В последние годы настолько увеличилось число осквернений подростками и молодыми людьми символов воинской славы – памятников, мемориальных комплексов, захоронений, что этим озаботились уже и на самом высоком уровне. Реакция большинства адекватных людей однозначна – наказывать выродков, причем так, чтобы мало не показалось! И это правильно. Вот только случаев таких все больше, и причину подобного поведения наказание – даже самое суровое – не устраняет. Потому что причина вовсе не в незнании истории, не в низкой культуре. Она кроется гораздо глубже.
В Чистоозерном районе Новосибирской области – самой что ни на есть сибирской глубинке, расположенной от областного центра более чем в пятистах километров, – на фронт ушли 7 865 человек. Погибли и пропали без вести 2 559 человек. Вернулись домой с победой – 5 306 человек. Оставшиеся в тылу трудились не покладая рук, чтобы обеспечить советскую армию продовольствием, вооружением, теплыми вещами.
Прошли годы – совсем немного, по историческим, да и по человеческим меркам, – и дети тех, кто спасал Родину от фашизма, ушли защищать интересы своего государства в Афганистане. Можно по-разному относиться к этой войне, но, как сказал один из ветеранов-афганцев, бывший чистоозерец, ныне – депутат Верховного Совета Хакасии Петр Синьков, тогда «мы на 10 лет отсрочили появление у наших границ американских войск, наркотрафика; было пресечено проникновение радикального ислама в среднеазиатские республики».
Прошло еще совсем немного времени – и уже внуки тех, кто воевал в Великую Отечественную, встали на защиту целостности страны на Северном Кавказе.
Их правнуки сейчас воюют в Сирии.
И это не красивая фигура речи – это действительно так. Если проследить историю многих семей в Чистоозерном районе, то окажется, что за последние 80 лет все мужчины в роду воевали. Только вдумайтесь в эти слова: Все Мужчины В Роду. И ключевое слово здесь – род. Та самая память предков, которая передается из поколения в поколение.
Разве может позволить себе сын ветерана Афганистана осквернить могилу своего отца? А внук – разрушить памятник, на котором выбито имя деда? Вы думаете, может? И я, если честно, тоже думаю, что современный сын и современный внук – могут. И знаете, почему? Потому что у них отсутствует понятие рода.
Любители генеалогии ухитряются порой проследить историю своих предков чуть ли не до 10 колена. Но интересно было бы посмотреть, как это получится у тех, кто захочет исследовать свою родословную, начиная со второй половины 20-го века. Ведь именно с тех пор как процедура развода была максимально упрощена, а матери-одиночки получили право при рождении ребенка по собственному разумению указывать в графе «отец» его данные (так называемая справка «формы 25»), понять, кто чей сын, стало практически невозможно.
Посудите сами: к примеру, женщина выходит замуж, рожает сына, потом разводится и выходит замуж второй раз. Ее новый супруг воспитывает сына от первого брака по своему разумению, а мать, естественно, не забивает себе голову историей предков бывшего мужа, какие бы героические они ни были. В результате, сын вырастает, фактически, Иваном, не помнящим родства – в полном смысле не помнящим и не знающим.
Второй пример: женщина рожает ребенка без мужа, воспитывает его по принципу «одет–обут–накормлен». Ни о каком роде он и понятия не имеет, отца своего в глаза не видел и мать тщательно хранит тайну его происхождения. Будет такой подросток или молодой человек испытывать почтение к памяти чужих предков? Глубоко сомневаюсь.
Падение женской нравственности имеет много последствий. И одно из самых печальных – разрушение памяти рода. Ведь цепочки родов и составляют память нации. Она немыслима без этого. Не может народ не знать, кем были их отцы, деды, прадеды, прапрадеды... А сейчас происходит именно это. Мы, женщины, бездумно уничтожаем память своего народа, лишаем будущие поколения его истории. Мы ради своего сиюминутного удовольствия обрываем нити, связывающие наших детей с их прошлым.
Героиня фильма «Семнадцать мгновений весны» сказала: «Без прошлого нет будущего». Сегодня эта фраза приобретает пророческий смысл.
Я не берусь указывать, что надо делать, чтобы изменить ситуацию и предотвратить надвигающуюся катастрофу – а при все более увеличивающихся количестве разводов и числе матерей-одиночек, никогда не бывших замужем, потеря национальной памяти, действительно, неотвратимая катастрофа. Я могу лишь констатировать: сто лет женской свободы в России показали, что этот социальный эксперимент не удался. Разрушение традиционного уклада жизни, института брака и традиционных ролей женщины и мужчины в семье чревато не только появлением многочисленных «Иванов-непомнящих», не чтущих славу неизвестных им предков. Оно грозит обернуться социальным хаосом, уничтожением самих понятий «народ» и «нация». Мы, женщины, по своему безрассудству способны это сделать. Так что решать эту задачу надо не нам, а вам – родо-начальникам. Тем, чьи предки и создали национальную историю нашего государства, историю Русской земли.
Галина Анатольевна Пырх, член Союза журналистов России, Новосибирск
208. офф
207. Ответ на 201, Константин В.:
206. Ответ на 201, Константин В.:
205. Ответ на 203, Константин В.:
204. Ответ на 200, Константин В.:
203. Ответ на 191, В.Р.:
202. Ответ на 200, Константин В.:
201. Ответ на 192, В.Р.:
200. Ответ на 190, В.Р.:
199. Ответ на 197, Алина: