Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы празднуем великий праздник – Благовещение Пресвятыя Богородицы. Содержание его мы слышали в сегодняшнем Евангелии. Этот праздник так промыслом Божиим устроен в нашем богослужении, что почти всегда приходится Великим постом. Правда, бывают редкие исключения, когда он приходится на Пасхальных днях, и даже на первый день Пасхи – именуется это Кириопасха, сочетание Пасхи и Благовещения.
Сочетание Благовещения и Великого поста в сегодняшний день усиливается еще более сочетанием Благовещения и Крестопоклонной недели – изнесение Честнаго Креста Господня, то есть Благовещение и Крест. Какой глубочайший смысл заключен в нашем православном богослужении! Оно, как нам говорили наши духовные отцы и наставники, есть вся полнота богословия. В нем – всё богословие, здесь раскрывается весь смысл и богословский, и сотериологический, то есть смысл спасения души человеческой, смысл жизни всей.
Наша Православная Церковь так учит нас, что существует праздник, но к нему готовит предпразднество. И после праздника идет попразднество. Смысл этого очень глубок. Он говорит о том, что всё должно делаться постепенно, не спеша и с благоговением. То есть не сразу вдруг начинать какое-то великое дело, а постепенно готовиться к этому.
Мне сейчас вспоминается пример одного, ныне уже усопшего священнослужителя нашей Православной Церкви высокой духовной жизни, отца Николая Голубцова. Когда меня Господь сподобил с ним общаться и я ему рассказал о своем желании быть священником, он сказал: «Готовься. Я к этому готовился всю жизнь». Он пошел на это служение в шестьдесят лет, пройдя высоконравственную православную христианскую жизнь в те времена, когда всё вокруг было страшно, везде безбожие, жестокости. Но он сохранил чистейшую душу и вышел на служение через такую подготовку.
Наша жизнь учит нас, чтобы мы также перестраивали свою душу в духе евангельском, в духе православного богослужения.
Почему жизнь православного человека должна быть богослужебная? Приход, то есть те люди, которые приходят в определенный храм, и там живут литургической жизнью, то есть приступают к таинствам, исповедуются, причащаются, – все они составляют богослужебно-покаяльную семью. Это как раз то самое, что должно быть у православного человека. Он должен таким образом строить и свою семью, потому что большая семья состоит из маленьких семей, и каждая семья является малой церковью. Если здесь мы в великой Церкви, то каждая семья – малая церковь. Поэтому и распорядок жизни должен быть, как в богослужении. То есть размеренный, неспешный, если что-то мы хотим сделать, то прежде всего должны посмотреть: а что в этот день в Церкви? Не праздник ли?
Мы планируем какие-то житейские дела. А, кстати, очень заметно, что мiр часто строит свою жизнь в противовес жизни церковной. И когда человек начинает жить православной жизнью, у него возникают конфликты, даже с родственниками, не говоря уже о всех окружающих. Если в Церкви пост, то ему говорят: «Поешь вот это, – то есть не постное, – сделай то». Если в церкви служба, то говорят: «Срочно нужно ремонт делать», или стирка какая-то подворачивается, уборка – что-то якобы срочное такое, неотложное. Хотя, извините, если, не дай Бог, какой-нибудь инсульт или инфаркт, да просто даже живот расстроится, то многие вещи в таких случаях все-таки отодвигаются, всё откладывается, а здесь – будто бы всё неотложное.
На самом деле – это всё противостояние мiра Церкви, богослужению. Если Церковь говорит, если ты собираешься что-то духовное делать – готовься к этому делу. Вот как отец Николай Голубцов сказал: «Я готовился к этому всю жизнь». Так в православных семьях готовили детей вообще к жизни. Девушку готовили к семейной жизни – учили стряпне, шитью, домашним работам, – чтобы она была подготовлена, и начала семейную жизнь хозяйкой. Чтобы она знала тяготы семейной жизни. А какая это хозяйка, которая ничего не умеет делать? И когда таким образом готовили, то и семьи получались крепкие.
Молодых людей тоже готовили с детства к военной службе, к хозяйству. В древности на коня ребенка сажали в два-три года, как только он начинал ходить. Он знакомился с оружием, с трудом, ведь мальчик должен стать защитником, тружеником, хозяином – ко всему готовили.
Этот принцип подготовки существует везде. Человек собирается поступать в высшее учебное заведение – он готовится, не просто кончает школу и поступает. Серьезно нужно готовиться, больше профильному предмету уделять внимания. То есть это предпразднество. А потом – праздник.
Вот это сочетание в нашей православной вере – праздник и пост. Благовещение: Родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется (Лк. 1, 31-32). И рядом – Крест. Даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, Царствию Его не будет конца (Лк. 1, 32-33), – и рядом Крест. А это что такое? Да, в духовном смысле так это есть, и так это исполнится. Мы живем на земле, и для стяжания этого Царства, которому не будет конца, нужно пройти крестным путем – ведь в этом жизнь и заключается.
Да, Господь даст тебе дар – семью, и ты должен (или должна) быть главою (или хозяйкой) в доме, и детей Господь даст. Но этот путь крестный – радостный, но и крестный.
А путь обычного научения? Как хорошо уметь, знать всё! Но ведь нужно учиться, и учиться много. А это нелегко. «Трудно в учении – легко в бою». В учении трудно – значит, крест опять.
Вот это сочетание Благовещения и Креста, праздника и поста знаменует собой сущность православной жизни христианской – радость будущей жизни и крест земной жизни. Радость духовная – и скорби и болезни, которыми Господь посещает нас для нашего спасения. Всё это как раз в нашем православном богослужении и свидетельствуется таким вот сочетанием, как сегодня: праздник и пост, праздник и Крест.
Как я вам уже сказал, русский народ всю свою жизнь соразмерял с православными праздниками, с тем, что происходит в церкви. Он всё, что его окружало, рассматривал в свете этого. «Девка косы не плетёт, птица гнезда не вьёт» – в этот праздник. Вся природа замирает в благоговейном трепете перед тем, что открывается мiру. Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с тобою. Аминь.
Протоиерей Валериан Кречетов, почётный настоятель Покровского храма села Акулово Одинцовского района
7 апреля 2002 г.