На «Русской народной линии» размещён фильм кандидата культурологии, сотрудника Государственного Эрмитажа Натальи Александровны Ложкиной «Православное Возрождение на Балканах в XIV - первой половине XV вв. как историко-культурный феномен».
Автор фильма ищет православного издателя (издательство) для публикации её книг по истории Византии, Балкан и Московской Руси.
«Прошу ваших молитв и содействия в поисках православных издателей и издательства. Я написала 3 книги, выделив текст из моей докторской диссертации:
1. Православное Возрождение XIV-первой половины XV вв. на Святой Горе Афон как историко-культурный феномен.
2. Культура Балкан в эпоху православного возрождения XIV- первой половины XV вв.
3. Преп. Андрей Рублев и эпоха православного возрождения XIV- первой половины XV вв. в Московской Руси», - говорится в обращении Натальи Ложкиной, поступившем в редакцию РНЛ.
Связаться с автором можно по электронной почте: abonent563@yandex.ru
Предлагаем вниманию читателей отзыв ныне покойного выдающегося слависта, доктора филологических наук, профессора, многолетнего главного научного сотрудника Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН Гелиана Михайловича Прохорова на монографию Н.А. Ложкиной «Православное Возрождение на Балканах в XIV-первой половине XV вв. как историко-культурный феномен».
Данная монография весьма актуальна в связи с делом сохранения древних христианских храмов на территории Сербии, Греции, Македонии, Черногории. В период с 1999 по 2004 годы было уничтожено 143 православных храмов в Косове. После Второй мировой войны это самая масштабная в Европе культурная катастрофа.
В монографии показано, что Сербия в XIV веке была передовой страной в смысле восприятия ею значения святоотеческого учения, ее искусство было проникнуто исихазмом. Монография Ложкиной Н.А. посвящена архитектуре и монументальной живописи византийской эпохи Болгарии, Сербии, Македонии. Начавшееся Возрождение культуры балканских народов одновременное было религиозным Возрождением XIV–XV вв., связанным с расцветом святости.
Автор не только предлагает общую картину развития культуры и искусства в этом регионе, но и переосмысляет новейшие научные данные. Внимание фокусируется на главных храмах Сербии - признанных шедеврах византийского искусства. Настенные росписи, выполненные в 1335-1350 годах в монастыре Высоки Дечаны во время правления царя Душана, когда Сербия достигает наивысшего расцвета и могущества, состоят из более чем тысячи изображений и на начало XXI века является самым большим сохранившимся памятником средневековой монументальной живописи в Сербии. Сейчас этот исторический объект находится под эгидой ЮНЕСКО.
Самое интересное и новое в предлагаемом подходе - рассмотрение средневекового наследия Балкан в максимально широком мировом контексте. Отмечая неразрывную связь памятников культуры Косово и Метохии с сербской православной традицией, для которой этот край являлся своеобразной исторической колыбелью, автор на многих примерах убедительно показывает, что анализируемые памятники составляют неотделимую часть общевизантийской традиции, существовавшей на огромной территории от Средиземноморья до Северной Руси. В условиях практической опасности дальнейшего подрыва национально-культурных оснований человеческого бытия, связанную с глобализмом, хаотическим смешением наций, рас и культур, что представляет реальную опасность для национальных государств и культур — идеи Православного Возрождения XIV-первой половины XV вв. могут стать основой для нового процесса Возрождения России и бывших стран Византийского Содружества Наций, новым культурным проектом.
В сегодняшней реальности идея Византийского Содружества в эпоху Православного Возрождения XIV - первой половины XV вв. могла бы стать основой для последующего культурного Возрождения стран православной ойкумены и способствовала бы дальнейшему развитию всей мировой цивилизации на основе христианских ценностей.