В Москве 15 мая состоялась VI Православная татарская конференция — Татарская секция «Путь Александра Невского: православная основа татарско-русского единства» XXIХ Международных образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» и VI Всецерковного съезда епархиальных миссионеров. Мероприятие прошло в конференц-зале «Ладога» отеля Hilton Garden Inn по адресу: Верхняя Красносельская ул., 11А, стр. 4, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Русской народной линии».
Председательствовал на конференции архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат. Соведущая и куратор мероприятия — Бухарова Динара Абдулбяровна. Кураторы — Марков Максим Анатольевич и Сабирьянова Наиля Тимуровна. Работу конференции предварила молитва на татарском языке. По благословению владыки Каллистрата Динара Бухарова прочитала торжественный тропарь Пасхи Христовой «Мәсих үледән терелеп торган, үлеме белән үлемне юкка чыгарган, кабердәгеләргә дә терелек бүләк иткән», затем владыка прочитал краткую молитву об упокоении основателя татарской православной общины отца Даниила Сысоева.
После приветственного слова председателя секции с первым докладом «Ислам и христианство. Конкуренция, партнёрство или противостояние» выступил Давид-Амир Садур, преподаватель сравнительного богословия университета Дмитрия Пожарского. В своём выступлении Давид-Амир отметил важность диалога между христианами и традиционными для России мусульманами, необходимость наличия программ по изучению ислама в системе подготовки православных священнослужителей. Предложил обратиться к Священному Синоду Русской Православной Церкви с просьбой воссоздать Казанскую Духовную Академию как профильный центр для этих целей.
В своём приветственном слове о деятельности Общины православных татар, башкир, казахов и других тюркоязычных народов Бузулукской епархии (Оренбургская обл.) и проделанной работе за прошедший год в условиях пандемии рассказал её руководитель Олег Ахметшин-Быков. Владыка Каллистрат поручил Олегу Ильдусовичу к следующей конференции подготовить подробный доклад о деятельности представляемой им организации на территории Татарстана, Башкирии и Оренбуржья.
Динара Бухарова огласила приветственное слово заместителя Главы Всемирного Русского Народного Собора Константина Малофеева. Говоря о русско-татарском единстве, он отметил, что татары — «великий народ с уникальной, многорелигиозной историей и культурой, с той самой "цветущей сложностью", в которой есть место и православным христианам, и мусульманам, но нет места ненависти и вражде. И богатая как православными, так и мусульманскими святынями Казань, древние Свияжск и Болгар наглядно демонстрируют это, являясь неотъемлемой частью великой русской культуры, основы нашего государственного бытия и исторического пути» (полный текст приветствия).
Протоиерей Максим Обухов в докладе «Программа изучения татарских имён в контексте взаимодействия культур» вновь обратил внимание участников конференции на миссионерскую целесообразность и необходимость допустимости Крещения татар и представителей других народов, особенно восточных, с их родными именами, а также о результатах работы группы миссионеров под его руководством, направленной на системное изучение татарских имён. Отец Максим отметил, что имена легко перетекают из одной культуры в другую, у татар распространена практика наречения детей многообразными татарскими, персидскими, арабскими, русскими, немецкими и другими именами, и они очень трепетно и болезненно относятся к смене имени. Тем более каноны Церкви, на самом деле этого не требуют, поэтому есть необходимость обратиться к Священному Синоду с просьбой подготовки и издания документа, допускающего Крещение не по святцам. Владыка Каллистрат заметил, что подобная работа необходима, но решение миссионерской задачи должно быть постепенным, и поручил отцу Максиму и возглавляемой им группе продолжить исследовательскую деятельность на данную тему. В то же время владыка секции предостерёг от попыток достичь правильных целей неправильным по форме путём, предложил действовать непосредственно через него.
По техническим причинам не смог принять участие в конференции архимандрит Александр (Заркешев), настоятель русского храма святого апостола Филиппа в Шардже (ОАЭ), но просил озвучить, что сердечно приветствует всех участников конференции и желает помощи Божией в работе досточтимого собрания! Владыка Каллистрат от лица участников конференции принял приветствие и пожелания, выразил надежду, что отец Александр примет участие в следующих секциях.
Доклад на тему: «Беседы о православии в шиитском университете города Кум» прочитала Юлия Митенкова, автор ряда статей в востоковедческих журналах и на сайте «Афганистан.ру», автор книги «10 лет на Востоке, или записки русской в Афганистане», переводчик фарси/дари. Одним из важных моментов доклада было замечание, что проповедь Христианства шиитам и суннитам сильно отличается по ряду моментов, так как шиитам легче принять православное учение о святых, признать иконы. Также докладчица озвучила ряд типовых вопросов, которые ей задавали шииты. На данные вопросы развёрнуто ответил архиепископ Каллистрат.
С кратким сообщением выступил профессор, историк и писатель Александр Черемнин. Он подчеркнул, что сын Батыя Сартак был православным христианином, среди татар было много христиан, до насильственной исламизации Золотой Орды ханом Узбеком, на момент правления хана Тохты среди её населения преобладали православные христиане. Особо отметил, что многие роды Российской Империи — это православные татарские роды, а православные татары являются наследниками православных ордынцев. Православие было широко представлено среди татар ещё до их исламизации.
Для тех участников Шестой православной татарской конференции, которые не смогли приехать из других регионов, был организован телемост. Так по удалённой видеосвязи из Казани прочитал свой доклад «Русско-татарское единство в условиях православного большинства» Михаил Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отделения «Русского Собрания», доцент Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры.
Докладчик подчеркнул, что исторически на территории Татарстана проживали тюркоязычные племена, которые приняли Православие раньше русских, и раньше, чем волжские болгары познакомились с исламом, современные кряшены считают себя духовными потомками тех православных тюрков. С другой стороны, часть татар Казанского Ханства действительно стали исповедовать православное Христианство после присоединения Казани в 1552 году. Однако, большинство кряшен выводят свое происхождение не от них. В настоящее же время процессы ассимиляции русскими татар, в том числе утрата татарами родного языка, являются естественными, а не искусственными, что утрата татарами родной национально-культурной идентичности не нравится, и некоторые из них пытаются создать далёкий от реальности миф о том, что во всем виноват Иоанн Грозный и «русское завоевание» Казани, это ведёт к сепаратизму и исламизации региона, однако сегодня вряд ли найдутся «горячие головы» в руководстве республики, готовые открыто это заявить. Михаил Юрьевич отметил огромную роль Николая Ильминского, созданной им системы христианского просвещения народов на родных языках и его учеников в православной миссии среди кряшен, чувашей, алтайцев и других.
Динара Бухарова, руководитель Региональной общественной организации по сохранению и развитию родного языка и культуры «Союз православных татар», директор Татарской национально-культурной автономии района Тёплый Стан ЮЗАО г. Москвы, руководитель Московской татарской православно-христианской общины, прочитала доклад «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви и принятая в 2020 году стратегия развития татарского народа». В нём было отмечено, что святой благоверный князь Александр Невский сделал исторический выбор между римокатолическим Западом и веротерпимым Востоком в пользу Востока ради сохранения и распространения веры Христовой среди татар и подчинённых им народов. Основанием для объединения с татарами был тот факт, что значительная их часть уже были христианами как православными, так и неправославными, но в условиях свободы вероисповедания, гарантированной основным законом — Ясой, легко переходящими в Православие. Тем более, что ханы имели особое расположение к Православной Церкви. Тем самым Татарско-русское единство сложилось естественным образом на православной основе в первый период существования Золотой Орды — в период веротерпимости. Затем последовала насильственная исламизация татар, из-за чего татарско-русское единство пошатнулось, а сами татары стали разделённым народом. И сейчас спустя 7 веков татары, осознав ошибку хана Узбека, 29 августа 2020 года в Казани на расширенном заседании «Милли джиены» с участием Рустама Минниханова, Минтимера Шаймиева, Марата Хуснуллина и всей элиты Татарстана приняли судьбоносный манифест — стратегию развития татарского народа, где признали Православие исторически традиционным для татарского народа. Татары официально на высоком уровне признали себя членами семьи восточных народов, окормляемых Русской Православной Церковью. Тем самым татары не только признали исторический факт, но и задекларировали намерение быть в единстве с русскими на основе Православия при условии сохранении своей национально-культурной идентичности. Право оставаться татарами, пребывая во Христе в единстве со всеми, зафиксировано в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Теперь основной миссионерский документ «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» следует применять по отношении к татарам и другим потомкам исламизированных ордынцев с учётом уже принятого судьбоносного манифеста — стратегии развития татарского народа. Сегодня эти документы являются основными официально принятыми документами, регламентирующими отношения Церкви Христовой и татар.
В развитие темы цивилизационного выбора святого благоверного великого князя Александра Невского выступил Кирилл Фролов, глава отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института Стран СНГ, с докладом «Святой Благоверный князь Александр Невский — воин Руси и Креститель Орды». Докладчик отметил роль духовника Александра Невского — митрополита Кирилла III, галичанина, который видел ту опасность, которую православной Руси несёт сближение с Западом. Именно митрополит Кирилл перенёс митрополичью кафедру из Киева во Владимир. По его словам, Россия благодаря выбору Александра Невского стала преемницей как Золотой Орды, так и Византии, это важно помнить особенно в наше время. И совершено не правы те, кто говорит, что выбор Александра Невского был ошибочным, потому что православная миссия среди татар якобы провалилась. Она не провалилась, это доказывают многие факты: не только то, что православные татары существуют по сей день, но и то, что в условиях борьбы с польскими оккупантами, когда татары могли ударить в спину Москве и вернуть себе независимость, они этого не сделали и были в единстве с русскими, и вместе с русскими построили великую Православную Империю — Катехон. Не просто так Царь Иоанн Грозный посадил на московский престол православного татарского Царя Симеона Бекбулатовича Саина Булата. Он тем самым показал татарам, что они едины с русскими на основе Православия, что татары являются вторым государствообразующим народом, а Россия — преемницей Золотой Орды.
В работе конференции также принял участие член Миссионерского движения пророка Даниила Михаил Бабенко. Он выступил с докладом «Сравнение пророков Библии и Корана». По его мнению, человек должен идти по пути Иисуса, Который является не просто Человеком и Пророком, но Совершенным Человеком, Совершенным Пророком, Сыном Божиим, Богом, Богочеловеком, Мессией, Искупителем, Спасителем, единственным Посредником между Богом и людьми. Владыка Каллистрат отметил, что тема православного свидетельства мусульманам настолько важна, что в следующем году возможно проведение специальной секции, посвящённой непосредственно прямой внешней миссии среди мусульман.
С завершающим докладом «Православие как фактор единения татарских общин современной России» выступил Евгений Бородин, меценат, руководитель Института региональной политики (г. Москва), председатель Попечительского совета некоммерческой организации «Благотворительный Фонд XXI век» (г. Казань), доктор политических наук, кандидат экономических наук. Он подытожил конференцию и дал практические рекомендации относительно постановки стратегических задач, в частности необходимости запланировать на 2029 год торжественное празднование мученической кончины в городе Болгар Республики Татарстан святого мученика и чудотворца Авраамия Болгарского. Кроме того, Евгений Анатольевич отметил исключительное значение в межрелигиозных отношениях указанного города, что Болгар является одновременно священным местом не только для мусульман, но и для православных христиан и возрождение Казанской духовной академии возможно и целесообразно проводить в Болгаре, это может быть компромиссным решением в том случае, если руководство региона не захочет возвращать историческое здание академии, расположенное в Казанском кремле. При этом Казанская духовная академия должна стать главным центром подготовки кадров для проповеди Православия татарам. Также докладчик сообщил, что вопрос Крещения с татарскими именами имеет лучшую перспективу положительного решения, если параллельно с церковными исследованиями по данной проблематике проводить научные исследования.
В завершение мероприятия по благословению владыки Каллистрата Динара Бухарова прочитала молитву на татарском языке. Затем всех гостей мероприятия ждал приятный сюрприз — татарское национальное блюдо – перемячи. Кроме того, во время проведения VI Миссионерского съезда был организован фуршет. Так что каждый его гость и участник получил не только духовную, но и телесную пищу.