В понедельник, 5 апреля, Президент России Владимир Путин поручил добиться в регионах с низкими социально-экономическими показателями опережающего роста доходов населения и инвестиций в основной капитал. Такой пункт содержится в перечне поручений по итогам совещания с членами правительства, опубликованном на сайте Кремля, сообщает ТАСС.
«Правительству РФ совместно с органами государственной власти субъектов РФ обеспечить реализацию индивидуальных программ социально-экономического развития регионов с уровнем социально-экономического развития ниже среднероссийского и достижение конкретных целевых результатов в виде опережающего роста реальных денежных доходов населения и инвестиций в основной капитал», - указано в документе.
Доклад по этому вопросу должен быть представлен до 1 июля 2021 года, далее - раз в полугодие. Ответственными за исполнение назначены премьер-министр РФ Михаил Мишустин и высшие должностные лица субъектов.
В 2019 году были определены десять регионов России с самыми низкими социально-экономическими показателями: Республика Алтай, Карелия, Тува, Курганская область, Адыгея, Марий Эл, Алтайский край, Чувашия, Псковская область и Калмыкия. Для каждого из этих субъектов в правительстве был назначен куратор и утверждены индивидуальные программы развития, на их реализацию было решено направить в два этапа 100 млрд рублей.
Поручение Президента России проанализировал в телефонном интервью «Русской народной линии» д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин Юрьевич Катасонов:
Если бы мне поручили исполнение данного указа Президента, то сначала я стал бы выяснять, что такое «опережающий рост доходов».
К сожалению, вынужден заметить, что документы и поручения Президента России сформулированы таким образом, что непонятно, как их исполнять: казнить нельзя помиловать. Но какие критерии предлагаются? Что относить к отстающим регионам, а что к регионам опережающего развития?
Уровень доходов населения? Но если речь идёт о том, что какие-то регионы отстают по доходам, то в поручении правильнее было бы написать не «опережающий рост доходов», а «ликвидация отставания».
Я писал документы, поэтому понимаю, что поручение – это определённый жанр, требующий определённых формулировок. Но мне кажется, что распоряжения и поручения пишут не шибко грамотные люди.
Но что означают термины «опережающие темпы развития» и «ликвидация отставания»? Разве в государстве имеются плановые показатели? Нет, таковых не имеем. Поэтому возникает вопрос: на что ориентироваться?
В советское время ориентировались на плановые показатели – на пятилетку, на год и даже на отдельные кварталы. А на что сегодня ориентироваться? На средний показатель по госпиталю?
Я как экономист стремлюсь чётко определить количественные параметры задания Президента. Но в указе возможно различное толкование. И современные чиновники, как правило, рассматривают указы в свою пользу. В каждом документе размытые формулировки дают возможность чиновнику найти лазейку и исполнить поручение Президента формально.
В целом ситуация в стране катастрофическая. И решать проблему надо по-другому. Почему в стране такая дифференциация в доходах и даже в темпах роста доходов? В каких-то регионах страны даже зафиксирован плюс, в большинстве – минус. Но ведь это результат ползучей суверенизации регионов – сепаратизма. В своё время Борис Ельцин призывал: берите суверенитета столько, сколько сможете. А вспомните, какие шли указы в начале пандемии: решайте проблему с коронавирусом с учётом местных условий. Прежде всего, вопрос решали таким образом: какие предприятия и сектора экономики блокировать, а какие оставить в неприкосновенности. И не было общероссийского федерального нормативного документа, определяющего деятельность губернаторов в регионах. Меня поразило, что в прошлом году был сделан серьёзный шаг навстречу ползучему сепаратизму.
Алексей Кудрин заявил, что регионам необходимо представить бОльшие полномочия для расходования бюджета. Таким образом он предлагает разрушить единство бюджетной системы. И в таком случае у нас будет не Российская Федерация, а Российская конфедерация. И это ещё один шаг в сторону распада России. Ныне, наоборот, нужно проводить консолидацию страны. Советский Союз, несмотря на наличие республик, был унитарным государством. Централизация управления экономикой была на высочайшем уровне. Громадный размер страны предполагает, что необходимо постоянно датировать определённые регионы, которые в силу природных или климатических условий, не могут быть самоокупаемыми. Но это наша территория. Мы же не всё измеряем деньгами и понимаем, что там живут люди. И эти территории имеют стратегическое значение для безопасности государства.
Без централизованного подхода мы не удержим Российскую Федерацию – самую крупную суверенную территорию на планете.
Я был поражён указом установить контроль над ценами на жизненно необходимые товары. Я прекрасно понимал, что после указа товары начнут исчезать с полок магазинов.
Председатель Правительства Михаил Мишустин начал исполнять этот указ. Но как премьер, отвечающий за экономику, должен был бы сказать Президенту: «Уважаемый Владимир Владимирович, не с того конца решается проблема». Иначе ситуация приведёт к искусственному дефициту.
Напомню, что в Советском Союзе было несколько ключевых признаков экономической политики. Каждые пять лет собирался съезд партии, на котором отчитывались о реализации принципа выравнивания уровня экономического развития регионов. Под регионами понимали не только области или автономные республики, но и 15 союзных республик. Я прекрасно помню, что в отчётах об исполнении пятилетнего плана всегда была таблица, которая показывала, как за пятилетие произошло сближение уровня экономического развития 15 республик Советского Союза. Сегодня никто не ставит такой задачи, а в Росстате не найти такой статистики. Когда чиновники получают команду сверху, тогда начинают бегать, как ошпаренные, и кричать: у нас нет статистики. И тогда Росстат открывает новую страницу и начинает собирать статистику. В 2014 году в ответ на антироссийские санкции была принята программа импортозамещения. Росстат «взял под козырёк» и открыл новую страницу импортозамещения.
С той поры прошло семь лет. Открываем страницу Росстата об импортозамещении и видим… дырку от бублика! Как можно в условиях отсутствия статистики принимать решения, а тем более отвечать за исполнение указов?