Вчера в Сретенской духовной академии в Москве в рамках деятельности Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви состоялся круглый стол «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения», сообщает Патриархия.ru.
Мероприятие возглавил управляющий делами Московской Патриархии, секретарь Межсоборного присутствия митрополит Воскресенский Дионисий.
В круглом столе приняли участие архиереи и священнослужители Русской Православной Церкви, ученые, врачи, общественные деятели, православные верующие с активной гражданской позицией. Темой обсуждения стала вакцинация и ее восприятие верующими. Отдельно рассматривались проблемы соответствия христианской биомедицинской этике технологий, использующихся при изготовлении отдельных вакцин.
Открыл круглый стол митрополит Воскресенский Дионисий, который в своем приветственном слове напомнил о том, что дискуссия по поводу вакцинации ведется в Церкви уже давно — с 2008 года, когда по благословению Святейшего Патриарха Алексия II Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению был проведен круглый стол на тему «Вакцинопрофилактика у детей: проблемы и пути их решения». Впоследствии вопросы вакцинации обсуждались на Всероссийском съезде православных врачей, который выпустил «Совместное заявление Совета и Общества православных врачей России о проблемах вакцинации в России». Затем, в 2019 году, вышло заявление Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства «О правах родителей в сфере заботы о здоровье ребенка и иммунопрофилактики».
Среди участников были митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Верейский Пантелеимон, епископ Калачинский и Муромцевский Петр, заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва, председатель Синодальной комиссии по биоэтике епископ Петергофский Силуан, заместителя председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, и.о. ректора Сретенской духовной академии протоиерей Максим Козлов, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, главный врач Центральной клинической больницы святителя Алексия, митрополита Московского, А.Ю. Заров, заведующий лабораторией геномики и эпигеномики позвоночных в Федеральном исследовательском центре «Фундаментальные основы биотехнологии» РАН, декан Медико-биологического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова доктор биологических наук Е.Б. Прохорчук, заведующий кафедрой госпитальной терапии Педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова, вице-президент Национальной медицинской палаты, академик РАН, доктор медицинских наук, пульмонолог А.Г. Чучалин, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В. Кипшидзе и многие другие.
В ходе круглого стола был изучен исторический опыт реагирования Церкви на развитие вакцинации как основного средства борьбы с эпидемиями, а также рассматривались проблемы, связанные с безопасностью и добровольностью вакцинации.
По итогам круглого стола был принят итоговый документ:
«Участники круглого стола "Вакцинация: этические аспекты в свете православного вероучения" — члены Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, эксперты в сфере медицины и биологии, представители православной общественности — обсудили возникающие, в том числе среди чад Православной Церкви, вопросы относительно вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19.
Глубокой благодарности и уважения заслуживают ученые и врачи, предпринимающие значительные усилия для преодоления последствий и профилактики дальнейшего распространения коронавирусной инфекции COVID-19, унесшей жизни многих людей и внесшей существенное расстройство в жизнь народов. Сегодня, как и в прошлом, благодаря достижениям медицинской науки, в том числе в сфере вакцинопрофилактики, стали возможны предупреждение и снижение распространения многих болезней, облегчение страданий, которые они приносят людям, снижение смертности и увеличение продолжительности жизни. Многие известные в прошлом эпидемии сошли на нет в том числе после применения вакцин от соответствующих болезней.
Исторический опыт Русской Православной Церкви знает примеры активного участия священнослужителей в распространении практики вакцинации как медицинской процедуры, направленной на сохранение жизни и здоровья людей. В частности, указом Святейшего Правительствующего Синода в 1804 году архиереям и священникам было рекомендовано разъяснять народу пользу вакцинации от оспы. Тогда же основы прививания от этой болезни были включены в число общеобразовательных дисциплин в программе обучения будущих священнослужителей. Распространение вакцинации от оспы поддерживал, к примеру, святитель Московский Иннокентий.
Ошибочным является представление, что принципиальный отказ от вакцинации как таковой может быть обусловлен православным вероучением. Выбор в пользу вакцинации или отказа от нее является индивидуальным решением каждого человека (в отношении ребенка — его родителей или законных представителей), принимаемым на основе личных убеждений, знаний, жизненного опыта, а также с учетом информации, полученной от медицинских работников, научного сообщества и разработчиков вакцин.
Русская Православная Церковь последовательно придерживается принципов защиты свободы выбора человека в использовании или неиспользовании новых и быстро развивающихся технологий, в том числе в сфере медицины. В частности, в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви подчеркивается: "Взаимоотношения врача и пациента должны строиться на уважении целостности, свободного выбора и достоинства личности. Недопустима манипуляция человеком даже ради самых благих целей" (XI.3). Следуя изложенному принципу и признавая, при этом, важность поддержки инициатив по преодолению пандемии, в том числе через широкий охват населения вакцинацией, участники круглого стола считают необходимым обеспечение свободы выбора людей в отношении вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19 и исключение каких-либо форм открытой или скрытой сегрегации людей, отказавшихся от таковой вакцинации по какой-либо причине. Следует заметить, что обнаружившиеся случаи манипулятивного принуждения к вакцинации и иных действий, направленных против упомянутой выше свободы выбора, вызывают в обществе негативную реакцию и лишь усиливают слухи и тревожные настроения в отношении предпринимаемых в области здравоохранения мер.
Обеспокоенность части общества в отношении применения вакцин, в том числе вакцин от коронавирусной инфекции COVID-19, обусловлена, среди прочих причин, опасениями в связи с рисками поствакцинальных осложнений и формального подхода к иммунопрофилактике, не учитывающего индивидуальные особенности людей. Участники круглого стола, отмечая, что оценка эффективности и степени риска побочных эффектов медицинских препаратов не входит в задачи и компетенции Церкви, подчеркивают важность широкого экспертного и общественного обсуждения данных проблем и надлежащей проверки используемых препаратов на предмет побочных эффектов, в том числе отложенных, а также сертификации этих препаратов. Не менее важным представляется полноценное и доступное информирование людей, принимающих решение о вакцинации, о степени ее необходимости и возможных последствиях. Ясное и публичное разрешение должен получить и вопрос о достаточной медицинской помощи и социальной поддержки людей, в случае возникновения у них тяжёлых или долгосрочных поствакцинальных осложнений.
При этом участники круглого стола считают недопустимым и греховным распространение ложных учений, отождествляющих вакцинацию с "принятием печати антихриста", равно как и конспирологических утверждений о якобы производимом посредством вакцинации тайном чипировании человечества.
В церковном сообществе смущение вызывает то, что при создании отдельных вакцин, в том числе некоторых из вакцин от коронавирусной инфекции COVID-19, были использованы клеточные культуры, выращенные из эмбриональных человеческих клеток, полученных вследствие аборта, пусть даже совершенного полвека тому назад и более. Как отмечено в Основах социальной концепции, Русская Православная Церковь считает недопустимым "изъятие и использование тканей и органов человеческих зародышей, абортированных на разных стадиях развития, для попыток лечения различных заболеваний" (XII.7). Следует заметить, что по информации разработчиков в самих вакцинах не содержатся клетки эмбрионального происхождения, а упомянутые выше клеточные культуры уже много лет используются для создания вакцин. При этом по замечанию представителей ученого мира — участников круглого стола — при тестировании на стадии разработки иных вакцин и множества других медицинских препаратов также используются подобные эмбриональные человеческие клеточные культуры. Участники круглого стола, констатировав эту ситуацию, полагают необходимым, чтобы фармацевтические компании изыскивали возможность применения технологий, исключающих использование упомянутых клеточных культур.
С учетом изложенного участники круглого стола считают, что в настоящее время, в случае отсутствия доступной альтернативы, имея в виду угрозу для здоровья и жизни людей от коронавирусной инфекции COVID-19, православный человек, использующий вакцину от этой болезни, созданную или тестированную с применением эмбриональной человеческой клеточной культуры, не сопричастен греху аборта, в результате которого была создана эта клеточная культура. При возможности выбора между подобной вакциной и вакциной, разработанной без использования эмбриональных человеческих клеточных культур, участники круглого стола высказываются в пользу применения последних вакцин, как этически более приемлемых.
Участники круглого стола призывают к уважительному отношению к позиции как тех людей, которые считают возможным применение для себя или своих детей вакцин, изготовленных с использованием эмбриональной человеческой клеточной культуры, так и тех, кто отказывается от такового применения.
Участники круглого стола считают необходимым продолжение дискуссии о моральных аспектах широкого использования в медицине клеточных культур, выращенных из эмбриональных человеческих клеток».
5. Ответ на 3, Русский Иван:
4. Ответ на 3, Русский Иван:
3. Сначало ИНН
2. причём тут осложнения?
1. Одним яхты, другим — призывы...