«Битва за Оружие Великой Победы». Так называется новый музей на Прохоровом поле, посвященный труженикам тыла. Само название музея, открытого в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, свидетельствует о растущем понимании того, какое огромное значение имела каждодневная напряженная работа в условиях мобилизационной экономики по созданию новых образцов техники и вооружения в предвоенные годы и во время войны.
Среди документальных материалов, на которые музейные работники опирались при создании экспозиции, обращает на себя внимание книга Натальи Сидориной «Крылатый металл. Русский прорыв». Она была издана Всероссийским институтом авиационных материалов (ФГУП ГНЦ ВИАМ) с предисловием академика Евгения Николаевича Каблова в 2017-м и переиздана уже в третий раз в 2020 году, что уже само по себе говорит о её востребованности. Это документальное исследование посвящено жизни и деятельности выдающегося русского учёного, основателя целой школы материаловедения в авиации и машиностроении, лауреата Государственной премии СССР профессора Ивана Ивановича Сидорина (1888–1982). Знаменательно, что эта книга написана его внучкой членом Союза писателей России с отражением весьма непростой, во многом противоречивой и вместе с тем героической эпохи.
Наталье Сидориной удалось на конкретном материале показать особенности Русского экономического чуда, о котором пишут и говорят не только российские, но и зарубежные учёные. Среди них известные экономисты Валентин Катасонов, Андрей Фурсов, Сергей Глазьев, а также самые проницательные и осведомлённые зарубежные политики и учёные. Например, американские экономисты Абрам Бергсон и Мартин Малиа. На Западе свой неизбывный страх перед Россией некоторые политики объясняют экономическим чудом русских в предвоенное десятилетие, когда этому «совершенно непредсказуемому народу» удалось из руин Первой мировой войны, революции, Гражданской войны неожиданно поднять на мировой уровень свою науку, экономику, технику и одержать победу во Второй мировой войне. При этом принято считать, что Русское экономическое чудо 30-х годов продлилось ещё два десятилетия вплоть до конца 50-х годов.
Наталья Сидорина в своей книге приводит весьма важный архивный документ. Это докладная записка «К вопросу об организации русской алюминиевой промышленности» от 18 ноября 1921 года, написанная молодым инженером Иваном Сидориным в Главное Управление Военной промышленности. В ней содержится подробное обоснование необходимости создать в стране для начала один завод по производству чистого алюминия и один завод по производству алюминиевых сплавов. По сути, Сидорин этим предложением как нельзя вовремя запустил процесс создания отечественной алюминиевой промышленности, без которой мы бы встретили войну на деревянных самолётах. Получается, что он спас нашу страну от неминуемого разгрома с воздуха.
Как известно, в 1923 году В.И.Лениным был подписан план ГОЭРЛО, который предусматривал строительство Волховской гидроэлектростанции и строительство алюминиевого завода. Первый алюминий был получен в 1932 году. Наладить производство отечественного сплава типа дуралюмин под названием кольчугалюминий, как подчёркивает Наталья Сидорина, удалось на десять лет раньше, что послужило основой для развития отечественного металлического самолетостроения.
А всё началось, по словам Натальи Сидориной, с закрытия концессии немецкой фирмы «Юнкерс», которая по договору с Советским правительством должна была в предельно короткие сроки наладить цельнометаллическое самолётостроение у нас в стране. Однако, по сути, эта фирма свела свою деятельность к элементарной сборке немецких полуфабрикатов руками советских рабочих.
Иван Иванович Сидорин, назначенный председателем Комиссии по проверке деятельности фирмы «Юнкерс», добился с большим трудом закрытия её концессии, доказывая необходимость создания отечественного Воздушного Флота. А для этого надо было прежде всего разработать, получить и наладить производство нового металла. Так, благодаря усилиям учёного-металлурга, металловеда Сидорина у нас в стране заработала, по сути, первая программа импортозамещения. Крылатый металл, полученный им в 1922 году в посёлке Кольчугино Владимирской области на небольшом меднообрабатывающем заводе, получил название кольчугалюминий.
Недавно, заинтересовавшись книгой Наталии Сидориной «Крылатый металл. Русский прорыв», телеканал «Звезда» создал документальный фильм о крылатом металле, из которого Андрей Николаевич Туполев построил все свои первые самолёты, подорвав тем самым ещё в 1923 году немецкую монополию на металлическое самолётостроение. Его примеру последовали и другие советские авиаконструкторы. Однако первопроходцами в деле создания в нашей стране цельнометаллического Воздушного Флота телеканал «Звезда» справедливо считает Туполева и Сидорина. Это они на всех дискуссиях, включая правительственные инстанции, отстаивали «в стране лесов» преимущества металла перед деревом, опираясь при этом на свои первые успехи в ЦАГИ.
Действительно, самолет АНТ-3 под названием «Пролетарий», обшитый гофрированным кольчугалюминием, совершивший в 1926 году трехдневный перелёт по столицам Европы, потряс мир. Более того, удалось выиграть Международный суд в Гааге, где гофрированный кольчугалюминий «волна ЦАГИ» был признан оригинальным металлом, многократно превосходящим по ряду показателей немецкий дуралюмин. Так фирма «Юнкерс», подавшая иск на то, что у неё похитили патент, оказалась совершенно неожиданно для себя в проигрыше и, по сути, в клеветниках.
В 30-е годы Иван Иванович Сидорин, научный руководитель Всесоюзного института авиационных материалов, возникшего на основе Отдела испытания авиационных материалов ЦАГИ, работал над внедрением в производство созданной им высокопрочной стали хромансиль, не содержащей дорогостоящего молибдена, который закупался за границей. С конца 30-х годов эта сталь широко используется в авиации, а также в машиностроении. Но только в середине 50-х годов во время Корейской войны, сбив советский самолёт, американцы поняли, что их аналог данной стали значительно слабее по своим показателям. А это означало, как подчёркивает автор книги о Русском прорыве, отставание как минимум на 15 лет со стороны Америки, которую, оказывается, не всегда надо догонять.
В 1937 году на самолёте «АНТ-25» Валерий Чкалов совершил легендарный перелёт через Северный полюс в США. Казалась бы, победа. И Туполев с Сидориным не виноваты, в том, что герой Советского Союза Сигизмунд Леваневский, полетевший вслед за Валерием Чкаловым и Михаилом Громовым на другом самолёте, преодолев Северный полюс, пропал без вести.
Однако ещё в 1935 году Сигизмунд Леваневский после своей первой неудачи перелёта через Северный полюс на АНТ-25 назвал конструктора врагом народа при Сталине в своё оправдание. И в 1937 году об этом вспомнили. К тому же, и Туполев, и Сидорин, будучи православными людьми, в партию так и не вступили. По признанию В.М.Молотова, на которое Наталья Сидорина обратила особое внимание, о многих разговорах в окружении Туполева компетентным органам было хорошо известно. «Они нас не поддержали», – вздыхал на старости лет с чувством некоторой обиды бывший руководитель страны в беседе с писателем Феликсом Чуевым.
Как лётчик Гражданской Авиации, летавший на Ту-104, хочу отметить, что книга «Крылатый металл. Русский прорыв» долгожданная и вместе с тем неожиданная. Много ходило разных легенд о становлении отечественной авиации. Одна из них о быстром создании самолета Ту-104. От нас лётчиков требовали вступления в партию. И замполиты, как правило, приводили в пример Туполева. Они говорили, что от конструктора потребовали сделать в кратчайшие сроки самолёт или положить на стол партийный билет. А тут оказывается, что он не был партийным. Для такого самостояния в те времена требовалось особое мужество. Конечно, и Туполев, и Сидорин с трудом вписывались в существующие рамки. Поэтому живучим оказалось мнение, что их спасла война. Однако и после войны они не вступили в партию. Получается, что их гений включал в себя, кроме всего прочего, и неизбывное мужество.
Да, существует мнение, что Туполева, Сидорина, Стечкина и других учеников «отца русской авиации» профессора Николая Егоровича Жуковского спасла война. Их просто не смогли заменить новыми кадрами из «красной профессуры». Сказалась школа Жуковского, чей Воздухоплавательный кружок при Императорском Московском Техническом Училище стал, по образному выражению Натальи Сидориной, колыбелью Русской авиации. Конечно, ИМТУ можно переименовать в МВТУ им. Н.Э. Баумана. И домовую церковь можно закрыть в нём. Но, оказывается, были и незаменимые учёные, вышедшие из этих мощных, некогда дворцовых стен. Более того, в МВТУ в 1929 году Ивану Ивановичу Сидорину удалось создать первую в мире кафедру Металловедения и выпустить первый в мире учебник по этому предмету. Кстати, любимым учеником Туполева в МВТУ был Сергей Королёв, которого авиаконструктору удалось в годы войны вызволить с Колымы и взять в свою шарашку. Обо всём этом Наталья Сидорина рассказывает, опираясь на семейный архив.
В годы Великой Отечественной войны Сидорин и Туполев встречались по работе эпизодически. Однако они были в курсе проводимой коллегами и соратниками в своих шарашках работы во имя Победы. К концу войны Туполеву удалось наладить серийное производство пикирующего бомбардировщика Ту-2, который по своим показателям во много раз превосходил самолёт Владимира Петлякова Пе-8.
Иван Иванович Сидорин в 1942 году по особому распоряжению Сталина был направлен на работу главным металлургом 45 завода (ныне «Салют») в Москву для налаживания серийного производства самого мощного в мире дизельного мотора АЧ-30Б конструкции Алексея Чаромского для бомбардировщика дальнего радиуса действия Ер-2 конструкции Владимира Ермолаева, который умер в 1944 году от тифа. Его ОКБ перешло к Павлу Сухому, ученику Туполева.
Любые успехи в общем деле, направленном на Победу, поощрялись орденами, медалями, квартирами, возможностью повидаться с родными и даже досрочным освобождением, что ещё не означало полного снятия судимости, наступившего для Сидорина и Туполева только в конце 50-х годов.
Историческая справедливость восторжествовала. Однако, думается, не в полной мере. Наталья Сидорина на протяжении многих лет записывала рассказы своего деда, выдающегося деятеля науки, что, в конце концов, вылилось в написание талантливой и очень нужной книги о Русском прорыве, осуществлённом в невероятно трудных условиях. Есть чему поучиться. К счастью, до недавнего времени Всероссийский институт авиационных материалов, выпустивший эту уникальную книгу, осуществлял её благотворительную рассылку по школам, вузам и библиотекам. При государственной поддержке данную акцию можно было бы расширить, и вместе с тем, наградить автора Наталью Сидорину Государственной премией. Вношу это предложение как ветеран труда и штурман самолётов ТУ-104, а также Ту-134. В заключение по просьбе многих лётчиков, в том числе фронтовиков, привожу своё стихотворение.
Иван Иванович Сидорин,
Учёный, русский инженер,
В Стране Советской Божий Воин,
Звезды Господней Кавалер.
Бог осенил его чело.
Его душа преград не знала –
Он Русь поставил на крыло
Из легкокрылого металла.
Былых и будущих веков
Он видел связь в единстве правил.
И сам своих учеников
На страже Истины поставил.
Григорий Петрович Калюжный, ветеран труда, член Союза писателей России
1.