О послушании властям

Как избежать соблазна ложных принципов и интерпретаций по отношению к «партии власти»

1 Александр С. Трифонов 
1019
Время на чтение 3 минуты

В современном обществе достаточно распространены два ложных принципа, определяющих отношение людей к политике, государству и представителям власти. Первая крайность — резко критичное и оппозиционное отношение, характерное для многих интеллектуалов. Например, знаменитый режиссёр и либеральный гуманист Александр Сокуров высокомерно характеризует политику как «грязное дело», которым занимаются корыстолюбцы.

«Люди моральные, совестливые с трудом живут во власти, - утверждает "элитарный" режиссёр, — потому что мораль ставит им определённые ограничения».

Но существует и противоположная крайность — слепое доверие указаниям сверху, восприятие любых действий власти как чего-то непогрешимого. Подобное мироощущение является атрибутом патерналистской психологии.

Патернализм — это такая модель отношений между властью и обществом, при которой правящая элита выступает в роли Родителя, культивируя отношение к гражданам как вечным несмышлёнышам. Власть покровительствует и опекает, контролирует и карает своих «подданных», пресекая те или иные проявления самостоятельности и инициативы.

Патерналисты сочетают характерную для инфантилов безответственность, отсутствие критического мышления с восприятием патриотизма лишь в интерпретации, выгодной той или иной правящей группировке. Фактически они льют воду на мельницу русофобов, обвиняющих русских людей в склонности к раболепному «верноподданничеству». Отсутствие национального самосознания у части молодёжи — прямое следствие насаждаемого властью официозного суррогата патриотизма.

Ошибочно думать, что внятной альтернативой патернализму может быть лишь либеральное мировоззрение. На наш взгляд, патернализму можно и нужно противопоставить здоровое национальное самосознание, не имеющее ничего общего с сервилизмом по отношению к сильным мира сего.

Как же избежать соблазна ложных принципов и интерпретаций по отношению к «партии власти»? Обратимся к духовным наставлениям преп.Иосифа Волоцкого, отстаивавшего приоритет Церкви и священноначалия по отношению к правителям. Этот замечательный духовный подвижник и просветитель призывал воздавать властям покорение и послушание лишь в том случае, если Царь или князь воспринимает свои полномочия как служение Богу, заботу о процветании царства и народном благе. Вместе с тем преп.Иосиф допускал непослушание и даже противление произволу Государя, вводящего в соблазн своим неправедным образом жизни и склоняющего подданных к нечестию и лукавству.

Заветы преп.Иосифа Волоцкого сохраняют актуальность и для современных православных христиан, что нашло отражение в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви»: «Если власть принуждает верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху». (глава 3 «Церковь и государство», пункт 5).

В дореволюционной России самодержавие и общественное мнение не только мирно сосуществовали, но и диалектически дополняли друг друга. Подтверждением этого является само зарождение и развитие общественной мысли в России в конце 30-х – начале 40-х годов позапрошлого века, разделившейся на два противоборствующих лагеря: западников и славянофилов. Общей чертой этих группировок являлось критическое отношение к социально-экономическому укладу российского общества. Но в своих представлениях о путях развития России славянофилы и западники занимали противоположные позиции.

Славянофилы выдвинули тезис: «Сила власти — царю, сила мнения — народу». Это была универсальная формула сосуществования общественного мнения, выражаемого через свободную печать и Земский собор, с неограниченной царской властью.

Видный идеолог славянофильства Константин Аксаков был убеждён в том, что русский народ не должен принимать участия в общественной жизни, ограничиваясь независимостью мысли и совести. Самодержавие он истолковывал как проявление единоначалия, являющееся источником общественного блага. Более умеренные славянофилы не вполне соглашались с данным утверждением, предупреждая об опасности превращения неограниченной царской власти в деспотическую. Например, публицист и философ Юрий Самарин отстаивал принципы земского самоуправления и был сторонником идеала народной монархии, выраженного наиболее ярко в допетровскую эпоху. Впоследствии концепция народной монархии как оптимальной формы правления для Российской державы была подробно разработана идеологом русского консерватизма Иваном Солоневичем.

Сторонники патернализма уповают исключительно на административный ресурс, не веря в возможность сплочения общества на основе христианской системы ценностей. Но можно ли восстановить самобытные традиции без опоры на духовно-нравственные принципы, незыблемые для наших православных предков? Возможно ли возродить Отечество без фундамента традиционной морали и подлинной справедливости, без преодоления пассивности и равнодушия смертельно уставших и отчаявшихся от ежедневной борьбы за выживание людей?

Ефимов Антон Андреевич, филолог, педагог, Москва

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Антон Андреевич Ефимов
Идеал и упадок в литературном творчестве
Мир художественных образов Юрия Олеши зиждется на зыбучем песке космополитизма и бездуховности
08.12.2020
Не по Максу Веберу
Купечество и меценатство в России: исторический аспект
18.09.2020
Кошмар русофобии
Русским патриотам необходимо давать отпор очернителям и клеветникам
13.06.2020
Все статьи Антон Андреевич Ефимов
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 07:54
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00