Во вторник, 30 марта, по благословению митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия в Актовом зале Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры состоялось открытие ХІ ежегодной студенческой конференции «Студенческая наука в духовной школе», организованной Киевской духовной академией и семинарией. В этом году из-за сложной эпидемиологической ситуации на Украине часть участников принимают участие дистанционно на интернет-платформе «Zoom», сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ МП со ссылкой на сайт КДАиС.
В президиум на пленарном заседании вошли: управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний; ректор Киевской духовной академии и семинарии епископ Белогородский Сильвестр и проректор по воспитательной работе епископ Згуровский Амвросий.
Открывая пленарное заседание, владыка-ректор поздравил присутствующих с началом работы ежегодной студенческой конференции и пригласил заслуженного профессора КДА митрополита Бориспольского и Броварского Антония зачитать обращение Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия к организаторам и участникам конференции.
В своем слове к студентам Предстоятель Украинской Православной Церкви заметил: «Я прошу вас со всей ответственностью отнестись к вашим научным изысканиям. Ведь навык академических трудов прививает любовь к книге, к постоянному совершенствованию и самопознанию; кому-то из вас это поможет стать настоящим ученым, а кому-то поспособствует быть более организованным как в духовной жизни, так и в своем церковном служении».
Размышляя о теме конференции, посвященной вопросам экклезиологии, Блаженнейший владыка отметил: «Учение о церковном единстве, о первенстве во Вселенской Церкви, о каноническом устройстве Поместных Церквей, апостольской преемственности, о порядке принятия в Церковь тех, кто от нее отпал – все эти вопросы сегодня активно обсуждаются в церковной среде. Ответы на эти вопросы должны быть сформулированы не только великими богословами, но и каждым студентом духовной школы, всяким православным христианином: все без исключения имеют сегодня ответить для себя на эти вопросы, чтобы в будущем не поддаться соблазнам».
Митрополит Онуфрий призвал всех верующих людей, а особенно будущих пастырей Церкви быть благоразумными и верными Церкви Христовой. В частности, владыка подчеркнул, что верующие во Христа Спасителя должны быть любомудрыми и благоразумными, отличать истину от лжи. А истинный пастырь, по его мнению, – «это путеводитель, который своим собственным примером показывает людям дорогу к вечной жизни, к Царству Божьему».
Напоследок Блаженнейший владыка призвал на всех Божье благословение.
Далее с докладом «Православное учение о Церкви: современные вызовы и поиски ответов» выступил митрополит Антоний.
В своем докладе владыка обратил внимание на учение о первенстве во Вселенской Церкви. Так, в частности, архипастырь отметил, что понимание первенства во Вселенской Церкви уже много веков является предметом богословской полемики между Православной и Католической церквами.
Рассматривая и анализируя различные взгляды на экклезиологические вопросы, в том числе и относительно первенства во Вселенской Церкви, архипастырь отметил: «Когда мы говорим о проблемных вопросах в сфере экклезиологии, то это не только теоретическая дискуссия. Вопрос экклезиологии – это вопрос реальной церковной жизни. Учение о Церкви воплощается в церковном устройстве и в межцерковных взаимоотношениях. Поэтому расхождения в сфере экклезиологии не могут не порождать сложных конфликтов. "Украинский кризис"» четко показал, что применение на практике "константинопольской модели" влечет за собой тяжелые конфликты между Поместными Церквами».
Далее владыка отметил, что сегодня мировое Православие фактически балансирует на грани раскола. Односторонние усилия Поместных Церквей не могут преодолеть этот кризис. Совершенно очевидно, что является жизненно необходимым диалог между Поместными Церквами с целью достичь консенсуса по указанным вопросам. Однако этот консенсус должен стать не плодом уступок в области вероучения, а результатом глубокого и ответственного изучения святоотеческого наследия.
Напоследок владыка призвал: «На нас возложена огромная ответственность. Мы должны приложить максимум усилий, чтобы сохранить церковное единство. Кроме того, мы должны четко сформулировать учение Православной Церкви по дискуссионным вопросам. Будем верить, что нам удастся выполнить эту непростую задачу».
После доклада митрополита Антония с докладом «Преподобный Никодим Святогорец и его мысли о судебных полномочиях Константинопольского патриарха» выступил ректор Киевских духовных школ, профессор епископ Белогородский Сильвестр.
Владыка-ректор в своем докладе рассмотрел один из проблемных экклезиологических вопросов – учение о праве Константинопольского патриарха принимать апелляции от епископов, священников и диаконов, которые находятся в юрисдикции других Поместных Церквей, и не согласны с вынесенными против них решениями церковных судов.
Для поиска ответов на этот вопрос владыка обратился к наследию преподобного Никодима Святогорца, который оставил великое литературное наследие, а его труды послужили духовному возрождению на Христианском Востоке. Это возрождение охватило и богослужения, и монашескую жизнь, и сферу канонического права, и проповедничество.
После тщательного анализа толкований преподобного Никодима Святогорца в его известной работе «Педалион» правил Вселенских и Поместных Соборов, на которых базируется учение Вселенского патриарха о принятии апелляций от клириков других Поместных Православных Церквей, епископ Сильвестр приходит к выводу, что в «Педалион» отбрасывается один из центральных пунктов современной доктрины об особых правах Константинопольского патриарха.
«Преподобный Никодим принципиально не признает ни за кем из православных патриархов права принимать апелляции на судебные решения других патриархов. Подавать апелляции против решения одного из патриархов можно только Вселенскому Собору», – отмечает владыка-ректор. То есть, по мнению прп. Никодима, каждая автокефальная Церковь имеет равные права в сфере судопроизводства. Поэтому судебные решения, принятые одним из патриархов, могут быть пересмотрены только соборными органами, в которых принимают участие представители всех Поместных Церквей.
В завершение епископ Сильвестр отмечает: «В современной полемике между Поместными Церквами по вопросу первенства во Вселенской Церкви голос преподобного Никодима Святогорца должен прозвучать со всей силой. Его наследие может стать одной из важных основ для преодоления того кризиса, охватившего сегодня мировое Православие».
Далее с докладами выступили: аспирант Московской духовной академии Николай Сапсай «Последствия "украинского церковного кризиса" для Православия на Балканах» и аспирант Киевской духовной академии диакон Антоний Ковшар «Антропологические взгляды профессора КДА Памфила Юркевича».
В завершение пленарного заседания состоялось награждение лучших студентов Киевских духовных школ на кафедре Церковной истории воспитанников 4-го класса семинарии Андреева Даниила и Воробьева Александра, которым были вручены все тома фундаментального труда по истории Русской Церкви митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова).
После награждения и завершения заседания конференция продолжила работу на 9-ти секциях.
3. На грани раскола
2. Ответ на 1, Сант:
1. Митрополит Онуфрий призвал верующих быть благоразумными...
Раз призвали...
ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО ЖИЗНИ — ПОМНИТЬ О БОГЕ И ЖИТЬ ПО ЕГО ЗАКОНАМ.
1. Молитвенное оживление в душе-сердце памяти Божией: - «БОЖЕ /Господь рядом!/, СПАСИ И ПОМИЛУЙ НАС, ГРЕШНЫХ. СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ»!
2. ЖИТЬ ПО ЗАКОНАМ БОЖИИМ, т. е. по Законам Веры, Надежды, Смирения, Воздаяния, Покаяния, Ума, Правды, Молитвы.., которые и являются нашими абсолютными ЖИЗНЕОПРЕДЕЛЯЮЩИМИ ценностями.
3. И знать о разрушащих душу и жизнь "законах дьявола": неверия, безнадеги, гордыни, отказа от Бога, лжи, эгоизма, трусости, невежества и т. п. Сколько искалеченных в конечном итоге судеб людей, живущих осознанно или нет по этим "законам греха".?! Да и ушедших... Жизнь...
*МОЛИТВЕННОЕ ЕДИНСТВО.
Конечно, хорошо бы молиться такой, оживляющий в душах чувство Бога, взаимомолитовкой друг о друге осознанно и организованно, ВСЕНАРОДНО И РЕГУЛЯРНО, скажем, каждые 9-12-15-18-21ч... Это - секунды! Мысленно, в любом месте; даже многим обычным, простым верующим вполне по силам... А таких очень много... /Ниневия, Грузия, исламский намаз.../. ***