«Я как православный человек и офицер, прошедший почти сорокалетний путь службы в армии от начальника расчёта до командующего Ракетных войск и артиллерии армии и округа (РВиА), решительно и твёрдо выступаю за освящение оружия России и прошу участников Архиерейского собора, который пройдет в ноябре 2021 года, решить этот вопрос в соответствии с многовековыми традициями России и во благо русского духа», - говорится в обращении Владимира Яковлевича Шатохина, генерал-лейтенанта, члена Клуба военачальников Российской Федерации, члена-корреспондента Академии военных наук, старейшего члена Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС).
Документ опубликован на сайте ВРНС.
По словам военачальника, «наше оружие – это оружие защиты, а не нападения. И оно должно быть благословенно. "Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православных христиан на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство". Эта молитва есть в каждом Молитвослове. Этой молитвой мы просим, чтобы Господь избавил нас от бед, даровал нам благополучие и силу побеждать всех нарушителей безопасности государства и охранял нас Своим Крестом. И к этой молитве в своих прошениях к Господу я присоединяю уже больше двадцати лет еще одну, которая льется из моего сердца: "Спаси, Господи, Русь святую, веру православную, российскую армию, ядерное, высокоточное оружие и воинское духовенство в ней".
Даже идеология советской власти не смогла изжить из русских людей святую православную веру. Победу в Великой Отечественной войне мы одержали во многом благодаря и тайным молитвам воинов. Об этом мне говорил еще мой отец, комиссованный в 1943 году после ранений и умерший уже после Великой Победы. Свой фронтовой путь он прошел с Господом в сердце. Как известно, в окопах неверующих нет. Сейчас Россия тоже находится в своего рода окопах. Недружелюбное кольцо вокруг нее сужается, на наши духовные скрепы идет наступление чуждых ценностей, и потому освящение российского оружия должно стать неотъемлемой частью моления нашей Церкви за Отечество. Руководство страны уделяет большое внимание укреплению обороноспособности страны. Проводятся масштабные научно-технические исследования, разрабатываются новые виды оружия. Русская Православная Церковь тем временем служит духовным оплотом России и ее воинов».
Генерал напомнил, что «когда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Глава Всемирного русского народного собора, принимал решение о возрождении традиции воинского духовенства, которая берет свое начало со времен Петра Великого, – у этой идеи было значительное противостояние. Были против не только представители либеральных сил, атеисты. Недовольные голоса звучали и из некоторых уголков самой Церкви. Однако, время показало, насколько это было важным – направить в армию священников, не оставить ее без поддержки традиционных религий, без духовного-нравственного воспитания, без благословения и молитв – непосредственно внутри ее!»
«Я верю, что Архиерейский собор, который пройдет в ноябре 2021 года, примет соответствующее решение и в отношении противоречий вокруг вопроса о необходимости освящения российского оружия. Это очень важно, потому что целостность России должна охраняться как государственной властью в лице президента, государственных служб, министерств, силовых структур и государственных институтов, а также духовной властью в лице Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Русской Православной Церкви и глав других традиционных религий России», - выразил надежду генерал.
«Ко мне уже обратились руководители многих ветеранских воинских организаций России с настоятельными предложениями о положительном решении вопроса об освящении оружия России. Как ветеран Вооруженных Сил Российской Федерации и член Бюро Президиума Всемирного русского народного собора я буду поддерживать эти обращения, - заявил он. - Меня и моих подчиненных молитва не раз спасала от беды. И поэтому я уверен, что ритуал освящения оружия будет каждый раз укреплять дух наших солдат и офицеров и наделит их и вверенную им технику особой защитой.
В 1996 году мы предложили действующему на тот момент Главе ВРНС Святейшему Патриарху Алексию II провести очередной собор на тему "Ядерное вооружение и национальная безопасность России". И в ноябре 1996 года провели его.
Тогда с докладом перед соборянами выступил Радий Иванович Илькаев – главный конструктор ядерных боеприпасов, выдающийся специалист в областях теоретической и экспериментальной ядерной физики. Я выступил с содокладом и назвал ракетный комплекс РВСН Р-36 ("Воевода") – Ангелом-хранителем России. Отмечу, что американцы называют этот мощнейший комплекс "сатаной". Вот такое разное восприятие, и нетрудно догадаться – почему. Американцы боятся "Воеводу" и его модификаций. В перерыве ко мне подошел один священник и заговорил о своем разочаровании: мол, как же так вы, генерал, могли назвать ядерное оружие ангелом-хранителем… То есть уже тогда появились предпосылки для либеральничанья. И тогда я сказал тому батюшке, что лет через двадцать он поймет, как он не прав в своих суждениях».
«Отвечаю и сейчас и тому служителю, имя которого не назову, и всем, кто против освящения техники и вооружения. Называть ядерное ракетное и любое другое оружие "Ангелом-хранителем" и выступать за его освящение мне дает право мой огромный военный и педагогический опыт длинной почти во всю сознательную жизнь. И я знаю, что значат для кадет, суворовцев, солдат и офицеров и всех воинов молитва, благословение и другие традиционные требы и обряды. Они важны так же, как родительское духовное благословение.
Кто выступает против освящения российского оружия? Тот, кто не служил в армии, кто не держал оружия в руках, не был в окопе, не был в опасности, не брал на себя ответственность, не учился на военных кафедрах и вообще не представляет, что такое армия. И в основном это люди, которые вряд ли считают Россию своим родным Отечеством. Всем же остальным важно знать, что с ними Бог! Как говорится, без Бога не до порога. Маршал Жуков – один из выдающихся военачальников в русской истории – всю войну прошел с иконкой у груди. И он не один такой. Однажды я спросил у ветеранов Великой Отечественной войны, легче ли им было бы, если бы само государство позволило бы Церкви благословлять их на бой? Почти все ответили – да, с открытой молитвой и умирать было бы не так страшно», - заверил военачальник.
«За свою жизнь я 21 раз был на учебном полигоне. 18 раз – с боевыми пусками ракет. Были случаи буквально на волосок от непоправимости, от большой трагедии, при воспоминании от которых до сих пор замирает сердце. Как бы оно обернулось, если бы не молилась наша Церковь, не молились мы и наши близкие?
Тему необходимости освящения российского оружия мы подробно обсудили с заместителем Главы ВРНС Александром Владимировичем Щипковым, с иерархами Русской Православной Церкви, руководителями общественных организаций, ветеранских организаций Вооруженных Сил и правоохранительных органов Российской Федерации. Все мы пришли к единодушному мнению, что неосвящение российского оружия грозит нам потерей духовно-нравственного окормления армии, флота и силовых структур, чего допустить никак нельзя», - подчеркнул Владимир Шатохин.
Напомним, опубликованный в феврале 2020 года проект документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга» вызвал серьёзную дискуссию, в том числе среди православных публицистов.
Спор шёл в основном вокруг вводимого этим документов запрета на освящение оружия массового поражения.
«Не отражено в традиции Православной Церкви и не соответствует содержанию самого Чина благословения воинских оружий, а потому должно быть исключено из пастырской практики использование данного чинопоследования для "освящения" любых разновидностей оружия, употребление которого может повлечь за собой гибель неопределенного количества людей, в том числе оружия неизбирательного действия и оружия массового поражения», – говорилось в проекте, разработанном Межсоборным присутствием.
Неудивительно, что ведущее государственное СМИ – РИА Новости – в своём первом интервью с новым председателем Синодального отдела по взаимодействию Церкви с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископом Савватием подняло этот вопрос.
Владыка, вслед за патриотически настроенными пастырями и публицистами, фактически выступил против запрета, который предлагает ввести Межсоборное присутствие.
Кстати, и покойный протоиерей Димитрий Смирнов, многие годы возглавлявший военный отдел Русской Православной Церковью, называл правильной практику освящения ядерного оружия.
Настоятель храма Великомученицы Варвары – Патриаршего подворья при Главном штабе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в подмосковном поселке Власиха протоиерей Михаил Васильев отмечал, что «на протяжении веков освящалось оружие массового поражения: многопушечные корабли – 100, 120-пушечные, самолеты…»
«Вот сейчас наши представители Церкви странным образом проявляют консерватизм, говоря об оружии массового поражения, через, извините, 70 лет, а если брать химическое и бактериологическое – через 100 лет после его создания… Этим документом вносится разделение. Оружие делится на "чистое" и "нечистое"» - отмечает он.
Сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, председатель Отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимодействию с казачеством, кавалер ордена Мужества протоиерей Димитрий Василенков назвал резонансный проект сырым.
Доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик объяснил смысл освящения оружия: «Какой смысл в освящении? Во-первых, освящать ракеты нужно хотя бы для того, чтобы они не взрывались на старте. Во-вторых, чтобы ракеты служили оружием мира, чтобы грозили врагу, но, дай Бог, чтобы не применялись. Как говорится, дай Бог, все иметь и уметь, да не все делать. В-третьих, чтобы в час "икс", если, не дай Бог, ракеты потребуется – они сослужили нашему Отечеству добрую службу, защитили наших сограждан от убийц и насильников, защитили наши храмы, наши алтари, защитили православных христиан и всех жителей державы российской».
В 124 выпуске телепрограммы «Щипков» справедливо отмечалось, что «запрет на освящение того или иного оружия неизбежно будет воспринят нашими внешнеполитическими конкурентами как внутренняя слабость. Наше оружие – гарант нашего суверенитета и исторического выбора. Продавив запрет на освящение отдельных видов оружия, нас затем подтолкнут к следующим шагам – сначала потребуют не окормлять личный состав, потом отказаться от применения определённых видов вооружений, потом и вовсе разоружиться в одностороннем порядке. Одним из важных инструментов пошагового лоббирования таких решений станут недобросовестные ссылки на то, что Церковь якобы "не одобряет" все, что связано с оружием, поскольку "не освящает" его. Эту цепочку событий легко спрогнозировать. Что касается ядерного оружия, то тут необходимо учитывать принцип презумпции невиновности и критерий исторической репутации. В склонности к необоснованному применению ядерных сил необходимо каяться отнюдь не нам. Нам остается лишь констатировать, что наша политика разумной оборонной достаточности лежит в русле христианских принципов».
Фото: ВРНС