Жизнь его - вектор православного стремления, лестница, опирающаяся на древние тексты и примеры, духовный виноград, сгустки солнечно-духовного мёда…
С юных лет стремился к монашеской жизни, мать не отпускала его, и торговля, лавка держали земными цепями: и приказчик Александр Потапов ждал, ждал…
В нём сияли дары любви, прозорливости, кротости, смирения; его душа мерцает кладезем животворных вод. Момент приходит - Александр идёт пешком в Оптину: больше не держат ни родные, ни естественность жизни, ничего: новая жизнь открыта: она впереди: рассыпается манящими огнями, сулит радугу слёз…
Приняв монашеский постриг 3 июня 1895, он постепенно входил в старческий труд и после кончины старцев прп. Иосифа и прп. Варсонофия вместе с прп. Нектарием стал продолжателем старческого духовного делания. Всегда смиренный, никогда не унывающий, он созидал вокруг себя золотящуюся атмосферу любви, и, познавшие встречи с ним, вспоминали, что побывали как будто под золотым дождём…
Земной финал старца зафиксирован документально, хотя и представляется легендой: чья, в сущности, суть давать действительности примеры должного. Нагрянувшая комиссия ГПУ (июль 1922 г.) готова была арестовать старца, он не противился, только попросил отсрочки на сутки - каковая и была ему предоставлена. Машина приехала утром.
- Старец готов? - вопрошали келейника.
- Готов, - был смиренный ответ.
В келье, на столе, в гробу лежал готовый старец.
Он умер - дабы они не брали на себя лишнего греха, не отягощали итак виной просмолённые души.
Образ света, явленный Анатолием-младшим, по-прежнему согревает сердца верующих, давая им образец жизни в любви, чистоте, умной силе.
Александр Львович Балтин, член Союза писателей Москвы