Вчера Президент России Владимир Путин провёл встречу с председателем Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Эллой Памфиловой, сообщает сайт Кремля. Глава ЦИК информировала Президента о развитии избирательной системы России и подготовке к предстоящей выборной кампании.
Глава государства напомнил, что «впереди большая избирательная кампания в Государственную Думу и в регионах».
Э. Памфилова доложила о работе ЦИК за последние пять лет.
«Что очень важно – самый главный итог этих пяти лет, – что возросло существенно доверие наших граждан и к самим выборам, и к системе избирательной, - утверждает чиновница. - И, я считаю, каждый день надо работать на то, чтобы это доверие оправдывать и чтобы оно возрастало».
По её словам, в ходе прошлых избирательных кампаний «желающих среди наших оппонентов уж если не сорвать это голосование, то серьёзно его дискредитировать, было более чем достаточно. То есть работали в довольно непростой среде вплоть до того, что в масштабах всей России пытались оказывать давление на членов комиссий, для того чтобы они выходили из состава комиссий, чтобы они не являлись в дни голосования, не работали, то есть пытались вообще дестабилизировать работу комиссий. Но опять-таки система крепкая, она это выдержала, и наши коллеги в регионах буквально до каждого желающего проголосовать добирались: и в тайгу, и в тундру, и на море, на лошадях, на вертолётах, на лодках, как угодно, – чтобы действительно все, кто желает отдать свой голос, смогли этим воспользоваться».
«Люди действительно выкладывались полностью. И я считаю, что очень несправедливо, когда наши оппоненты – Вы их любите называть иногда партнёрами – и те, кто им помогает, часто какой-то недоправдой пытаются умалить труд этих замечательных людей (их почти под миллион, эти люди в основном несут общественную миссию) или в худшем случае вообще дискредитировать эту работу», - отмечает глава ЦИК.
«Но, Вы знаете, распространяются уже много лет стереотипы, Вы знаете такое крылатое выражение, что неважно, как люди голосуют, важно, как посчитают. Перефразируя это выражение, я бы сказала так: очень важно, как люди голосуют, но не менее важно и то, как считают. А как считают – это зависит от того, кто считает. Опять-таки вот этот стереотип, я бы так сказала, перевёртыш, когда в ряде западных стран считают как раз чиновники, а они пытаются представить, что в нашей комиссии сидят одни чиновники, берут под козырёк и по команде вышестоящего начальника они дают тот результат, который нужен.
Вот всё с точностью наоборот, поскольку у нас как раз принцип формирования комиссии таков, что уже внутри неё заложена система сдержек и противовесов, внутренний самоконтроль, перекрёстный самоконтроль, поскольку у нас не менее половины в составе комиссии должны представлять политические партии. И практически все "живые" партии, все действующие партии, и их представители входят в состав этих комиссий. Кстати, законом приоритет как раз отдан именно им для назначения своих представителей, в том числе граждане из своих собраний могут делегировать своих представителей. То есть в составе комиссии люди разных профессий, разных вероисповеданий, разной политической ориентации представляют весь огромный социально-политический и общественный срез общества», - заявила Э. Памфилова.
«Более того, это второй расхожий, я бы сказала, ложный стереотип, который вбивался в голову, насчёт того, что чиновники, чиновники, сплошные чиновники. У нас по закону положено, чтобы в состав комиссии входили не более 50 процентов муниципальных и государственных служащих. За это время у нас их число снизилось в субъектовых комиссиях и территориальных вдвое, максимум – где-то до четверти, то есть не более четверти. А если говорить о самых массовых комиссиях, участковых комиссиях, там вообще ничтожное количество – менее 6 процентов. Какой админресурс внутренний, о чём можно говорить?» - недоумевает чиновница.
По её словам, ЦИК «представляет общий срез общества».
«Теперь насчёт внешнего админресурса. У нас тоже за эти годы произошли серьёзные изменения, то есть он минимизирован благодаря некоторым факторам. Во-первых, у нас ужесточено и уголовное, и административное наказание за сговор, за попытки фальсификации, серьёзно ужесточено.
С другой стороны, мы создали настолько прозрачную систему, что даже если у кого-то и появилось тайное желание себе улучшить результат, то это моментально становится явным, то есть мы сделали эту систему – это тоже большое достижение – очень прозрачной для контроля общества. И у нас внутренний контроль, о котором я сказала, и внешний контроль в виде нашего наблюдательского сообщества – оно одно из самых сильных в мире, даже трудно назвать страну, где было бы такое мощное наблюдательское сообщество», - не без гордости сообщила глава ЦИК.