Начиная с 90-х годов прошлого века, в России сформировалась антинациональная и антинародная прослойка компрадорского капитала. Именно компрадорская модель развития столкнула наше Отечество на обочину социально-экономического прозябания, обрекая на зависимое и периферийное положение по отношению к развитым странам. Бывшая сверхдержава за весьма короткий срок лишилась национальной, экономической и культурной безопасности, что не могло не подорвать её жизненные силы.
Существенной особенностью насаждаемого в России западного типа экономического развития является принесение интересов рядовых тружеников в жертву абстрактной идее экономической эффективности. Стремление «новых русских» к материальному обогащению сочетается с пренебрежением к бедным и социально незащищённым категориям людей. Подобный цинизм, по сути, перечёркивает традиционную мораль дореволюционного купечества, скрупулёзно следовавшего заповедям «Домостроя»: «Краше быть в праведном убожестве, чем в неправедном богатстве».
Не случайно в своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании, принятом на итоговом пленарном заседании Восьмого Всемирного Русского Народного Собора, справедливо утверждается: «Культ богатства и нравственность в человеке несовместимы. Отношение к богатству как к кумиру неизбежно разрушает экономическую и правовую культуру, порождает несправедливость в распределении плодов труда, социальную «войну всех против всех».
Каким образом и в течение какого срока российский народ будет вытаскивать порушенную и поруганную Россию из этой ямы? Возможно ли формирование подлинно национальной, ориентированной на служение Отечеству и народу предпринимательской элиты? Ответить на эти вопросы мы можем, обратившись к вдохновляющим и, увы, изрядно подзабытым примерам нашей истории.
Значение купеческого сословия в России начиная со второй половины 19 века было исключительным не только в области торговли и развития промышленности, но и для отечественной культуры в целом. Сословно-иерархическая структура дореволюционного российского общества отличалась от советской уравниловки «цветущей сложностью» (выражение К.Н.Леонтьева) и основывалась на принципах ранга, долга, личной ответственности, самоуважении. Идеалом русских торговцев и промышленников был принцип, парадоксально сочетавший прагматизм и высочайшую нравственность: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». Если деловой человек не доверяет своему коллеге, то их взаимоотношения будут содержать зерно конфликтности и контрпродуктивности, что не может не отразиться на результатах предпринимательской деятельности. Именно этими соображениями руководствовались российские купцы, совершавшие сделки на «честном слове». Невозможно отрицать, что этика предпринимательства, основанная на системе взаимных обязательств, на искусстве диалога и убеждения, на соблюдении данного слова, имеет созидательный и культуротворческий смысл.
Своё понимание и пути разрешения социально-экономических проблем, возникавших в обществе, купцы излагали в записках, «прожектах» и предложениях, адресуемых в государственные учреждения. Нельзя обойти вниманием и такие общественно-полезные аспекты деятельности купечества, как благотворительность и меценатство. Эти традиционные и вполне органичные для дореволюционной России явления совсем недавно воспринимались нашими соотечественниками как устаревшие и едва ли не экзотические понятия. Между тем, в словаре Брокгауза и Ефрона слово «меценат» трактуется как «чуждый честолюбия, зависти, недоброжелательства», заботливый покровитель и защитник (издание 1891 года). Нетрудно заметить, что в энциклопедическом словаре делается акцент на таких значениях этого слова, которые близки к русской православной традиции.
Фундаментальной ценностью поведения и самосознания российских предпринимателей являлась православная религиозность, желание обрести Царство Небесное через добродетель милосердия. Духовно-нравственные принципы и религиозное благочестие побуждали лучших представителей русского купечества финансировать строительство больниц, дешёвых и бесплатных квартир, родильных домов, школ и библиотек. Осознавая свой долг перед Богом, перед обществом, перед народом (от которого они себя не отделяли), выдающиеся фабриканты и торговцы проявляли заботу о малоимущих согражданах, инвалидах, сиротах и, конечно, о работниках собственных предприятий (вне зависимости от их квалификации).
Непременной принадлежностью и главным украшением комнат купеческого дома являлся традиционный «красный угол», уставленный многочисленными иконами, нередко составлявшими настоящий «иконостас». С икон же начинался перечень имущества, передаваемого по духовному завещанию. В общественной жизни поведение купцов, особенно состоятельных, нередко характеризовалось стремлением быть выбранными в церковные старосты.
Со вступлением России на путь капитализма наметилось появление купцов новой формации — европейски образованных, эстетически развитых ценителей искусства, знакомых с самыми передовыми достижениями мировой и отечественной науки. Именно этот новый слой промышленников и торговцев образовал ядро наиболее прогрессивной части российской буржуазии. Формирование его происходило в период, когда представители промышленных династий начали создавать собственные фабричные предприятия, развитие которых стало основой семейного богатства купечества. Именно таким путем — от мелкого крестьянского промысла до крупного производства — складывалась купеческая элита России: Морозовы, Прохоровы, Рябушинские, Бахрушины, Третьяковы, Демидовы, Коноваловы, Мамонтовы.
Наиболее яркие и творчески одарённые представители купеческого сословия одновременно являлись выдающимися деятелями русской культуры. Имена некоторых из них известны не только в России, но и во всём мире. Таковыми являлись прославленные представители предпринимательской элиты основатель МХАТа К.С.Алексеев (сценический псевдоним — Станиславский) и создатель первой «Русской Частной оперы» С.И.Мамонтов.
К категории наиболее известных и уважаемых меценатов Российской Империи относились книгоиздатели К.Т.Солдатёнков и И.Д.Сытин, глава издательства «Новое время» А.С.Суворин, всемирно известный коллекционер произведений русского изобразительного искусства П.Я.Третьяков. М. К. Тенишева, будучи женой крупного промышленника и видного общественного деятеля князя В.Н.Тенишева, организовала крупнейший художественный центр России — Талашкино, а вслед за этим и смоленский музей, в котором была собрана одна из редчайших коллекций русского искусства.
В середине 90-х годов 19 столетия вся культурная Москва чествовала замечательного книгоиздателя Ивана Дмитриевича Сытина. На торжественном завтраке собрались лучшие представители интеллигенции и предпринимательства. Торжество было приурочено к открытию вновь построенного фабричного корпуса и появлению в нём (впервые в России) ротационной печатной машины. По тем временам это было чудо техники, прибывшее в Россию из-за границы. Празднество началось с краткого молебна и проповеди московского протоиерея. Известный писатель Н.Д.Телешов вспоминал, что священник «говорил о печатном станке как о великой силе, могущей сеять в народе семена как добрые, так и лукавые; и чем могущественнее станок, тем больше может быть от него или зла, или добра, в зависимости от того духа — райского или адского, который успеет завладеть этой машиной».
Репутацию влиятельного человека в российских деловых кругах конца 19 и начала 20 веков по праву заслужил предприниматель Викула Морозов. В 1898 году он пожертвовал 400 тысяч рублей на устройство детской больницы. Она была открыта в 1902 году и до сих пор носит название Морозовская.
Первая бесплатная глазная больница начала работать осенью 1900 года. 250 тысяч рублей были завещаны ей известной благотворительницей В.А.Алексеевой.
Серьёзным препятствием для становления постсоветской России как независимой и самобытной державы является популярный в девяностые годы неолиберальный предрассудок, согласно которому протестантская трудовая этика якобы способствует экономическому процветанию в любом регионе мира. Навязывая России эту ложную концепцию, западники популяризировали идеи апологета протестантизма немецкого социолога и экономиста Макса Вебера. Однако попытки осуществить эти идеи на практике привели отечественную экономику к регрессу и деиндустриализации, фактически разрушив производственный потенциал страны. Нашим ответом Максу Веберу и альтернативой деградации может стать социально ориентированная рыночная экономика, основанная на принципах православной этики.
Задачами нашего времени является восстановление преемственности, заимствование из нашей истории всего самого лучшего и ценного, обретение той независимости, без которой немыслимо бытие великой державы. Именно сейчас, в период интенсивного развития рыночной экономики, весьма актуальным представляется творческое усвоение опыта и возрождение традиций российского купечества. Необходимо не только помнить о выдающихся деяниях предков, но и, следуя их примеру, столь же результативно отвечать на запросы и потребности современного общества.
Отрадно, что 4 ноября 2014 года в законодательную базу РФ был включён Федеральный Закон №327-ФЗ «О меценатской деятельности». Данный закон закрепляет правовой статус благотворителей и предоставляет налоговые льготы компаниям-меценатам, спонсирующим культурные и благотворительные проекты.
Весьма обнадёживает, что за три десятка лет в России было создано несколько общественных организаций, возрождающих славные традиции отечественного меценатства. Одной из таких организаций является созданный в 2003 году «Клуб православных меценатов», возглавляемый российским предпринимателем Андреем Поклонским.
Нельзя не согласиться с тем, что утверждение самобытного социально-экономического уклада в России должно совпасть с воссозданием ориентированного на служение Отечеству сословия российских предпринимателей, что в свою очередь немыслимо без возвращения к духовно-нравственным истокам национальной культуры.
Ефимов Антон Андреевич, филолог, педагог, Москва
3. Ответ на 2, Потомок подданных Императора Николая II:
2. Ответ на 1, электрик:
1. Я удивлялся