70 лет назад, 4 марта 1951 года, на 60-м году умер учёный-теплотехник, основоположник научного проектирования паровозов, автор теории и методики расчёта тепловых процессов и топочного процесса паровозных котлов, академик АН СССР, лауреат Сталинской премии Сергей Петрович Сыромятников.
На основе его теории в 1930–40-е гг. были созданы лучшие в мире паровозы ФД, ИС, СО, П и Л, превосходившие зарубежные аналоги по совокупности параметров мощности, скорости, экономичности и безопасности. Многие труды С.П. Сыромятникова, в т. ч. фундаментальный «Курс паровозов», были переведены на иностранные языки.
Родился он в семье земского врача в Ярославской губернии, окончил с серебряной медалью гимназию в Пензе, в 1917 г. защитил дипломный проект в МВТУ. Инженерную деятельность начинал на Путиловском заводе и в Московском паровозном депо, затем преподавал в ряде вузов, в 1925–49 гг. руководил кафедрой «Паровозы». В 1940–43 гг. был главным экспертом по паровозам Экспертно-технического совета НКПС.
По символическому совпадению жизнь Сергея Петровича окончилась вместе с эпохой паровозов: последний паровоз (пассажирский серии «П36») запроектировали в 1949 году, а производство паровозов в стране прекратили в 1956-м.
Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств