Не деньги главное. Главное – сознание, что они есть! Что есть некая тумбочка, которую можно в любой момент открыть м взять оттуда столько, сколько тебе нужно. Вот что важно! Уверенность в завтрашнем дне. Надежность. Наша Касса Взаимопомощи как раз и есть такая тумбочка. На всех! Тумбочка, в которой хранят свои деньги миллионы счастливчиков. Надо? Открыли и взяли сколько вам сейчас требуется. Только и всего! В этом и состоит вся суть сделанного вам предложения. Не упустите свой шанс!».
Вы думаете, не клюнут на эту наживку? Ещё как! Только дам один дельный совет тем, у кого возникнет неистребимое желание пошарить по полочкам заветной «тумбочки». В этот момент вспомните слова незатейливой песенки из мультика о Буратино и золотом ключике, которую написал Булат Окуджава: «Пока живут на свете дураки, обманом жить нам, стало быть, с руки…»
Борис Алов, публицист, Тверская область