Как сообщалось, бывший помощник Президента России Владислав Сурков дал интервью газете Financial Times, которое сразу же привлекло к себе внимание.
Владислав Сурков заявил, что Владимир Путин с его помощью создал «государство нового типа». Он считает Путина современным Октавианом, римским правителем, сменившим Юлия Цезаря.
«Октавиан пришел к власти, когда нация, люди опасались войны. Он создал государство другого типа. Он больше не было республикой…. Он сохранил формальные институты республики — там был сенат, был трибун. Но все подчинялись одному человеку, повиновались ему. Таким образом, он объединил желания республиканцев, убивших Цезаря, и желания простых людей, которые хотели прямой диктатуры», - сказал Владислав Сурков.
«Путин сделал то же самое с демократией. Он не отменял ее. Он совместил ее с монархическим архетипом российского правления. Этот архетип работает. Это никуда не денется…. В нем достаточно свободы и достаточно порядка», - отмечает политик.
Статью Суркова прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» д.ф.н., профессор Сергей Викторович Лебедев:
В нулевые годы Владислав Сурков имел репутацию «серого кардинала» - человека, который проталкивал ныне уже забытое, но интересное понятие «суверенная демократия». Не желаю показаться читателям подхалимом, но ведь, действительно, демократия возможна только в суверенной стране. В лимитрофах и бантустанах демократия сводится лишь к процедурам.
В силу определённых обстоятельств Владислав Сурков отошёл в тень. Но замечу, что в своих суждениях о Путине он несколько прав: действительно, есть много сходств Путина с Августом. И здесь я могу горделиво сообщить, что и мне приходила в голову такая мысль.
Государство, перенесшее великие потрясения, устало от великих людей и идей. И в этот момент появился Октавиан – будущий Август, который опирался на «золотую середину» и руководствовался правилом «торопись, не спеша». В конечном счете он установил «золотой век», обеспечил процветание, которое продолжалось на протяжении полутора веков после его кончины.
Я согласен с маститым историком Гиббоном, который говорил, что эпоха от Августа до Марка Аврелия – одна из лучших эпох в истории человечества: тихо и спокойно, зрелища, социальное обеспечение, господство закона. В какой-то степени Советский Союз напоминал Римскую республику с гражданскими войнами и террором. А Цезарем был, скорее, дедушка Ленин. И вот появляется наш Владимир Владимирович Октавиан Август. Я согласен, что для многих православных имя Августа одиозное.
Россия нуждалась в правителе, который наведёт порядок. Чеченский вопрос можно было решить разными способами: бомбить, как в каменный век, или повторить опыт товарища Сталина, который, как кавказец, знал, как поступать. Но Путин нашёл способ опираться на семейство Кадыровых. Конечно, в финансовом плане – дорогой способ. Но он дешевле войны. И за 20 лет чеченцы стали лояльными гражданами России. Аналогичным образом в духе Августа, который считал, что не стоит слишком сильно расширяться Империи, начали сооружать линию укрепления по Рейну и Дунаю, чтобы защитить свои районы. Там, где не растёт виноград и соответственно невозможно поддерживать Римский стиль жизни – нечего туда соваться. Поэтому римляне и не пытались завоевать территории севернее Дуная или восточного Рейна. Как писали многие римские авторы, Британию завоевали исключительно из амбиций Императора Клавдия.
И в этом плане логика сравнения Владимира Путина с Августом есть. История повторяется, но не буквально. Еще древние греки знали, что нельзя войти дважды в одну и ту же реку. Общество после долгих потрясений, когда несколько поколений занято борьбой, нуждается в отдыхе. И здесь на троне самый идеальный тип – Август.
Приведу еще в пример Шарля де Голля. Он пришел к власти в 1958 году, когда страна прошла войны в Индокитае, Алжире и испытывала упадок национального самосознания. Были даже заявления, что Франция исчерпала свою судьбу, раздавались призывы стать штатом в единой Европе и не рыпаться. И к власти пришел Шарль де Голль. Да, он кинул французов в Алжире. Это его преступление. Но, по крайней мере, он развязал руки и обеспечил гражданам республики спокойную жизнь. Другое дело, что это продолжилось недолго. Враги устроили очередную цветную революцию — и длинноволосые студенты Сорбонны свергли власть. Процесс пошёл. Но следующие президенты, вплоть до Миттерана, были голлистами, но уже без Шарля де Голля.
В Британии самым популярным деятелем был премьер Макмиллан. При нём страна без борьбы потеряла всю Империю, но, тем не менее, он обеспечил государству экономический подъём и стабильность. В 1959 году его партия шла на выборы под лозунгом: «Еще никогда не было так хорошо». И англичане с энтузиазмом проголосовали.
Переживёт ли путинизм Путина? Путинизм уже состоялся. Сам Владимир Владимирович некоторым образом является жертвой собственного образа - не в официальных СМИ, а в народных массах.
В России главная проблема — преемственность власти, продолжение взятого политического курса. Как правило, каждый новый лидер начинает правление с отмены указов предшественника. Не надо ссылаться на советскую эпоху, в древние времена было также. Иван Васильевич Грозный, выдающийся правитель, несправедливо оклеветанный, тоже правил летописи, в которых говорилось о бедах народов, против которых он боролся.
Когда Патриарх Никон устанавливал реформу, тоже было сожжено огромное количество икон, написанных «не тем каноном».
Пётр Первый вообще всё радикально изменил. Поэтому вызывает опасения, в чьи руки попадёт власть после Путина. И речь идёт не о личности, а о некой социально-элитной группе. Кто бы ни стал Президентом, главное, чтобы он продолжал курс Путина – умеренный, без претензий на мировую идеологию, с опорой на «золотую середину», с сугубо оборонительной внешней политикой. Август захватывал территории на Дунае только с целью укрепления обороноспособности страны. Участие России в Сирии – укрепление обороны на дальних рубежах. Единственная проблема, ахиллесова пята любого режима, – это преемник. Преемником Августа стал человек, который был в своё время выдающимся полководцем - Тиберий. Хотя древние авторы писали, что Август специально хотел, чтобы правил Тиберий, потому что на его фоне эпоха Августа будет казаться золотым веком.
Поэтому не хочется, чтобы после Путина пришёл к власти какой-нибудь Тиберий или Калигула. Но еще хуже, если в ближайшем окружении Президента появится очередной Хрущёв, который, придя к власти, начнёт бороться с наследием правителя, которому он был всем обязан. И в результате этой борьбы пострадает вся страна.
Таким образом, «ахиллесова пята» принципата – наследник. Как ни странно, в легитимной наследственной монархии проблема уже решена: наследника готовят изначально. Если он не очень достоин, то всегда найдётся следующий в роду. В общем: «Король – умер! Да здравствует король!»
А в принципате не так: Принцепс ушёл, да здравствует новый принцепс – пока не звучит.
Владислав Сурков - хоть и одиозный товарищ, но он как человек, владеющей историей, правильно подметил, что режим Августа – это то, что ждёт общество после долгих потрясений. Август правил 44 года и умер своей смертью. Его правление всех устраивало – Сенат, знать и плебс. Аналогичная ситуация и с Путиным. Как бы ни бесились противники: большинство народа к нынешнему режиму (в политологическом смысле) относится с молчаливым удовлетворением. Есть за что покритиковать власти, можно корректировать курс, но менять саму систему – не стоит.
10. Ответ на 7 комментарий
9. прод. п. 8
8. на п. 7
7. Переживёт ли путинизм Путина?
Автор Сергей Лебедев.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Автор, так монгло-татарские ханы и их баскаки, тоже были очень лояльными к Руси, пока Русь им исправно платила дань в Орду.А насчёт опыта товарища Сталина, так он повторился, только
в отношении титульной нации. Посмотрите на досуге национальный состав Чечено-Ингушской АССР за 1990г. и сейчас и все поймёте. Титульная нация из этой республики полностью выдавлена, город крепость Грозный форт пост русских на Кавказе за наши деньги, превращен в новую мусульманскую "мекку" России с самой большой мечетью в Европе,а памятник основатею
Грозного генералу Ермолову демонтирован. Ну а насчёт личных договорённостей между Путиным и кланом Кадырова, так они не будут стоить и выеденного яйца, после ухода Путина.
Об этом кстати всегда говорил покойный генерал Трошев,который родился и вырос в этом регионе. И эта Республика будет самой большой проблемой, для того кто придёт к власти после Путина.
6. Ответ на комментарий номер 1: Затишье перед бурей.
5. Путинизм не переживёт Путина
Идеологии нет. В принципе, понятно, что мы имеем дело с наследниками "красного Октября", сменившими прадедов и дедов.
Покаяния (народа и элиты) не произошло.
Управление Государством девальвировано и бессистемно на всех уровнях.
Уже президентство Д.Медведева (2008-2012) показало нам, что "преемник" готов играть свою игру. Дай только волю...да не дали.
------
Поэтому я без оптимизма смотрю на будущее России.
Господь и Матерь Божия - истинные правители России. Они решают - что с нами будет.
4. 0 Алекс. Алёшин
3. Власть,
2. Император.
1.