Благовещение и Крест

Слово протоиерея Валериана Кречетова в день Благовещения Пресвятой Богородицы

Пастырская проповедь 
1 Александр С. Трифонов 
1804
Время на чтение 4 минуты

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы празднуем великий праздник – Благовещение Пресвятыя Богородицы. Содержание его мы слышали в сегодняшнем Евангелии. Этот праздник так промыслом Божиим устроен в нашем богослужении, что почти всегда приходится Великим постом. Правда, бывают редкие исключения, когда он приходится на Пасхальных днях, и даже на первый день Пасхи – именуется это Кириопасха, сочетание Пасхи и Благовещения.

Сочетание Благовещения и Великого поста в сегодняшний день усиливается еще более сочетанием Благовещения и Крестопоклонной недели – изнесение Честнаго Креста Господня, то есть Благовещение и Крест. Какой глубочайший смысл заключен в нашем православном богослужении! Оно, как нам говорили наши духовные отцы и наставники, есть вся полнота богословия. В нем – всё богословие, здесь раскрывается весь смысл и богословский, и сотериологический, то есть смысл спасения души человеческой, смысл жизни всей.

Наша Православная Церковь так учит нас, что существует праздник, но к нему готовит предпразднество. И после праздника идет попразднество. Смысл этого очень глубок. Он говорит о том, что всё должно делаться постепенно, не спеша и с благоговением. То есть не сразу вдруг начинать какое-то великое дело, а постепенно готовиться к этому.

Мне сейчас вспоминается пример одного, ныне уже усопшего священнослужителя нашей Православной Церкви высокой духовной жизни, отца Николая Голубцова. Когда меня Господь сподобил с ним общаться и я ему рассказал о своем желании быть священником, он сказал: «Готовься. Я к этому готовился всю жизнь». Он пошел на это служение в шестьдесят лет, пройдя высоконравственную православную христианскую жизнь в те времена, когда всё вокруг было страшно, везде безбожие, жестокости. Но он сохранил чистейшую душу и вышел на служение через такую подготовку.

Наша жизнь учит нас, чтобы мы также перестраивали свою душу в духе евангельском, в духе православного богослужения.

Почему жизнь православного человека должна быть богослужебная? Приход, то есть те люди, которые приходят в определенный храм, и там живут литургической жизнью, то есть приступают к таинствам, исповедуются, причащаются, – все они составляют богослужебно-покаяльную семью. Это как раз то самое, что должно быть у православного человека. Он должен таким образом строить и свою семью, потому что большая семья состоит из маленьких семей, и каждая семья является малой церковью. Если здесь мы в великой Церкви, то каждая семья – малая церковь. Поэтому и распорядок жизни должен быть, как в богослужении. То есть размеренный, неспешный, если что-то мы хотим сделать, то прежде всего должны посмотреть: а что в этот день в Церкви? Не праздник ли?

Мы планируем какие-то житейские дела. А, кстати, очень заметно, что мiр часто строит свою жизнь в противовес жизни церковной. И когда человек начинает жить православной жизнью, у него возникают конфликты, даже с родственниками, не говоря уже о всех окружающих. Если в Церкви пост, то ему говорят: «Поешь вот это, – то есть не постное, – сделай то». Если в церкви служба, то говорят: «Срочно нужно ремонт делать», или стирка какая-то подворачивается, уборка – что-то якобы срочное такое, неотложное. Хотя, извините, если, не дай Бог, какой-нибудь инсульт или инфаркт, да просто даже живот расстроится, то многие вещи в таких случаях все-таки отодвигаются, всё откладывается, а здесь – будто бы всё неотложное.

На самом деле – это всё противостояние мiра Церкви, богослужению. Если Церковь говорит, если ты собираешься что-то духовное делать – готовься к этому делу. Вот как отец Николай Голубцов сказал: «Я готовился к этому всю жизнь». Так в православных семьях готовили детей вообще к жизни. Девушку готовили к семейной жизни – учили стряпне, шитью, домашним работам, – чтобы она была подготовлена, и начала семейную жизнь хозяйкой. Чтобы она знала тяготы семейной жизни. А какая это хозяйка, которая ничего не умеет делать? И когда таким образом готовили, то и семьи получались крепкие.

Молодых людей тоже готовили с детства к военной службе, к хозяйству. В древности на коня ребенка сажали в два-три года, как только он начинал ходить. Он знакомился с оружием, с трудом, ведь мальчик должен стать защитником, тружеником, хозяином – ко всему готовили.

Этот принцип подготовки существует везде. Человек собирается поступать в высшее учебное заведение – он готовится, не просто кончает школу и поступает. Серьезно нужно готовиться, больше профильному предмету уделять внимания. То есть это предпразднество. А потом – праздник.

Вот это сочетание в нашей православной вере – праздник и пост. Благовещение: Родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется (Лк. 1, 31-32). И рядом – Крест. Даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, Царствию Его не будет конца (Лк. 1, 32-33), – и рядом Крест. А это что такое? Да, в духовном смысле так это есть, и так это исполнится. Мы живем на земле, и для стяжания этого Царства, которому не будет конца, нужно пройти крестным путем – ведь в этом жизнь и заключается.

Да, Господь даст тебе дар – семью, и ты должен (или должна) быть главою (или хозяйкой) в доме, и детей Господь даст. Но этот путь крестный – радостный, но и крестный.

А путь обычного научения? Как хорошо уметь, знать всё! Но ведь нужно учиться, и учиться много. А это нелегко. «Трудно в учении – легко в бою». В учении трудно – значит, крест опять.

Вот это сочетание Благовещения и Креста, праздника и поста знаменует собой сущность православной жизни христианской – радость будущей жизни и крест земной жизни. Радость духовная – и скорби и болезни, которыми Господь посещает нас для нашего спасения. Всё это как раз в нашем православном богослужении и свидетельствуется таким вот сочетанием, как сегодня: праздник и пост, праздник и Крест.

Как я вам уже сказал, русский народ всю свою жизнь соразмерял с православными праздниками, с тем, что происходит в церкви. Он всё, что его окружало, рассматривал в свете этого. «Девка косы не плетёт, птица гнезда не вьёт» – в этот праздник. Вся природа замирает в благоговейном трепете перед тем, что открывается мiру. Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с тобою. Аминь.

Протоиерей Валериан Кречетов, почётный настоятель Покровского храма села Акулово Одинцовского района

7 апреля 2002 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Серафим (Кречетов)
Все статьи Архимандрит Серафим (Кречетов)
Пастырская проповедь
«Законодательством, полицией, налоговой инспекцией мир не исцелим»
Человек не должен лениться, но нельзя трудиться постоянно без отдыха и молитвы
23.11.2024
Тайна скорого услышания
22 ноября — празднование иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.2024
Дом, который оставляет Христос, становится пуст
Евангелие пятницы (Лк, 73 зач., 13, 31—35)
22.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06